Пару лет назад ютуб-канал birchpunk выдал несколько роликов в русском киберпанк-сеттинге с отличным графоном.
Ролики были короткими историями, и начинаясь с незамысловатого юмора, зачастую заканчивались рвущей в куски душевной печалью.
Зрители смеялись, плакали, и просили снять уже большое кино.
И вот, наконец, был снят сериал "Кибердеревня". Смог ли он оправдать ожидания?
Внешняя атрибутика
Качество картинки, сеттинг и актёрский состав не изменились со времён первых роликов, и поэтому здесь обсуждать нечего. Зритель получает именно тот визуал, к которому привык. Местами локации сделаны довольно дёшево, и я говорю не только про компьютерную графику. Скажем, для сцены с толпой людей банально не хватает статистов. Но это не тот случай, когда надо придираться.
Сценарий
С моей точки зрения, сценарий получился очень хороший, и далее поясню, почему.
Жили-были два друга-изобретателя. Один из них, Константин Барагозин, стал главой робо-корпорации Ижевск Дайнемикс, а другой, Николай, осел на марсианской ферме.
В завязке Ижевск Дайнемикс прибывает на Марс, чтобы начать добычу ископаемых, но им мешает ферма Николая.
Чтобы уговорить старого друга продать ферму, Барагозин лично является на Марс, но в результате ЧП его сознание случайно переселяется в примитивного робота-уборщика, а тело начинает вести себя как младенец.
Флагманский корабль корпорации улетает, забрав тело Барагозина, а робот с его сознанием остаётся с Николаем.
Николай соглашается вернуть Барагозина в его тело, чтобы сохранить свою ферму. Они с роботом пытаются добраться до штаба ИД, но сразу попадают в переделку. Их путешествие затягивается и уводит в самые разные уголки Солнечной системы.
Итак, мы имеем конфликт в жанре road movie / buddy movie. Два бывших друга, теперь враги, связанные взаимной необходимостью. Возможность познакомить зрителя с разными частями вселенной. Раскрытие через происходящие события характеров каждого героя – честного, простодушного Николая и хитрого, расчётливого Барагозина, в котором иногда тоже просыпается человечность.
Есть и другие сюжетные линии:
- Помощник Барагозина в ИД, который на время отсутствия начальника стал главным. В этом заслуга его жены-голограммы, которая плетёт интриги и манипулирует нерешительным мужем.
- Жена и две дочери Николая, которые остались на ферме и защищают её от рабочих ИД.
Итого, по сценарию у меня вообще нет претензий. Есть общая история, есть параллельные истории, есть конфликты, арки, любовь и переплетённые события. Всё придумано толково.
Но сценарий это просто структура, которую надо наполнить. Как получилось с этим?
Актёрская игра и диалоги
В принципе сразу заявлялось, что в роликах не участвуют профессиональные актёры. И это хорошо, потому что смотреть на Машкова или там Гошу Куценку в 100500-й раз уже нет сил.
Так что актёрская игра в сериале довольно неровная. Иногда получается хорошее попадание в образ, иногда просто кринж.
Диалоги прописаны на скорую руку. Персонажи будто бы не знают, что говорить, и кажется, что они примитивно импровизируют, типа "э, э, что ты делаешь! ух, да я тебя щас как убью вот прям вот!"
Николай как актёр ранее уже полюбился зрителям, но переигрывает в образе эдакого простецкого мужика с излишне бурными возгласами и запинаниями.
В целом это всё терпимо и не является препятствием к просмотру сериала. Видали и похуже.
Плохо другое.
Когда случается какое-то сюжетное событие, подводка к этому событию часто очень поспешная или вообще никакая.
Например, когда Николая облапошивает карточный шулер, мы вдруг узнаём, что Николай, оказывается, азартный игрок, и это его слабость. Но раньше ничто на это не намекало. Просто сейчас понадобилось для этой сцены – и вот Николай без всяких предпосылок уже азартный игрок. Больше это нигде фигурировать не будет.
Четвёртая стена
Особенно странным решением является использование "слома четвёртой стены", когда персонаж смотрит прямо в камеру и разговаривает со зрителем. В роликах это было постоянно, но там типа велась репортажная съёмка. Здесь же, с полным погружением в сюжет, ни о какой репортажной съёмке речи нет, и тем не менее персонажи часто и беспричинно говорят в камеру.
Этот приём используется для того, чтобы подвести к какому-либо событию или объяснить сцену.
Например, на ферме идёт борьба семьи Николая с рабочими ИД. В основном этой борьбой занимается младшая дочь-вундеркид. Она использует секретные изобретения из папиного сарая, устраивая рабочим всякие пакости.
Изобретения просто достаются, когда надо. И дочь Николая каждый раз объясняет на камеру, что это папа придумал. Как нетрудно догадаться, папа придумал всё, что может потребоваться по сюжету.
Это же делают и другие персонажи в разных ситуациях, чтобы рассказать о своих мыслях и чувствах, а не показать их.
Таким простым способом сокращают усилия, чтобы донести до зрителя историю. Не действиями, не намёками, не взаимосвязями, а просто проговорив текст на камеру.
Юмор и мелодрама
Сериал можно считать юмористическим, в нём есть много пасхалок и отсылок к советским и российским фильмам, и к ламповому советскому прошлому.
Но как я говорил раньше, ролики могли заставить и плакать. Здесь тоже есть свои душещипательные моменты, скажем история про паренька, который ждал отца, или про маму Барагозина. Они хорошо придуманы и по-настоящему цепляют, но опять-таки поспешно или поверхностно реализованы. Возможно, это просто ограничение формата, иначе серии пришлось бы растягивать раза в два.
Сатира
Кроме того, присутствует сатира на нашу злободневность. И это, я считаю, самое плохое решение. Во-первых, смотрится инородно и отвлекающе. Вы показываете фантастику, будущее, киберпанк, но не можете удержаться, чтобы натужно высмеять каких-нибудь полицейских или депутатов? Зачем? Это только отвлекает.
Более того, целая серия посвящена иллюстрации высера про "скрепную нищую страну, которая всем угрожает своими ржавыми ракетами". Целая серия. Зачем вы в это лезете?
Музыка
Музыка в роликах была настоящей жемчужиной. Это русские народные песни в исполнении женского дуэта, но на кибер-темы, про коптеры и андроидов. Они звучали настолько органично, что пробирали до мозга костей и заставляли плакать.
В сериале такие песни тоже есть. Но звучат мало и обрывочно, их не хватает.
Итоговая оценка
Оправдал ли сериал ожидания? Тут такое дело, что ожидания всегда больше действительности. В таком случае – нет, не оправдал.
Но стоил ли он того, и стоит ли его смотреть? Если вам нравились ролики –безусловно, стоит. Всё, что было в роликах, было перенесено в сериал и доработано. На месте и актёры, и графон, и шутки. Естественно, что такой большой проект вылизывать на порядки труднее, поэтому вылезли различные косяки и в некотором смысле исчезла изначальная магия.
Мне лично резко не понравились разговоры в камеру и сатирические выпады, а шестая серия – полный кал. Зато седьмая отличная. И вот как тут быть, непонятно. Вообще сложилось ощущение, что производством разных серий руководили разные люди. Где-то хороший человеческий сюжет, а где-то выпирает чьё-то больное место.
Очень крепкий, на мой взгляд, сценарий реализован слишком поспешно и ходульно. Опять же не знаю, может банально не хватило времени и денег на проработку.
В целом Кибердеревня это успех российского сериалостроения просто по причине того, что такого раньше никто не делал, и получилось не идеально, но вполне неплохо.