Найти в Дзене
НФО России

Шедевры западноевропейской музыки в исполнении Национального филармонического оркестра России в Зарядье

Вольфганг Амадей Моцарт, Густав Малер, Мечислав Карлович, Рихард Штраус
Вольфганг Амадей Моцарт, Густав Малер, Мечислав Карлович, Рихард Штраус

12 ноября в Зале Зарядье Национальный филармонический оркестр России представит программу из произведений западноевропейской музыки различных музыкальных эпох — от венского классицизма до заключительных десятилетий романтического XIX столетия. Для слушателей прозвучат сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Густава Малера, Мечислава Карловича и Рихарда Штрауса. За дирижерским пультом — Арсентий Ткаченко.

Симфония №35 ре мажор Моцарта, которая также получила название «Хаффнер-симфония» (1782), — одно из любимых слушателями во всем мире сочинений легендарного классика. 

В 1782 году Моцарт получает заказ на создание серенады по случаю присвоения дворянского титула Зигмунду Хаффнеру-младшему — сыну мэра Зальцбурга, который в свое время принял активное участие в судьбе всей семьи Моцартов (Леопольда, его сына Вольфганга и дочери Наннерль), способствуя проведению их первых гастролей по Европе. Спустя несколько месяцев для собственного концерта Моцарту потребовалось в сжатые сроки написать новую симфонию, и он обратился к партитуре написанной ранее серенады, внес ряд изменений в структуру цикла, наделив его чертами классической симфонии, переработал оркестровку.

Симфония сразу полюбилась публике своим жизнерадостным характером, юмористическим, буффонно-оперным настроением и самобытными жанровыми элементами, напоминающими слушателям о серенадном происхождении сочинения.

Один из наиболее известных и исполняемых вокально-симфонических циклов Малера — «Песни об умерших детях» — пять небольших музыкальных новелл, наполненных бесконечной печалью и глубокой скорбью. В основу произведения легли стихи немецкого поэта-романтика Фридриха Рюккерта (1788 - 1866) — тонкого мыслителя своего времени, увлекавшегося философий и историей древнего востока, любимого поэта композитора. Цикл Рюккерта «Песни об умерших детях» включает 432 стихотворения, посвященных его двум скончавшимся в юные годы дочерям и отражает все грани душевных переживаний потери. Объединяющим мотивом сборника у поэта становится вопрос «почему в этом мире умирают дети?» — вопрос, на который невозможно найти ответ.

Существует мнение, что к циклу Рюккерта Малер обратился во многом под влиянием творчества глубоко ценимого им Достоевского. Ведь известно, что одна из самых драматичных тем, господствующих над всем наследием писателя, воплощалась в вопросе «За что страдает дитё?». И, безусловно, это явилось связующим мотивом между немецким поэтическим циклом и творческим взглядом Малера, подробно изучавшего сочинения русского писателя.

Кроме этого, детские воспоминания композитора также, весьма вероятно, оказали влияние на выбор литературного первоисточника для вокального цикла: Малер рос в большой семье, где было двенадцать наследников, шестеро из которых ушли из жизни, когда Малер был уже достаточно взрослым, чтобы глубоко осознавать трагизм и несправедливость такой потери…

В программе предстоящего концерта сольную партию в вокально-симфоническом цикле «Песни об умерших детях» исполнит приглашенный солист Большого театра России Игорь Подоплелов (бас-баритон).

Арсентий Ткаченко, Анна Аглатова, Игорь Подоплелов, Национальный филармонический оркестр России
Арсентий Ткаченко, Анна Аглатова, Игорь Подоплелов, Национальный филармонический оркестр России

Центральную часть программы музыкального вечера составит редко исполняемое произведение польского композитора Мечислава Карловича — симфонический триптих «Извечные песни».

Мечислав Карлович — композитор, который, несмотря на совсем недолгую жизнь (лишь 33 года — 1876-1909), оставил миру интересное и достойное самого пристального внимания музыкальное наследие: ряд вокальных сочинений, шесть симфонических поэм, симфонию, сочинения для струнного и духового оркестров, квартет, музыку к театральной драме, фортепианные произведения.

Симфонический триптих «Извечные песни», завершенный в 1906 году, в своей мелодической основе опирается на белорусские народные песни (отец композитора — Ян Александр Карлович — был известным белорусским языковедом и этнологом, а сам композитор неоднократно посещал белорусские села, где собирал образцы старинного национального фольклора). Программные заголовки частей повествуют о смысловом содержании каждого из разделов: «Песнь о вечной тоске», «Песнь о любви и смерти», «Песнь о всебытии».

В числе других интересных деталей жизни Мечислава Карловича — его страстное увлечение горным туризмом, альпинизмом и горными лыжами, в становлении популярности которых он стал одним из первопроходцев. В 1907 году он переезжает жить на горный курорт Закопане, где активно занимается лыжным спортом и горными восхождениями. К сожалению, именно эти увлечения и послужили причиной столь раннего ухода талантливого композитора — в 1909 году Мечислав Карлович трагически погибает в результате схода снежной лавины.

Цикл Рихарда Штрауса «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром нередко называют духовным завещанием композитора, ведь, созданное в 1948 году и ставшее последним опусом Штрауса, в центре своего замысла сочинение несет идею заката человеческой жизни.

Четыре вокальных миниатюры, три из которых («Весна», «Сентябрь», «Когда засыпаешь») написаны под впечатлением от поэзии Германа Гессе, а заключительная песня — «На закате» — на стихи Йозефа фон Айхендорфа. Пьесы были объединены в единый цикл уже после смерти композитора его другом, издателем Эрнстом Ротом, по инициативе которого произведение также получило свое общее название, столь бесспорно отражающее размышления художника о большом пути, приходящему к своему завершению. 

Знаковый биографичный характер носит и оркестровка сочинения: основная роль здесь отведена вокальной партии сопрано и солирующей валторне, что имеет определенный символический смысл: супруга Штрауса была певицей, а отец - валторнистом.

В программе предстоящего концерта партия сопрано прозвучит в исполнении ведущей солистки Большого театра России Анны Аглатовой.

Билеты доступны на официальном сайте МКЗ «Зарядье» по ссылке:

https://zaryadyehall.ru/afisha/klassika/nfor-dirizher-arsentiy-tkachenko-anna-aglatova-soprano-igor-podoplelov-bas-bariton/