Виротерапия - или убьем злокачественные клетки вирусом
Ученые продолжают поиски наиболее эффективного способа лечения злокачественных опухолей. Наряду с комбинациями уже знакомых методов рассматривается и применение новых "агентов" в онкологии.
Все также важным преимуществом остается возможность поражать опухолевые клетки, максимально сохраняя при этом здоровые. Одним из интереснейших направлений, которое соответствует этим требованиям, является виротерапия. Цель ее состоит в создании новых и поиске имеющихся вирусов, которые могли бы поражать избирательно опухолевую ткань.
С точки зрения иммунитета при развитии опухолевого процесса нарушается механизм распознания злокачественных клеток, которые обладают набором свойств, помогающим им беспрепятственно обойти защиту организма от чужеродных агентов. Вирусы рассматривают как системы, которые могут проникнуть непосредственно внутрь клетки и привести к ее разрушению, размножаясь в ней.
Еще в 1912 году был описан случай регрессии рака шейки матки у женщины, которой после укуса собаки ввели вакцину от бешенства. Такие наблюдения стимулировали ученых изучать влияние вирусов на опухоль. И уже в начале 20-го века, в 1940-х годах, были осуществлены первые попытки проведения виротерапии в опытах на животных, а в 1956 году клинические исследования проводились на добровольцах для борьбы с раком шейки матки.
В России первые испытания проводились в 1960-1970-х годах с использованием непатогенных штаммов энтеровирусов, встречались данные о спонтанной регрессии лимфом Ходжкина после вакцинации против кори, а в 1991 году появилась успешная разработка лечения глиом человека генетически модифицированным вирусом герпеса.
В настоящее время активно изучаются ДНК- и РНК-содержащие вирусы разных семейств, способные разрушать клетки опухоли, то есть, обладающие онколитическим действием.
Онколитические вирусы, показавшие свою эффективность в исследованиях на опухолевых образцах:
- Аденовирусы, серотип 5. Не применяются в естественном виде, модифицируются и используются учеными в опытах для разработки онколитических препаратов, в частности, при раке носоглотки.
- Герпесвирусы, вирусы простого герпеса типов 1 и 2, модифицированные методами генной инженерии. Одно из последних исследований в области лечения глиобластом показывает, что внутриопухолевое введение онколитического герпесвируса увеличивает выживаемость пациентов с рецидивом глиом в 2 раза.
- Поксвирусы, исследуют ослабленные штаммы вируса осповакцины.
- Парвовирусы также могут размножаться в опухолевых клетках и приводить к их разрушению.
- Реовирусы подавляют развитие опухолей желудочно-кишечного тракта, молочной железы, яичников, головного мозга, кроветворной системы. Считаются эффективными при наличии мутаций KRAS. Исследование II фазы, проведенное в Канаде, показало повышение выживаемости пациенток с метастатическим раком молочной железы при включении виротерапии в схему лечения.
- Вирус Коксаки, относящийся к семейству пикорнавирусов.
- Вирус болезни Ньюкасла, семейство парамиксовирусов, лидирует по количеству испытаний. Активно размножается в культуре клеток человека и при этом высоко избирателен в отношении опухоли. Модифицированные вирусы могут взаимодействовать с белком CD46, которого очень много в лейкозных клетках, а также в некоторых аденокарциномах.
- Рабдовирусы, к которым относится вирус бешенства, размножается в клетках глиомы, опухолевых клетках при раке легкого, раке толстой кишки, раке желудка и т.д., подавляя при этом их способность к бесконтрольному делению и запуская механизм программируемой клеточной гибели.
- Вирус венесуэльского энцефаломиелита лошадей, семейство тогавирусов, оказывает деструктивное действие на клетки-мишени карциномы Эрлиха.
В литературе описаны случаи, когда при онкологическом заболевании использование препаратов на основе вирусов приводило к долговременной ремиссии, которая продолжалась годами.
Однако тема применения онколитических вирусов требует дальнейшего изучения, так как существует ряд сложностей на пути утверждения терапии. Например, разные опухолевые клетки обладают разной чувствительностью.
Учены глубоко погрузились в эту тему, чтобы лучше понять механизмы действия – почему одни раковые клетки разрушаются, а другие остаются устойчивыми к действию вирусов?
Это тема дальнейших исследований, потому что на сегодня невозможно определить прогноз лечения до начала терапии. Также остается открытым вопрос избирательной доставки вируса в клетки опухоли и регулирование иммунной реакции против вируса, что ослабляет его действие.
Только 3 препарата на основе вирусов признаны эффективными и используются в мире:
- Oncorine и Gendicine на основе аденовируса (Китай) используется в сочетании с химиотерапией для лечения пациентов с поздней стадией рефрактерного рака носоглотки,
- Rigvir на основе модифицированного непатогенного эховируса (Латвия) одобрен для лечения меланомы в Латвии с 2004 года, в Грузии с 2015 года и в Армении с 2016 года,
- Imlygic на основе герпесвируса (США) применяется для лечения меланомы.
И все же, продолжается поиск оптимального онколитического вируса, способного размножаться и концентрироваться исключительно в опухолевых клетках.
Этот процесс должен происходить быстро как в покоящихся, так и в быстро делящихся клетках, непосредственно проникать в опухолевую массу и разрушать раковые клетки или повышать их чувствительность к другим методам терапии. При этом противовирусный иммунитет не должен затрагивать работу онколитического вируса, что говорит о необходимости добавления синтетического компонента в препарат.
Существующие данные указывают на хорошую переносимость онколитической внутриопухолевой терапии, но все еще недостаточно эффективности при применении в качестве монотерапии. Современные возможности генной инженерии, безусловно, широки. С учетом положительного опыта применения вирусов в лечении рака уже сейчас, можно предполож
ить, что за развитием этих подходов в лечении стоит принципиально новый взгляд на лечение пациентов с онкологическими заболеваниями.