Всем привет. С вами Ло. И сегодня мы поговорим о потрясающем фильме, который я по какой-то причине не видела раньше. Режиссёр картины – Стенли Кубрик. Её название «2001: Космическая одиссея». Снята кинолента по мотивам фантастического рассказа Артура Кларка «Часовой».
В фильме рассказывается об эволюции человеческого вида от обезьяноподобного существа, внешне похожего на австралопитека. Фильм был снят в 1968 году и поэтому сценаристы использовали ту информацию, которая тогда была известна о гоминидах. Развитие человека завершается в фильме появлением некого Звёздного Дитя. Весь этот процесс управляется таинственным, и явно инопланетным артефактом – черным монолитом.
Сценарий картины разбит на три части, объединённых появлением в каждой из них таинственного артефакта. У зрителя сразу же возникает ощущение, что он создан очень древней, и очень развитой внеземной цивилизацией.
Фильм очень «объёмный», очень подробный, он снят с настолько плотной детализацией, что Кларк однажды заявил следующее: «если кто-то полностью поймёт этот фильм, это означает, что мы потерпели неудачу».
Еще один примечательный аспект сценария – почти полное отсутствие диалогов. Первые разговоры появляются только на 25-й минуте фильма. А в общей сложности (при продолжительности картины более двух часов) диалоги длятся всего 45 минут.
Более того, зачастую это какие-то скучные, почти рутинные тексты. Причём следует отметить, что самые эмоциональные из них произносит компьютер HAL.
Разумные обезьяны
Первый раздел фильма, «Рассвет человечества», начинается со сцены в сухой пустыне, полной камней и костей. В серии сцен показано, как группа приматов кормится, живёт в пещерах, пьёт воду из лужи и отражает нападения другой группы обезьян.
Но однажды утром, на рассвете, среди скал появляется черный монолит и звучит завораживающая музыка. Приматы прикасаются к монолиту и вскоре осознают, что кость может быть оружием, дубинкой, и использоваться для охоты или войны.
Во время охоты (или при нападении вражеской стаи) один из приматов использует дубинку, чтобы убить самого агрессивного из нападавших. Теперь эта группа обезьян имеет оружие и умеет им пользоваться. Они уничтожают или изгоняют другую группу и охотятся. У них много еды.
Вероятнее всего в первой части фильма показаны какие-то неизвестные науке гоминиды. Возможно, это промежуточные звенья между австралопитеком и Homo habilis (Человек умелый), видом, который использовал орудия четыре миллиона лет назад. Что, очевидно, имеет какой-то символизм для Кубрика, поскольку именно эта дата упоминается в следующем разделе фильма относительно монолита, найденного на Луне.
Стоит отметить, что группа гоминидов с инструментами и дубинками, используемыми в качестве оружия, демонстрирует, что они двуногие. В то время как их противники продолжают опираться руками на землю. То есть у первых есть очевидное преимущество – свободные руки, что позволяет использовать кости в качестве оружия.
Испытывая чувство радости от первой победы примат подбрасывает кость в воздух. В ходе очень необычной сцены Кубрик «превращает» её в ракету, которая отправляется на космическую станцию, расположенную между Землей и Луной.
Монолит на Луне
Так начинается вторая часть картины.
Ещё одна любопытная сцена: ручка, ускользнувшая от одного из пассажиров ракеты, плавает в воздухе в условиях невесомости.
Здесь заложен очень крутой символизм: эволюция человеческого вида, инициированная внеземным артефактом, приводит приматов к использованию орудий труда и, в конечном итоге, к космическим путешествиям.
На Луне путешественники изучают ещё один чёрный монолит, который, по их оценкам, оказался там около четырёх миллионов лет назад. Этот монолит излучает сигнал в сторону Юпитера.
Третья часть. Драматическая
Люди решают отправиться к Юпитеру. В ходе этого путешествия, действие которого происходит 18 месяцев спустя, группа астронавтов (которым неизвестна истинная цель полёта) и компьютер серии HAL 9000 отправляются в космос. Но в какой-то момент ИИ, который управляет кораблём, вступает в конфликт с людьми из-за получаемых им противоречивых приказов.
Он отключает системы корабля, что приводит к гибели астронавтов, а единственный, кто выживает, отключает его самого. Выживший узнает о цели миссии, достигает монолита, находящегося на орбите возле Юпитера, который переносит его в какую-то странную комнату, где человек очень быстро стареет, а потом, умирая, с помощью четвёртого монолита, становиться существом, наблюдающим в финале картины на Землю из космоса…
Вот такой вот философский, и очень завораживающий сюжет.
Любопытно: Кубрик предполагал, что эволюция компьютеров будет заключаться в увеличении их размеров, тогда как в реальности всё произошло в точности до наоборот.
Кубрик снимал картину так, как будто это документальный фильм, и для этого потратил огромное количество плёнки. Как и в документальных фильмах, соотношение записанной плёнки к смонтированной в итоге составило 200 к 1.
Природа жестокости человечества
Вы обратили внимание, как в первой части фильма Кубрик и Кларк символично обозначают появление человечества? Первое, что сделали «поумневшие» гоминиды после прикосновения к монолиту – использовали свой новый разум для организации более высокого уровня насилия. Человеческий вид жесток по своей природе. Именно это Кубрик, как мне кажется, и хотел, в том числе, показать в своём фильме.
По мнению южноафриканского палеоантрополога Рэймонда Дарта, первооткрывателя и исследователя африканского австралопитека, нашедшего в пещере Макапан до 5000 окаменелостей этого вида, насилие проявлялось уже у этого предка человеческого вида. Он сделал такой вывод из того факта, что костей антилоп и газелей, которые можно было использовать как дубинки, было найдено гораздо больше, чем других окаменелостей. Дарт утверждал, что их также использовали и для охоты. И, по его предложению, именно использование оружия поспособствовало развитию у наших предков крупного мозга.
И в этом, по моему мнению, состоит глубокий смысл фильма – человек стал человеком, когда получил в свои руки оружие. И поэтому он всё время воюет и убивает себе подобных. Такова его природа. Наверное, вьетнамская война сильно повлияла на настроения американского общества тех лет. И такой ответ на его немой запрос о том, зачем мы всё время убиваем друг друга, был тогда весьма актуален. Как, к сожалению, актуален и в наши дни.
Финал картины тоже очень символичен: изменить свою природу человек сможет только после полного перерождения, к которому он в итоге и должен прийти…
Если не видели, обязательно посмотрите это кино. Оно того стоит!
Лофофора У. Магадан. 2023 год.