Скажем так, речь у дочери развивалась. Да как-то не развилась. Были слова, потом повторение шаблонов и фраз. Но вся инициатива шла только от нее. Ей что-то нужно - речь. Нам что-то нужно от нее - вы кто такие, я вас не знаю, что такое речь тоже не знаю и вообще.
Какое было первое слово у дочери я не помню. И в моих заметках дневниковых именно первого слова выделено не было. Потому, что у обоих детей речь началась относительно поздно и это меня беспокоило. Поэтому фиг уж с ним с первым словом - скажите хоть какое-нибудь.
Естественно, что речь "толкали" в том числе с помощью психоневролога.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
Так что вот мои дневниковые заметки о речи дочери в 3 года 4 мес - 3 год 8 мес.
*******************
Она очень много повторяет за нами. Правда речь не совсем четкая, хотя иногда бывает прямо четко слово произнесет. То, что язык у нее нормально работает - это факт, бо она и языком ходит клацает (типа как лошадь копытами цокает показывает) и ля-ля с четкой буквой Л и соответствующим движением языка может произнести.
Иногда проскакивает у нее, что она называет предметы, когда их видит. Вот, например, вчера купала я ее, голову мыть ей собралась и поставила на ванну шампунь детский. Так она голову подняла, посмотрела на него и говорит "Сяпунь" и дальше своими делами занимается. Еще вчера она устроила мини-скандал из-за шоколадки. Узрела она в холодильнике Киндер Пингви и давай требовать. Я же ей говорю "Сначала кашу кушай, а потом я тебе шоколадку дам", так она разоралась, стул двигает к холодильнику, требует шоколадку, от каши отказывается напрочь. Ну я тоже на своем стою (два барана). В итоге она стала бегать по квартире и ныть "Сякатакууууу" (как это дети делают, прося что-нить в магазине, а мама им не покупает) и главное, слез-то нету.
Свекровь записывала в блокнотик что дочь говорила. Вот сегодня она мне рассказала, что ребёнок во время игры (типа грели чай, наливали и пили его) говорила "Дайяй пить тай" (ну может менее четко она это произнесла). А потом брат ей стал мешать и свекровь говорила ему "Не лезь", ну и Ника тоже стала брата отодвигать и говорить "Не лесь".
Когда читаем книжки или я рассказываю на ночь сказки-песенки, то сын всегда слушает (потому что он сам-то эти сказки и просит), и не только слушает, но и со мной их рассказывает, а, если я что-то не так расскажу, то поправляет меня, чтоб рассказывала правильно. А дочь в это время спокойно не лежит - она то с игрушками играет, то под одеялом прячется и хихикает.. кароче, создаётся впечатление, что она не слушает вообще ничего. Ан нет! Оказывается слушает! И даже вчера продолжила фразу из сказки "про Репку".. как я подошла к месту "тянет потянет, вытянуть не может" и она за мной "тяну потяну", а дальше как-то неразборчиво. Кароче, вывод - слушает даже, когда бесится!
_______________
Вчера "читали" с ней книжку. На картинке было нарисовано две кошки, одна спала, другая улыбалась. Я дочь спрашиваю - это кто? - она молчит. Это киса, отвечаю я. И опять спрашиваю "Это кто?"- все ж дочь на какой-то раз мне ответила "Кися". А что киса делает? - ребенок молчит. - Спит, - говорю я. И тогда она за мной повторяет "Кися пит". А вторая киса "Киса убаеся".
Лекарства дочери помогают. Все же я считаю, что они делают свое дело, у нее на фоне приема заметный прогресс, в том числе в поведении и это замечает даже педагог на занятиях.
Стала внимательней рассматривать книжки, даже САМА тыкает пальцем и сама себе говорит "Катосика" (карошка), "Япоко" (яблоко) и "сиваЯ!" (слива). И даже пару раз по просьбе моей показала то, что я ее попрошу в книжке. А вообще много чего за нами повторяет. Однако четко просит "Падусики" и "Петеня".
Стала более послушна, чтоли. Уже не орет криком, если чуть что не по ее. Хотя и крики тоже бывают, но уже реже.
Любит красоваться перед зеркалом. Иногда берет мою помаду из сумки и идет к зеркалу "красит" губы.
Теперь, забегая на кухню, она бежит к холодильнику или тащит кого-нибуть за руку к холодильнику или даже (!о чудо) показывает пальцем на холодильник и требует "Кидер сюпьиз! Маотный сиколад! Игука!" (деть насмотрелся рекламы по телевизору). Или же "Кидер сюпьиз, весёые падаки" (киндер сюрприз - веселые подарки). Печально в этом только то, что это хоть и осознанно, но тупо повторение услышанного, а не самостоятельное построение предложения.
По прошествии трех месяцев после вышеописанного:
У дочери успехи не столь значительные. Да, она повторяет слова. Может даже, когда увидит, что я в ложку лекарство наливаю, сказать "Акияй отик" (Открывай ротик). Взяла вот на днях игрушечные грибочки и со словами "Гибоки, гибоки" села в них играть.
Не могу никак у нее выяснить, что же она знает - цвета, формы, размер. На занятиях они этим занимаются. Но дома повторить от нее не добьешься. Такое чувство, что он слышит только то, что ей хочется слышать. Если ей выгодно, она выполнить просьбы "Положи туда-то", "Отнеси туда-то", "Отдай папе". Но, если заинтересованности в этом нет, то фиг что допросишься. Песни ходит поет, опять же когда ей хочется. Но иногда все ж может продолжить петь, если начнет взрослый.
На улице теперь уже не ее надо держать за руку, а она сама за руку держится и идет.
Конечно, поведение у дочери года на 2,5, не больше, я думаю, а может и меньше. Я имею в виду поведение в обществе. Вот, например, ходили мы в поликлинику. Она выхватывала у людей интересующие ее предметы из рук, при этом не замечая самих этих людей. Если ее что-то заинтересовало, то ей это обязательно надо и она может начать скандалить и кричать. В магазине она тоже целенаправленно бежит и хватает то, что ей надо. А надо ей бутылочки с йогуртом. Заполучив ее, она успокаивается и может дальше спокойно ходить по магазину.
**********************************
И что я могу сказать. Сейчас дочери 16 лет. А она по прежнему использует речь только, когда нужно ей. Диалога нет. Можно добиться ответа, но не на абстрактные вопросы. То есть "Как дела?", "Что делаешь?" - глухая стена. Нет, она уже не выхватывает у других людей все, что ей интересно или нужно, конечно. И не орет дурниной, если ей отказать или не дать. Но все же...
Я периодически публикую свои дневниковые записи развития дочери. Про речь все помещаю в подборки. Почитать можно здесь: