Найти тему
Egor4ik

Стратегия поведения в конфликте Томаса- Килманна

Стратегия поведения в конфликте Томаса- Килманна ( Кеннет Томас, Ральф Килманн)

  • Конфликт - это такое взаимодействие субъектов, для которого характерно наличие противоречия, противодействий (противоборства/противостояния и негативных эмоций у конфликтующих, возникающих в связи с проблемами удовлетворения значимых для них потребностей и достижения поставленных целей.
  • Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:

Как воспринимается проблема противной стороной? Что лежит в основе проблемы, и ее значение для каждой из сторон? Насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную? Что скрывается за реакциями другого человека? Соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)? Что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт? Что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как хотелось бы? Каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии ситуации?

  • После того, как анализ проведен, выбирают стратегию разрешения конфликта. Кеннет Томас и Ральф Килманн предложили пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях Каждую из перечисленных ниже стратегий следует использовать в той ситуации, в которой данная стратегия целесообразна, хотя есть преобладающие стратегии .

1. Стратегия "соперничества, конкуренция"

Открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип "кто кого", и опасный, поскольку есть риск проиграть.

2. Стратегия "игнорирование, уклонение от конфликта"

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы более серьезно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы.

Эту стратегию следует избирать, когда:

  • Отстаивание своей позиции для вас непринципиально или предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;
  • Наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • Открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
  • В ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы; проблема кажется безнадежной;
  • Отстаивание своей точки зрения требует много времени; вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • Пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

3. Стратегия "приспособление"

Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Близка к стратегии "игнорирование"

Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:

  • Проблема непринципиальна для вас;
  • Есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной;
  • Нужно выиграть время;
  • Предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.

4. Стратегия "сотрудничество"

Совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон, пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу. Наиболее открытый и честный стиль, предполагает активное участие в решении конфликта с учетом интересов своих и оппонента. Часто используется для решения открытых и затянувшихся конфликтов.

Применяется в случаях, когда:

  • Необходимо найти общее решение, если проблема слишком важна для обеих сторон, никто не хочет уступать, и компромисс поэтому невозможен;
  • У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, и вы хотите их сохранить;
  • Есть время поработать над возникшей проблемой;
  • Ваши возможности примерно равны возможностям оппонента.

5. Стратегия "компромисс"

Урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. Варианты компромисса - принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.