Найти тему
myfin.by

«На пике получалось 1100 BYN». Как 14-летний программист зарабатывает на играх для смартфона

Как все начиналось?Интерес ко всему «точному» проявился рано. Еще до школы Ярослав создавал математические задачки на листочках бумаги. Потом решил их систематизировать на компьютере и создал, по сути, «сайт в Excel», – так его называет сам Ярослав.– Папа заметил это и сделал для меня основу для настоящего сайта. Там я выкладывал задания по математике и логике для начальных классов. Даже сделал два сборника задач и бесплатно рассылал их желающим. За несколько лет сайт развился и появился в выдаче поисковых систем, мог набирать по 700 посетителей в день. Позже мы с папой подключили рекламную монетизацию и за полгода накопили $50 – правда, получить их так и не удалось. Сейчас я практически не занимаюсь этим сайтом, но мне до сих пор присылают предложения о его продаже. Пока продавать не планирую: этот сайт – часть моего детства.Фото предоставлено героем материалаУвлечение математикой, как это часто бывает, переросло в любовь к программированию. Цепкий ум Ярослава заметила его учительница информатики Лариса Карневич: сначала показала Scratch (среда программирования для детей – прим.ред.), потом предложила попробовать силы в хакатоне от GameDevJunior – международного проекта, который объединяет разработчиков и школьников. Первые – делятся опытом, вторые – учатся и делают «от» и «до» собственные игры.– На практике дети понимают, что создание игры – это многоэтапный процесс. Сначала оформляют идею и распределяют задачи в команде, затем – изучают основы программирования и проводят полноценный анализ геймплея с точки зрения алгоритмов. Только потом они делают игру, не без помощи педагогов, и периодически консультируются с профессионалами сферы – это важно, особенно если хочешь выпустить свою игру или даже зарабатывать, – объясняет создательница проекта Наталья Курсова. – Мы хотели создать место, где бы дети не только осваивали программирование, но и сами делали игры, тренировались, учились монетизировать свои навыки. И Ярослав как раз из тех, кому это удалось.Тут важно оговориться: удалось далеко не сразу, но упорство и желание учиться сделали свое. После первого опыта хакатона начались интенсивы и лагеря для программистов, прокачка скиллов в разработке и питчинге, несколько проектов на Scratch, три курса по разработке на Unity и сотни часов обучающих роликов на YouTube. Из всего многообразия игр Ярослав делал упор именно на мобильную разработку.– Во-первых, она просто удобнее. Во-вторых, для ПК нужны более сложная графика и коды – мне кажется, нет особого смысла делать такие игры, если ты не занимаешься этим профессионально. В-третьих, рынок мобильных игр гораздо больше, чем компьютерных, а для разработчиков доступно больше платформ для публикации, – говорит он. Первая популярная игра– В начале седьмого класса я сам разобрался, как опубликоваться на Play Market, и выложил игру Balance Ball 3D Up-up-up. Принцип очень простой: мяч движется по бесконечной дорожке, собирает ускорения и замедления. Игрок мог проходить квесты, получать ежедневные награды и так далее. Особой популярности эта игра не получила, но все равно была полезна – я узнал функции и механики, которые использовал потом. Но о заработке речи не шло: для раскрутки игры нужны большие вложения. Фото предоставлено героем материала Тут Ярославу снова пришел на помощь папа – предложил пройти бесплатный курс от «Яндекса» по разработке, публикации и монетизации игр на Unity. Параллельно с учебой ученики курса создавали одну и ту же игру. Ярослав почти успел выложить ее первым, но конкуренты опередили – опубликованная игра собрала полтора миллиона игроков!– Мне было, конечно, очень обидно, но ничего. Наоборот, подумал: раз у других получилось, то и у меня получится, и я смогу зарабатывать деньги на том, что уже умею. Пока что зарабатываю не для себя – хочу исполнить мечту мамы, – улыбается Ярослав. После первой неудачи Ярослав начал новый проект. Взял за основу Jelly Run 2048 и сделал игру бесконечной аркадой: улучшил характеристики, изменил фон, добавил подсчет очков, рекорд, таблицу лидеров… Работа заняла две недели. Над этой игрой (как и над всеми следующими) Ярослав работает без команды: сам занимается публикацией, составляет тексты (в том числе с помощью ChatGPT) и делает графику для игр (с этим помогает Figma и бесплатные стоковые изображения).И тут произошел прорыв – игра «выстрелила»! За полгода в нее поиграли 271 тысяча человек – пока это самая популярная игра в «портфеле» Ярослава. Фото предоставлено героем материала Какие игры популярны? Где их лучше публиковать?– По моим наблюдениям, в тренде усложненные игры с низким порогом вхождения, так называемый «мидкор», а еще казуальные игры, аркады и «три в ряд». Головоломки тоже популярны, но сейчас очень сложно придумать что-то новое. Это должна быть просто гениальная мысль, потому что вся физика уже практически исчерпана! – говорит Ярослав. – Конечно, всегда можно выдумать еще что-то, но вопрос, зайдет ли это аудитории. Я видел примеры, когда коллега делал вроде бы классную разработку, но выше 3 тысяч пользователей она не набирала. А это очень мало.Ярослав опубликовал шесть игр: две на платформе от Google и четыре – от Yandex. Из двух «гигантов» рынка Ярослав выберет второго.– Если зимой там еще было неудобно оптимизировать игру, то сейчас – сказка! В консоли появилась куча метрик: и индекс качества, и среднее время игры, и просмотры рекламы. Появились даже АБ-тесты – это возможность поэкспериментировать с обложкой или иконкой игры на платформе. Они должны быть очень хорошими: если пользователь по обложке не поймет, что это за игра, могут ухудшиться метрики, упадет среднее время использования приложения и место игры в общем рейтинге!Но основной аргумент «за» – это конкуренция, точнее, ее отсутствие. На платформе сейчас меньше 20 тысяч игр, а месячная аудитория – больше 10 миллионов. – Для разработчиков публиковаться в Google было тяжело еще году в 2015. Самих игр больше миллиона! Если у тебя нет других крупных приложений, с которых можно «переливать» установки, единственный способ получить много скачиваний – это платная реклама. И еще один недостаток – жесткие требования. Нужно постоянно обновлять систему под новые версии Android, прописывать акты безопасности – то есть гарантировать, что игра подходит для всех стран. И в целом требований очень много, а в саму игру может никто и не сыграть, – разводит руками Ярослав.На второй платформе все устроено иначе. Она дает бесплатную аудиторию каждому, и уже задача разработчика – создать продукт, который может заинтересовать людей.– Если игра хорошая, она попадает в раздел «Новые», в самый конец списка. Чтобы немного «расшевелить» статистику, сначала можно самому заходить на страницу игры с разных устройств, предложить поиграть друзьям и родным. Если будет хорошее вовлечение, игра сама поднимется в начало списка.Поэтому мой главный совет – не нужно спешить публиковать игру, лучше тщательно поработать над ней, ведь оценивать ее будут сразу. Можно пройти тесты, скрывая игру в черновиках, или кинуть ссылку на нее в комьюнити – спросить, что лучше, и сделать ее максимально удобной и понятной для использования.Сколько можно заработать?– Чтобы монетизировать игры в Беларуси, лучше всего подходит форма ИП. Ее зарегистрировал мой папа. Средства поступают прямо на счет, и их можно снимать когда удобно, – резюмирует Ярослав. – В период популярности игры мой доход был больше 1100 BYN в месяц. Средний доход на посетителя был 0,6 российского рубля. Как я понял, это мало. У многих казуальных игр и аркад норма – 2 и даже 3 рубля, то есть теоретически можно поднять доход еще в несколько раз.Но тут есть еще фактор везения. К тебе могут прийти люди с рекламы алкогольных напитков, а могут – с недвижимости в Дубае. И это тоже влияет на стоимость рекламы.Про что точно нельзя забывать, так это про договор оферты с платформой. Это важный нюанс, на который новичок может не обратить внимания.– Предположим, вы создали игру и появились на платформе. Вы как бы уже связаны с монетизацией. Но чтобы на самом деле в вашей игре показывалась реклама, нужно заключать договор оферты. Иначе – никак, платформа просто не поддерживает игры без монетизации. Если не будет договора, аккаунт через месяц удалят, а вы не получите денег.Дальнейшие планы– Когда я рассказал о том, что сделал, все удивились. Из родственников даже не все знают. Моя семья была очень рада, а друзья и сейчас хотят повторить и спрашивают, что нужно делать. Но не у всех получается: кто-то просто не доходит до дела, а одному другу говорят, что у него ничего не выйдет, и не дают ему ничего делать.Сам я чувствовал поддержку семьи. Да, игру делал сам, но вот на этапе создания аккаунта мне очень была нужна помощь взрослых. Большое спасибо папе, что он быстро помог решить все нюансы по аккаунту и документам с платформой. Во-первых, я успел появиться тогда, когда конкуренции было еще меньше. А во-вторых, я делал игру с зимним фоном, и, если бы мы не поспешили, пришлось бы все переделывать.Среднее время «жизни» игры – примерно полгода. Потом нужно придумывать что-то новое. У Ярослава уже накопилась куча игр, но не хватает времени адаптировать их под игровую площадку. Нужно пройти модерацию, проверить наличие всех нужных кнопок, убедиться, что в игре есть реклама всех возможных типов, – это не быстрый процесс.Помимо игр для заработка, он создает некоммерческие полезные проекты. Например, в 7-м классе он сделал электронное приложение по правилам пожарной безопасности, которое можно использовать на уроках ОБЖ и попробовать себя в роли спасателя в виртуальной среде. Этот проект даже победил в проекте «100 идей для Беларуси». А сейчас Ярослав пробует создавать нейросеть, которая помогает сортировать мусор. Фото предоставлено героем материала – Вполсилы работаю еще над одним продуктом, но он не в приоритете – все-таки девятый класс. Нужно учиться, свободного времени практически не остается. Чем займусь дальше? Кто знает! IT-сфера так быстро развивается, а я только начал ее изучать, – улыбается Ярослав.