Найти в Дзене

«Мы отстаем от Европы на 10-15 лет...»

Специалисты группы компаний «Технология Света» рассказали о работе над мастер-планами городов, разработке единой световой концепции как инструмента проектирования городского пространства, помогающего уберечь от хаоса и вкусовщины. Казалось бы, роль освещения в благоустройстве современных городов, живущих активной жизнью 24 часа в сутки, очевидна. Для поддержки активной ночной деятельности жителей и экономики требуется соответствующая среда. В том числе световая. С другой стороны, свет является одним из самых эффективных инструментов построения городского бренда. Не зря же выразительные и зрелищные виды ночного мегаполиса с высоты птичьего полета называют иногда его «пятым фасадом». При слове «Париж» мы сразу представляем огни Эфелевой башни, вспоминая особую атмосферу, присущую именно этой европейской столице. Поэтому неудивительно, что искусственному освещению сейчас стали уделять больше внимания. О том, как изменились подходы к проектированию, о последних трендах в светотехнике рас

Специалисты группы компаний «Технология Света» рассказали о работе над мастер-планами городов, разработке единой световой концепции как инструмента проектирования городского пространства, помогающего уберечь от хаоса и вкусовщины.

Архитектурное освещение Нижневолжской набережной, Нижний Новгород
Архитектурное освещение Нижневолжской набережной, Нижний Новгород

Казалось бы, роль освещения в благоустройстве современных городов, живущих активной жизнью 24 часа в сутки, очевидна. Для поддержки активной ночной деятельности жителей и экономики требуется соответствующая среда. В том числе световая. С другой стороны, свет является одним из самых эффективных инструментов построения городского бренда. Не зря же выразительные и зрелищные виды ночного мегаполиса с высоты птичьего полета называют иногда его «пятым фасадом». При слове «Париж» мы сразу представляем огни Эфелевой башни, вспоминая особую атмосферу, присущую именно этой европейской столице. Поэтому неудивительно, что искусственному освещению сейчас стали уделять больше внимания. О том, как изменились подходы к проектированию, о последних трендах в светотехнике рассказывают специалисты группы компаний «Технология Света».

— В последнее время у нас стала модной модернизация городских систем освещения, — отмечает директор по развитию Софья Дементьева. — Но в погоне за энергоэффективностью часто забывают об эстетической составляющей. Например, при замене натриевых светильников на светодиодные нередко используют источники света с ярко выраженным холодным светом. Однако то, что хорошо для автотрасс и шоссе, не подходит для жилых районов, где хочется более уютного и теплого света. Другой пример — микс холодных и теплых оттенков света в пределах одного пространства — улицы, сквера, парка. И речь не о световом дизайне, а о бездумном отношении к системе освещения. Таких анти-примеров можно привести много. Вступающая в конфликт с уличным освещением архитектурная подсветка, не сочетающиеся по стилю светильники, неравномерная освещенность, световые провалы, неуместное применение цветного света. И это лишь очевидные, бросающиеся в глаза ошибки. Добавьте сюда никак не связанные визуально отдельные городские локации, не проработанные пешеходные и туристические маршруты. В итоге мы имеем лоскутное одеяло вместо гармоничной световой картины. Чтобы такого не происходило, необходимо световое планирование.

Световой мастер-план должен быть обязательной частью каркаса города. Но, к сожалению, в этой области мы отстаем от Европы, где еще 10-15 лет назад крупные города стали заказывать световые генсхемы и лайтинг-стратегии.

Световой мастер-план Сан-Паулу (Бразилия), бюро CONCEPTO, 2012 г.
Световой мастер-план Сан-Паулу (Бразилия), бюро CONCEPTO, 2012 г.

Историческая справка

Системный подход к проектированию освещения как части единой городской среды зародился во Франции в 1988 году. Основоположником разработки световых мастер-планов считается французский светодизайнер Роже Нарбони (Roger Narboni), автор термина «световой урбанизм». Со своим проектным бюро CONCEPTO он разработал более 130 генпланов во Франции, Израиле, Италии, Бразилии, КНР, Греции и других странах. В России эта тема получила развитие в работах Николая Ивановича Щепеткова — доктора архитектуры, профессора, заведующего кафедрой «Архитектурная физика» в МАрхИ. В частности, о методах и приемах создания комфортной световой среды рассказывается в его самом большом труде — книге «Световой дизайн города». С 1970 года Николай Иванович работает над созданием светопланировочной структуры городов. Ему, в частности, принадлежат мастер-планы Москвы (1999) и Астаны (2001).

Световой мастер-план Москвы, 1999 г.
Световой мастер-план Москвы, 1999 г.

Рассказывает генеральный директор компании Svet Expert Екатерина Крымская.

— Хотя работа по формированию гармоничного светового облика российских городов ведется давно, до 2005 года во всех градостроительных планах и дизайн-кодах применялись только дневные рендеры. Искусственное освещение при этом совершенно не учитывалось. Проекты освещения реализовывались точечно, не были синхронизированы, создавался световой шум, так называемый световой хаос. Поэтому когда мы начали работать с городами, разработали свой стандарт по созданию единой концепции городского освещения, которая применяется в отношении выбора общей стилистики, характеристик и дизайна источников света.

Мастер-план тем интересен, что он включает как самые малые одиночно стоящие объекты — архитектурные формы, памятники, так и целые улицы, кварталы, парковые зоны, набережные и мосты. Словом, весь город как единое целое.

Ночная карта к световому мастер-плану Уфы
Ночная карта к световому мастер-плану Уфы

Приступая к разработке концепции освещения, мы анализируем городскую среду, историю, культуру города, определяем доминирующие и важные объекты. Так, при работе над мастер-планом Ярославля три месяца у нас ушло только на изучение вечерней ситуации. Все это время мы жили в городе, ходили по улицам, чтобы погрузиться в атмосферу, проникнуться духом города, почувствовать его особенности, понять центры притяжения.

В результате анализа исторических, географических, этнических и архитектурных особенностей, культурного контекста города рождается ассоциативный ряд, который становится основой единой концепции освещения. Затем готовится пакет графических материалов — иллюстраций, видеоматериалов, проходят градостроительные комитеты, на которых выбирается вид будущей подсветки, привлекаются жители города, проводится голосование, чтобы узнать, каким горожане хотят видеть свой город, как его освещать. Отдельный этап — подбор оборудования.

Для каждого объекта подбирается оборудование, максимально соответствующее условиям эксплуатации и поставленным задачам
Для каждого объекта подбирается оборудование, максимально соответствующее условиям эксплуатации и поставленным задачам

Софья Дементьева

— От выбора оборудования в архитектурно-художественном освещении во многом зависит успешность реализации выбранной концепции. Качественная оптика обеспечивает равномерное распределение света и цвета по освещаемой поверхности, контрастность переходов между тенью и светом, формирование заданных дизайном световых углов. Все это очень важно.

Когда создавался бренд RADUGA, мы специализировались исключительно на архитектурном освещении, поэтому знаем все запросы архитекторов, дизайнеров по свету. И, конечно, учитываем их при разработке оборудования. Например, почти все наши светильники могут комплектоваться комбинированной вторичной оптикой с углом раскрытия светового пучка в диапазоне от 6 до 60 градусов, а также линзами с овальной диаграммой для заливающего освещения высоких объектов — памятников, колоколен, ратуш, соборов. Вместе с тем берутся в расчет все требования с точки зрения комфорта, энергосбережения и энергоэффективности, удобства монтажа и эксплуатации.

Архитектурный прожектор RADUGA Arcu: два светодиодных модуля с возможностью отдельной юстировки каждого для максимально точного наведения
Архитектурный прожектор RADUGA Arcu: два светодиодных модуля с возможностью отдельной юстировки каждого для максимально точного наведения

Работая с проектами освещения, мы поняли важность сочетаемости отдельных видов освещения — уличного, архитектурного, ландшафтного. И в части дизайна оборудования тоже. Поэтому сейчас активно развиваем и эти направления. Это дает возможность подходить к реализации световых концепций комплексно, создавая гармоничные световые пространства, в которых ни один объект не будет выбиваться из общей тональности.

Еще один тренд — возможность управления и включения в системы АСУНО. Помимо того что все наши светильники могут управляться по протоколам DALI или DMX512, мы активно начали разрабатывать собственный аппаратно-программный комплекс — АСУ RADUGA™ «Цифровая городская среда». В дальнейшем система будет включать не только освещение, но и другие важные сферы жизнедеятельности города, так как только всесторонний подход позволяет формировать действительно комфортную городскую среду.

Екатерина Крымская

— Наша работа – давать городам жизнь в ночное время, ведь архитектура должна существовать не только днем. Разработка и реализация схем светового благоустройства городов — предмет нашей особой гордости. И совершенно уникальный опыт, ведь каждый город неповторим. Это каждый раз индивидуальный подход, так как мастер-план не может быть типовым.

Взять, например, Нижний Новгород. Мы готовили мастер-план к юбилею города. Была проделана колоссальная работа. Проект разработали за три месяца — команда работала в режиме 24/7. Если вы посмотрите на ночной Нижний, 90 % освещенных объектов реализованы нашей командой. Это все важные локации: набережная, главные улицы, кремлевский ансамбль, три вводных моста, уличное освещение.

Разрабатывая концепцию, мы исходили из того, что это классический русский город с яркой архитектурой, которую нужно подчеркнуть. Вместе с тем, это один из центров православия, поэтому храмовые комплексы требовали отдельного подхода.

Архитектурное освещение Молитовского моста, Нижний Новгород
Архитектурное освещение Молитовского моста, Нижний Новгород

Принципиально иным был подход в Мурманске. Это портовый город, где нет объектов культурного наследия, зато есть полярная ночь, темнота и холод. Поэтому основной акцент при работе над освещением порядка 80 зданий, образующих исторический центр, сделали на климатическое исполнение оборудования, которое должно выдержать перепады температур. Основной задачей здесь было повысить общий уровень освещенности, что было реализовано за два года.

Еще один во всех смыслах яркий пример — Ярославль, самобытный город с невероятной архитектурой и историей. Основная сложность состояла в том, что большая часть храмовых комплексов, а их в городе больше сорока, является объектами культурного наследия федерального значения и находятся в списке ЮНЕСКО. Это означает особые допуски, больше согласований и экспертиз. Ветхие фасады требуют особо бережного подхода, основанного на принципе «не навреди». И освещение должно быть соответствующим — деликатным, тонким, чтобы не испортить духовную атмосферу, только подчеркнуть особый облик.

Городские власти просили разработать такую концепцию, чтобы со стороны акватории, с круизных лайнеров город смотрелся единым целым, без световых пятен и провалов. В этом году мы завершаем второй этап. При помощи освещения выстроена иерархия световых доминант среди порядка 150 объектов, выделены основные туристические маршруты, увязаны все виды городского освещения. В итоге в минувшем 2022 году прирост туристов в город составил 8 % — более двух миллионов человек.

Надо сказать, для региональных объектов собственный световой каркас и генеральный план — это хорошая инвестиция в дальнейшее развитие, в повышение уровня комфорта и безопасности городской среды, статуса, привлекательности для туристов. Для жителей это весомый аргумент, влияющий на решение не покидать город.

Вместе с тем мы понимаем, что город — это единый организм, живой, растущий, постоянно меняющийся, и освещение должно соответствовать его потребностям. Поэтому разрабатываем гибкие, эффективные, надежные решения, которые включают не только исторический опыт градостроительства, но и современные системы планирования и управления, позволяющие мегаполису и дальше развиваться в рамках единой концепции. Именно за такими решениями будущее российских городов, — подвела итог Екатерина.