Каждый человек, который хотя бы немного связан с рынком СУГ, мог слышать, а кто-то — даже использовать оборудование от американских заводов Corken и Blackmer или агрегаты на их основе, собранные немецкой компанией FAS. Байпасные клапаны, насосы, компрессоры от этих производителей можно встретить на многих заправочных станциях — АГЗС, газонаполнительных станциях (ГНС), газовозах и в других технологических системах, работающих со сжиженным газом.
Это оборудование пользуется популярностью во всём мире, в том числе в России. Компании выбирают его благодаря надёжности сборки, точности деталей и качеству материалов. Конструкция оборудования совершенствовалась более 70 лет — столько времени Corken и Blackmer специализируются на оборудовании для СУГ. Сегодня без труда можно встретить их компрессоры, которые работают более 15 лет без капитального ремонта.
Но текущая ситуация в мире вносит свои коррективы. Изменение на глобальном рынке влечёт за собой повышение стоимости и нарушение логистических цепочек. Смена поставщиков сырья и компонентов приводит к увеличению времени изготовления оборудования. Действия правительства страны происхождения оборудования существенно усложняют его импорт в нашу страну. Но усилиями некоторых импортирующих компаний поставки компрессоров Corken и Blackmer всё ещё осуществляются.
Цена, конечно, выросла в разы, и срок поставки может превышать 40 недель. Однако в сложившихся условиях никто не может гарантировать наличия или возможности поставки оригинальных запчастей в будущем, а аналоги вряд ли производятся, так как это не такой массовый рынок, как, например, автомобильный. Есть риск приобрести дорогостоящее оборудование, которое может превратиться в гору металлолома из-за отсутствия запчастей.
Что же делать, если оборудование всё же необходимо купить для обеспечения работы или развития бизнеса? Какую альтернативу можно найти сегодня в России?
С насосами и байпасами ситуация, в целом, выглядит неплохо: есть ряд бюджетных копий от российских производителей, и есть копии подороже от производителей из Турции. Но с компрессорами не всё так просто: их производство существенно сложнее, чем насосов, а массово они не продаются, поэтому копировать их невыгодно.
В голову, конечно, приходит мысль, что в этом вопросе нам может помочь дружественный народ из КНР. Действительно, в Интернете найдётся ряд предложений от китайских поставщиков компрессоров. Но стоит ли приобретать сложное промышленное оборудование для работы со взрывоопасными газами с AliExpress? Этим вопросом задалась одна из инжиниринговых компаний, которая специализируется на поставке оборудования и технологических систем для СУГ в России. Они закупили образцы и произвели их полную разборку с целью выявить особенности конструкции и качество изготовления.
Что же удалось выяснить? Снаружи компрессоры выглядят неплохо: укомплектованы четырёхходовым краном, предохранительным клапаном и сепаратором. Всё это смонтировано на раме, обеспечено электродвигателем с ременной передачей и окрашено красивой краской.
Первое, с чем пришлось столкнуться, — определение того, сколько моделей компрессоров (типоразмеров) существует и как их сопоставить с уже известными Corken и Blackmer. Покупателю предлагается на выбор большое количество компрессорных установок с различной производительностью и мощностью двигателей с весьма непривычным обозначением моделей, поэтому непросто разобраться в том, какую выбрать: хотя основных типоразмеров компрессоров всего четыре, в зависимости от выбранной скорости и мощности привода получается множество моделей компрессорных установок.
Далее необходимо сделать предоплату. До момента отгрузки нужно внести 100% стоимости оборудования. Остаётся лишь надеяться, что в итоге получишь оборудование, годное к использованию и подходящее для задачи.
Потом предстоит разобраться с перевозчиками. Можно найти их самостоятельно, а можно понадеяться на продавца, но в этом случае есть риск попасть в руки недобросовестных компаний, которые не предоставляют информации о том, где находится груз, как долго он будет в пути. Фактическое же время в пути может существенно отличаться от предварительно озвученного, так как никто не знает, как будет происходить взаимодействие с таможней, и пр.
После встанет вопрос с таможенными платежами, очисткой и сертификацией. Китайские компрессорные установки не сертифицированы в России, а для работы во взрывоопасных средах требуется сертификат соответствия ТР ТС 012. Получение такого сертификата занимает 3–4 месяца, требует выезда специалиста на предприятие, проведения испытаний, оформления внушительного комплекта документации, а также стоит немалых денег. Следует отметить, что документации китайские поставщики могут и не предоставить ввиду её отсутствия.
Кроме того, для сертификации установки нужны сертификаты на комплектующие. Тут возникает ряд дополнительных вопросов: из каких же комплектующих собраны эти установки; могут ли китайские производители применить комплектующие, соответствующие техническим регламентам России и таможенного союза (ТР ТС)?
Некоторые могут, но цена и сроки вырастают в разы. Это становится особенно заметно при просьбе заменить родной электродвигатель электродвигателем, соответствующим ТР ТС 012 (о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах). Электродвигатель — это основной электрокомпонент и возможный источник искрообразования. Какова фактическая степень взрывозащиты родного двигателя, какому стандарту он соответствует — вряд ли кто-то скажет правду. Кто будет нести ответственность в случае аварии? Должностные лица эксплуатирующей компании.
Перейдём к краткому описанию комплектующих. На входе и одновременно выходе и для их смены (направления «вход — выход») для упрощения трубопроводной обвязки применяется четырёхходовой кран.
Так кран выглядит снаружи:
А так кран выглядит изнутри:
Невооружённым глазом видны шероховатости, низкое качество обработки металла. А ведь по этой поверхности впоследствии должны скользить резиновые уплотнения… Надёжность и герметичность такого узла вызывают большие сомнения.
Далее расположен сепаратор (см. фото 1).
Автоматическая защита от переполнения с помощью электроконтактного датчика не предусмотрена. Фильтром является отрезок трубы с сеткой внутри. Для информации: сепаратор — это сосуд, работающий под давлением, для которого необходимы свои паспорт и сертификат ТР ТС 032. Конечно, в китайской установке этих документов не предусмотрено.
Предохранительный клапан оказался работоспособным, но ресурс его работоспособности пока не ясен (см. фото 2).
Шкивы имеют цельную конструкцию и не имеют втулок для их монтажа на вал. Нужно иметь в виду: если придётся заменить электродвигатель, возможно, придётся менять и шкивы, так как размеры валов китайских двигателей не соответствуют размерам ГОСТовских двигателей, которые продаются в нашей стране.
Рама китайской установки собрана из нескольких уголков и швеллеров. Установки Corken и Blackmer, собранные в США или Германии (FAS), как правило, имеют раму из единого листа металла для снижения вибрации.
Что же ждёт нас внутри самого компрессора? Для того чтобы составить полную картину, как оказалось, недостаточно проверить один компрессор: был произведён разбор почти десятка образцов разных производителей и типоразмеров. В каждом из них были свои особенности и иногда неприятные сюрпризы.
Китайские инженеры не стали копировать американские компрессоры, а пошли своим путём —возможно, для снижения стоимости оборудования, а может быть, так исторически сложилось. Но компрессоры получились неоднозначными.
Одним из самых спорных вопросов является отсутствие масляного насоса в моделях с производительностью до 2 м³/мин. Смазка в этих моделях производится методом разбрызгивания.
На шатунах есть специальные стержни-разбрызгиватели, которые поочерёдно опускаются в масло, при этом образуется всплеск масла, и оно в виде брызг попадает на трущиеся детали. Масляные каналы внутри коленвала и шатунов отсутствуют.
Качество обработки внутренних деталей среднее. Зазоры между деталями увеличены, присутствует люфт. Возможно, это сделано для свободного доступа масла.
Но может встретиться сюрприз в виде задира крейцкопфа и его направляющей.
Уплотнения штока поршня заключены в специальный металлический корпус, кольца подпружинены, но подтянуть их с помощью гайки, как у Corken, не получится ввиду отсутствия таковой.
Края у некоторых колец могут быть обрезаны неаккуратно.
Клапаны механикам понравились, тест на герметичность они прошли успешно.
Материал изготовления поршневых колец внешне напоминает материал колец компрессоров Corken, но их размеры и форма разреза отличаются.
Ознакомившись с внутренним устройством компрессоров, их конструкцией и особенностями, желаешь понять, будут ли они работать, справятся ли с нагрузками? Для ответа на эти вопросы были произведены испытания компрессоров в заводских условиях и реальных рабочих условиях на ГНС. Компрессоры с задачей справились: слив жидкой фракции и отбор паров СУГ прошли успешно.
Но важно отметить, что в итоге компрессорные установки были полностью собраны на российском производстве. Были применены комплектующие проверенных производителей из Европы, Турции и России, так как использовать китайские оказалось небезопасно. Рамы были изготовлены из единого толстостенного листа металла, сепараторы сделали в соответствии с требованиями ТР ТС 032 (о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением) и оснастили электроконтактным датчиком уровня. Каждый компрессор перебрали и устранили все дефекты. Перед применением на действующем объекте компрессорные установки прошли сертификацию на соответствие ТР ТС 012 (о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах).
Подводя промежуточный итог, можно выделить следующие моменты. Китай производит компрессоры для СУГ и не имеет ограничений на поставку в нашу страну, что является несомненным плюсом. Но при детальном рассмотрении этого оборудования было выявлено несколько существенных минусов и рисков, связанных с приобретением и эксплуатацией китайских компрессорных установок, таких как отсутствие разрешительной и технической документации и сертификатов, низкое качество комплектующих, дефекты сборки и обработки внутренних деталей.
В то же время при устранении дефектов и применении более надёжных компонентов это оборудование имеет право на существование. Конечно, нельзя сказать, что это 100%-ная замена Corken и Blackmer, так как отсутствие маслонасоса, увеличенные зазоры между деталями и качество их обработки дают повод считать, что рабочий ресурс и надёжность таких компрессоров будут существенно меньше.
Выходит, что альтернатива американским компрессорам существует, но есть у неё и нюансы. В сложившейся ситуации радует тот факт, что российская компания не осталась в стороне от этого вопроса, что его решение не находится в плоскости стандартного «купи — продай», как многие в нашей стране привыкли делать. Мастерам удалось разобраться с особенностями этого оборудования, устранить в нём дефекты, укомплектовать и сертифицировать его в соответствии с требованиями российского законодательства.
Безусловно, это даёт возможность всем, кто заинтересован в приобретении компрессоров, получить уже готовое к работе оборудование со всеми необходимыми документами и с гарантией, а также наличием запчастей на складе и сервисной поддержкой. Хотя остаётся и авантюрный вариант — самостоятельного поиска среди множества поставщиков в Китае, косноязычного общения для подбора требуемой модели и комплектации — со всеми возможными сюрпризами, о которых говорилось выше.
В любом случае окончательное решение каждый сделает для себя сам, исходя из своих возможностей, требований к оборудованию и опыта его эксплуатации. Главное — то, что выбор при решении вопроса есть. Надеемся, после прочтения данной статьи сделать его будет намного легче.