Театр четыре раза менял название. Но всегда оставался местом притяжения публики.
Фото: Демьянчук Александр / ТАСС; 5-tv.ru
Здесь собиралась вся петербургская знать, включая императорскую семью. На сцене выступали именитые артисты. Танцевала Кшесинская, пел Шаляпин, а за дирижерским пультом не раз стоял сам Иоганн Штраус. Все это — о Михайловском театре.
Одна из старейших оперных сцен России отмечает круглую дату — 190 лет со дня открытия. Жемчужина Петербурга во все времена сочетала лучшие классические традиции и новаторские эксперименты. Корреспондент «Известий» Роман Ишмухаметов расскажет об истории и современности уникальной площадки.
Самый знаменитый в мире балет «Щелкунчик» — в Михайловском театре. В постановке испанца Начо Дуато — очень трепетное прочтение русской классики. Что не спектакль, то аншлаг.
А за час до того, как эта сказка оживет, а в зале прозвучат первые аплодисменты. За сценой — свое волшебство. Отпаривается каждая снежинка, каждая звездочка. С кистями в руках реквизиторы демонстрируют свое искусство. И так в театре уже 190 лет. С того дня, как балетом «Амур в деревне» и водевилем «Знакомые незнакомцы» открылся его первый сезон. Тут работали Маяковский и Мейерхольд, танцевали Сара Бернар и Матильда Кшесинская, пел Шаляпин.
«Я всегда ощущаю вдохновение, гордость и радость, потому что само здание, сами стены пропитаны искусством, для меня большая честь петь здесь», — говорит солист театра Сергей Кузьмин.
Один из императорских театров дореволюционной России — он стоит особняком.
«В девятнадцатом веке в Михайловском театре прочно обосновались французская и немецкая драматические трупы. За дирижерским пультом не раз бывал маэстро Иоганн Штраус. Сюда съезжался весь петербургский свет, включая императорскую семью», — говорит журналист.
Все изменилось после революции, когда иностранцы покинули Россию. Сначала здесь появилась своя оперная, а позже — балетная труппы. Театр становится «лабораторией советской оперы». Сохранились макеты декораций тех мировых премьер. И новаторской «Пиковой дамы» Мейерхольда, «Носа» и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, и «Войны и мира» Прокофьева.
«Спектакль впечатлял своим масштабом, более 450-ти костюмов было пошито для этой постановки, реконструкция старинных орудий войны 812-го года, потрясающие декорации создал Владимир Дмитриев, которому в пространстве камерной сцены удалось создать иллюзию громадных помещений», — рассказывает ведущий специалист литературной части Михайловского театра Татьяна Плахотина.
Уже больше десяти лет балетной труппой Михайловского руководит испанец Начо Дуато. И за это время он поставил и свою версию «Дон Кихота» — «Идальго из Ламанчи», показав родную Испанию без штампов — без кастаньет и вееров. И «Баядерку», которая в его версии стала более любящей и нежной, а финал еще трагичнее. И «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» — всего четырнадцать балетов.
«Хореография Начо Дуато вообще отличается от любых классических спектаклей. Своей пластикой, своей музыкальностью. Начо очень музыкальный, и каждое движение у него идет точно на музыку. Нет такого, что есть пауза, где ты продлил руку. У него движение на музыкальность. Вот так вот все разбито», — говорит заслуженный артист РФ Виктор Лебедев.
Каждая премьера — событие. Сохраняя верность классическому искусству в Михайловском, тем не менее, не боятся экспериментов.
«Уже в этом году мы предложим нашей любимой публике удивительную, новую работу „Дама с камелиями“, в которой будет звучать музыка Верди, но она будет по-новому решена. Дальше будет интересный балет „Онегин“. Да, на музыку Чайковского, но не используя музыку оперы», — говорит музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.
Театр комической оперы, Малый академический, Малый оперный и снова Михайловский — театр четыре раза менял название. Но всегда оставался местом притяжения публики. Вот и сегодня на гала-концерт по случаю юбилея — все билеты распроданы.