Найти тему

#ЗПР Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература": 5-9 класс

188. Федеральная рабочая программа по учебному предмету

"Литература".

188.1. Программа по литературе включает пояснительную записку, содержание

обучения, планируемые результаты освоения программы по литературе.

188.2. Пояснительная записка.

188.2.1. Программа по литературе разработана с целью оказания методической

помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету,

ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики

обучения.

188.2.2. Программа по литературе позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к

формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,

сформулированных в ФГОС ООО;

определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного

предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной программой

воспитания.

188.2.3. Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе

представлены с учетом особенностей преподавания учебного предмета на уровне

основного общего образования и особых образовательных потребностей обучающихся с

ЗПР, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.

188.2.4. Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного

облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место

в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в

становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности

литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения

являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство

и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые

содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-

эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

188.2.5. Основу содержания литературного образования составляют чтение и

изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что

способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость,

честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание

художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при

соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от

возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития,

жизненного и читательского опыта.

188.2.6. Полноценное литературное образование на уровне основного общего

образования невозможно без учета преемственности с учебным предметом "Литературное

чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским

языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области

"Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного

вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в

творческих работах различных жанров.

188.2.7. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-

литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены

разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.

188.2.8. Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при

изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение

планируемых результатов обучения литературе.

188.2.9. Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят

в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры

читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных

устных и письменных высказываний, в развитии чувства причастности к отечественной

культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе

высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной

литературе. Специальной целью преподавания литературы является целенаправленное

развитие у обучающегося с ЗПР способности к адекватному восприятию и пониманию

смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию

прочитанного в устной и письменной форме.

188.2.10. Достижение целей изучения литературы возможно при решении учебных

задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу и учитывают особые

образовательные потребности обучающихся с ЗПР.

188.2.10.1. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных

национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с

обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-

эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений

отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в

приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической

литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании уважения к

отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,

способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной

идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта человечества,

национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию

гуманистического мировоззрения.

188.2.10.2. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения

литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией

отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к

чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках литературы, так и

прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения

литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,

посвященных литературе, чтению, книжной культуре.

188.2.10.3. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,

обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,

анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на

формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том

числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для

понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения

воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями

других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,

эстетического вкуса.

Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и

их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать

собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных

произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного

толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать

художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и

с произведениями других искусств, формировать представления о специфике литературы

в ряду других искусств и об историко-литературном процессе, развивать умения поиска

необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их

критической оценки.

188.2.10.4. Задачи, связанные с осознанием обучающимися

коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся

произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,

направлены на совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов

художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных

высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе

наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге,

адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

188.3. Содержание обучения в 5 классе представлено в таблице:

Мифология Мифы народов России и мира.

Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее двух).

Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов. Басни (две по выбору). Например, "Волк на псарне", "Листы и Корни", "Свинья под Дубом", "Квартет", "Осел и Соловей", "Ворона и Лисица".

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Няне" и другие, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино".

Н.В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством" из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Литература второй половины XIX века. И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Рассказ "Муму".

Н.А. Некрасов. Слово о поэте.

Стихотворение "Крестьянские дети".

Поэма "Мороз, Красный нос" (отрывок "Есть женщины в русских селеньях").

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Рассказ "Кавказский пленник".

Литература XIX - XX веков. Стихотворения отечественных поэтов XIX - XX веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее трех

стихотворений трех поэтов). Например, стихотворения А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX - XX веков

А.П. Чехов (один рассказ по выбору). Например, "Лошадиная фамилия", "Мальчики", "Хирургия" и другие.

М.М. Зощенко (один рассказ по выбору). Например, "Галоша", "Леля и Минька", "Елка", "Золотые слова", "Встреча" и другие.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (одно произведение по выбору). Например, А.И. Куприна, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского.

А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, "Корова", "Никита" и другие.

В.П. Астафьев. Рассказ "Васюткино озеро".

Литература XX - XXI веков Произведения отечественной прозы на тему "Человек на войне" (одно произведение по выбору). Например, Л.А. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки"; Ю.Я. Яковлев. "Девочки с Васильевского острова"; В.П. Катаев. "Сын полка" и другие.

Произведения отечественных писателей XIX - XXI веков на тему детства В.Г. Короленко, В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, АГ. Алексина, В.П. Астафьева, В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, Н.Ю. Абгарян (одно произведение по выбору).

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычев "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион приключений" и другие (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации.

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р.Г. Гамзатов. "Песня соловья"; М. Карим. "Эту песню мать мне пела".

Зарубежная литература. Х.К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, "Снежная королева", "Соловей" и другие.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. "Алиса в Стране Чудес" (главы по выбору), Дж. Р.Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно" (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (одно произведение по выбору). Например, М. Твен. "Приключения Тома Сойера" (главы по выбору); Дж. Лондон. "Сказание о Кише"; Р. Брэдбери.

Рассказы. Например, "Каникулы", "Звук бегущих ног", "Зеленое утро" и другие произведения.

Зарубежная приключенческая проза (одно произведение по выбору).

Например, Р.Л. Стивенсон. "Остров сокровищ", "Черная стрела" и другие.

Зарубежная проза о животных (одно произведение по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. "Королевская аналостанка";

Дж. Даррелл. "Говорящий сверток"; Дж. Лондон. "Белый клык"; Дж. Р. Киплинг. "Маугли", "Рикки-Тикки-Тави" и другие произведения.

188.4. Содержание обучения в 6 классе представлено в таблице:

Античная литература. Гомер. Поэмы. "Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

Фольклор. Русские былины (одно произведение). Например, "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Садко". Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Древнерусская литература. "Повесть временных лет": фрагмент "Сказание о белгородском киселе".

Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). "Песнь о вещем Олеге", "Зимняя дорога", "Узник", "Туча" и другие. Роман "Дубровский".

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). "Три пальмы", "Листок", "Утес" и другие.

А.В. Кольцов. Стихотворения (одно произведение). Например, "Косарь", "Соловей" и другие.

Литература второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения (одно произведение). "Есть в осени первоначальной...", "С поляны коршун поднялся...".

А.А. Фет. Стихотворения (одно произведение). "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом...".

И.С. Тургенев. Рассказ "Бежин луг".

Н.С. Лесков. Сказ "Левша".

Л.Н. Толстой. Повесть "Детство" (главы).

А.П. Чехов. Рассказы (два по выбору). Например, "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Смерть чиновника" и другие.

А.И. Куприн. Рассказ "Чудесный доктор".

Литература XX века. Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. А.А. Блок "Летний вечер".

С.А. Есенин "Пороша".

Стихотворения отечественных поэтов XX века Стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Ю.Д. Левитанского, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджавы (не менее двух стихотворений двух поэтов)

Проза отечественных писателей конца XX - начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. Б.Л. Васильев. Слово о писателе.

Рассказ "Экспонат N...".

В.Г. Распутин. Слово о писателе.

Рассказ "Уроки французского" (одно произведение по выбору)

Произведения отечественных писателей на тему Р.П. Погодин "Кирпичные острова"; Р.И. Фраерман "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"; Ю.И. Коваль "Самая легкая лодка в мире" (одно произведение по выбору)

взросления человека.

Произведения современных отечественных писателей-фантастов. А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак "Время всегда хорошее"; С.В. Лукьяненко "Мальчик и Тьма"; В.В. Ледерман "Календарь ма(й)я" (не менее двух)

Литература народов Российской Федерации. М. Карим "Бессмертие" (фрагменты); Г. Тукай "Родная деревня", "Книга"; К. Кулиев "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы малым ни был мой народ...", "Что б ни делалось на свете..." (одно произведение)

Зарубежная литература. Д. Дефо. "Робинзон Крузо" (главы по выбору).

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы по выбору). Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" (главы по выбору). Х. Ли. "Убить пересмешника" (главы по выбору), Дж.К. Роулинг. "Гарри Поттер" (главы по выбору), Д. У. Джонс. "Дом с характером"

188.5. Содержание обучения в 7 классе представлено в таблице:

Древнерусская литература. Древнерусские повести: "Поучение" Владимира Мономаха (в сокращении).

Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трех). Например, "Во глубине сибирских руд...", "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "И. И. Пущину", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." и другие. "Повести Белкина" ("Станционный смотритель"). Поэма "Полтава" (фрагмент) и другие.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например, "Узник", "Парус", "Тучи", "Желанье" ("Отворите мне темницу..."), "Когда волнуется желтеющая нива...", "Ангел", "Молитва" ("В минуту жизни трудную...") и другие. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба".

Литература второй половины XIX века. И.С. Тургенев. Рассказы из цикла "Записки охотника" (одно произведение по выбору). Например, "Бирюк", "Хорь и Калиныч" и другие. Стихотворения в прозе. Например, "Русский язык", "Воробей" и другие.

Л.Н. Толстой. Рассказ "После бала".

Н.А. Некрасов. Стихотворения (одно произведение). Например, "Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога" и другие.

Поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, А.К. Толстой и другие (одно стихотворение по выбору).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (одно произведение по выбору). Например, "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Премудрый пискарь" и другие.

Произведения отечественных и зарубежных писателей на

историческую тему (одно произведение). Например, А.К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.

Литература конца XIX - начала XX века. А.П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, "Тоска", "Злоумышленник" и другие.

М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, "Старуха Изергиль" (легенда о Данко), "Челкаш" и другие.

Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М.М. Зощенко, А.Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.

Литература первой половины XX века. А.С. Грин. Слово о писателе.

Феерия "Алые паруса".

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности. Стихотворения на тему мечты и реальности (одно - два по выбору). Например, стихотворения А.А. Блока, Н.С. Гумилева, М.И. Цветаевой и других авторов.

А.В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", "Хорошее отношение к лошадям" и другие.

А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, "Юшка","Неизвестный цветок" и другие.

Литература второй половины XX века. В.М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, "Чудик", "Стенька Разин", "Критики" и другие.

Стихотворения отечественных поэтов XX - XXI веков. Стихотворения М.И. Цветаевой, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной, Ю.Д. Левитанского - 3 - 4 стихотворения на выбор.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX - начала XXI века. Ф.А. Абрамов. Слово о писателе.

Рассказ "О чем плачут лошади".

Ф.А. Искандер. Слово о писателе.

Рассказ "Тринадцатый подвиг Геракла" (одно произведение по выбору).

Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути. Л.Л. Волкова. "Всем выйти из кадра", Т.В. Михеева. "Легкие горы", У. Старк. "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей)

Зарубежная литература.

Зарубежная новеллистика. М. де Сервантес Сааведра. Роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (главы).

П. Мериме. "Маттео Фальконе"; О. Генри. "Дары волхвов", "Последний лист", А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка "Маленький принц". (одно произведение по выбору).

188.6. Содержание обучения в 8 классе представлено в таблице:

Древнерусская литература. Житийная литература. "Житие Сергия Радонежского".

Литература XVIII века. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.

Комедия "Недоросль".

Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, "К Чаадаеву", "Анчар" и другие. "Маленькие трагедии" (одна пьеса по выбору). Например, "Моцарт и Сальери", "Каменный гость". Роман "Капитанская дочка".

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, "Я не хочу, чтоб свет узнал...", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Нищий" и другие. Поэма "Мцыри".

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель". Комедия "Ревизор".

Литература второй половины XIX века. И.С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, "Ася", "Первая любовь".

Ф.М. Достоевский. "Бедные люди", "Белые ночи" (одно произведение по выбору).

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, "Отрочество" (главы).

Литература первой половины XX века. Произведения писателей русского зарубежья. И.С. Шмелев.

Рассказ "Как я стал писателем".

М.А. Осоргин. Слово о писателе.

Рассказ "Пенсне".

Поэзия первой половины XX века. В.В. Маяковский. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

Б.Л. Пастернак. "Красавица моя, вся стать..", "Весна в лесу" (1 - 2 на выбор).

М.И. Цветаева. "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке".

Литература второй половины XX века. А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" (главы "Переправа", "Гармонь", "Два солдата", "Поединок" и другие).

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека".

А.И. Солженицын. Рассказ "Матренин двор".

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX - XXI века (одно произведение по выбору). Например, произведения Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова, Б.П. Екимова и другие.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX - XXI века. Е.И. Носов. Слово о писателе.

Рассказ "Кукла" ("Акимыч").

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX - XXI Одно произведение на тему "Человек в ситуации нравственного выбора". Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Н.С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и другие.

века

Поэзия второй половины XX - начала XXI века (не менее трех стихотворений). Н.А. Заболоцкий. "Русское поле", "Вечер на Оке", "Уступи мне, скворец, уголок...".

М.В. Исаковский. "Катюша", "Враги сожгли родную хату".

Е.А. Евтушенко. "Людей неинтересных в мире нет...".

Зарубежная литература. У. Шекспир. Трагедия "Ромео и Джульетта" (фрагменты по выбору).

188.7. Содержание обучения в 9 классе представлено в таблице:

Древнерусская литература "Слово о полку Игореве"

Литература XVIII века. М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" и другие стихотворения (по выбору).

Г.Р. Державин. Стихотворения (одно по выбору). Например, "Властителям и судиям", "Памятник" и другие.

Н.М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза".

Литература первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Баллады, элегии (одна по выбору). Например, "Светлана", "Невыразимое", "Море" и другие.

А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума".

Поэзия пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее двух стихотворений по выбору).

А.С. Пушкин. Стихотворения. Например, "Бесы", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "...Вновь я посетил...", "Из Пиндемонти", "К морю", "К..." ("Я помню чудное мгновенье..."), "Мадонна", "Осень" (отрывок), "Отцы-пустынники и жены непорочны...", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...", "Поэт", "Пророк", "Свободы сеятель пустынный...", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." и другие. Поэма "Медный всадник". Роман в стихах "Евгений Онегин".

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, "Выхожу один я на дорогу...", "Дума", "И скучно и грустно", "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Нет, ни тебя так пылко я люблю...", "Нет, я не Байрон, я другой...", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Пророк", "Родина", "Смерть Поэта", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Я жить хочу, хочу печали..." и другие. Роман "Герой нашего времени". Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души".

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: "Лафертовская маковница" Антония Погорельского, "Часы и зеркало" А.А. Бестужева-Марлинского, "Кто виноват?" (главы

по выбору) А.И. Герцена и другие.

Зарубежная литература. Данте. "Божественная комедия" (один фрагмент по выбору).

У. Шекспир. Трагедия "Гамлет" (фрагменты по выбору).

И.-В. Гете. Трагедия "Фауст" (один фрагмент по выбору).

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, "Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..", "Прощание Наполеона" и другие. Поэма "Паломничество Чайльд-Гарольда" (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и других авторов.

188.8. Планируемые результаты освоения программы по литературе на

уровне основного общего образования.

188.8.1. Результаты обучения по учебному предмету "Литература" оцениваются с

учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Для

обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на "пошаговую",

адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала,

использование справочной информации.

188.8.2. Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне

основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной

деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и

духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами

поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,

формирования внутренней позиции личности.

188.8.3. В результате изучения литературы на уровне основного общего образования

у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение

прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,

образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в

сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных

социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и

обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры

из литературы;

представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной

совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с

опорой на примеры из литературы, активное участие в самоуправлении; готовность к

участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте

изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов

России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,

спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе

отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,

традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их

воплощение в литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с

оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность

оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в

условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и

других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе

изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства

коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических

культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных

видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский

опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий

и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в сети

Интернет;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и

выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение

осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из

литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием,

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же

права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность

инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе

на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью

героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность

адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой

деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы,

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных

планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения

задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных

последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих

вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как

гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и

социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях

человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно

прочитанные литературные произведения;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики

литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и

стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного

благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,

сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных

ролей персонажей литературных произведений;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и

знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других

людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из

опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых

знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в

том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и

компетентностей, планировать свое развитие, умение оперировать основными понятиями,

терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать

и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с

учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,

возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и

их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую

ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать

принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,

формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым

действовать в отсутствии гарантий успеха.

188.8.4. В результате изучения литературы на уровне основного общего образования

у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные

учебные действия, совместная деятельность.

188.8.4.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические

действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и

характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,

литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-

литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать

литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их

обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии

для выявления закономерностей и противоречий с учетом учебной задачи;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной

учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и

процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными

типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее

подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

188.8.4.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном

образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным

состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по

установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных

связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного

наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности

полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в

новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

188.8.4.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной

учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и

другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же

идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой

информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,

диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

188.8.4.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как

часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных

знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в

литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и

корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии

задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на

решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство

позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого

эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с

использованием иллюстративных материалов.

188.8.4.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя

ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,

принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных

возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом

литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

188.8.4.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,

эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном

образовании;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать

оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся

ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие

результата цели и условиям;

развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и

эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,

понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной

литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над

взаимоотношениями литературных героев; признавать свое право на ошибку и такое же

право другого;

принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

188.8.4.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной

деятельности:

использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении

поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по

ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на

уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учетом

предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен

мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать

качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками

взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и

вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

188.8.5. Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне

основного общего образования должны обеспечивать:

1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в

формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства

многонационального народа Российской Федерации;

2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий

художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) овладение элементарными умениями эстетического и смыслового анализа

произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать

художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом

неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;

4) овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания,

определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую

принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,

авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и

воплощенные в нем реалии, характеризовать авторский пафос, выявлять особенности

языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

5) иметь представление о теоретико-литературных понятиях и уметь использовать их

на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления

собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное

творчество, проза и поэзия, художественный образ, факт и вымысел, литературные

направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос,

драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня,

баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лироэпические (поэма,

баллада), форма и содержание литературного произведения, тема, идея, проблематика,

пафос (героический, трагический, комический), сюжет, композиция, эпиграф, стадии

развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,

эпилог, авторское отступление, конфликт), система образов, образ автора, повествователь,

рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж,

речевая характеристика героя, реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж,

интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония,

сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола; антитеза,

аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия; повтор, анафора;

умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс), стиль; стих и проза,

стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа,

афоризм;

6) овладение базовым умением рассматривать изученные произведения в рамках

историко-литературного процесса (определять с направляющей помощью педагога и при

помощи "ленты времени" принадлежность произведения к историческому времени,

определенному литературному направлению);

7) овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии

писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и

особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики

произведений;

8) овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты, образы

персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений,

темы, проблемы, жанры, приемы, эпизоды текста;

9) овладение умением сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам

изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с

произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

10) совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных

особенностей обучающихся с ЗПР) читать, в том числе наизусть, не менее 10

произведений и (или) фрагментов;

11) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным

схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий

пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы

к тексту;

12) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать

аргументированную оценку прочитанному;

13) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания

разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;

14) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и оценки

текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической

русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием

методов смыслового чтения): "Слово о полку Игореве"; стихотворения М.В. Ломоносова,

Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль", повесть Н.М. Карамзина "Бедная

Лиза", басни И.А. Крылова; стихотворения и баллады В.А. Жуковского, комедия А.С.

Грибоедова "Горе от ума", произведения А.С. Пушкина: стихотворения, поэма "Медный

всадник", роман в стихах "Евгений Онегин", роман "Капитанская дочка", повесть

"Станционный смотритель", произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения, "Песня про

царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", поэма

"Мцыри", роман "Герой нашего времени", произведения Н.В. Гоголя: комедия "Ревизор",

повесть "Шинель", поэма "Мертвые души", стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А.

Некрасова; "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-

Щедрина, по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф.М.

Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, рассказы А.П. Чехова,

стихотворения И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С. А. Есенина, А.А.

Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, рассказ М.А.

Шолохова "Судьба человека", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин" (избранные

главы); рассказы В.М. Шукшина: "Чудик", "Стенька Разин", рассказ А.И. Солженицына

"Матренин двор", рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского", по одному

произведению (по выбору) А.П. Платонова, М.А. Булгакова, произведения литературы

второй половины XX - XXI в.: не менее трех прозаиков по выбору (в том числе Ф.А.

Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П.

Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков), не менее

трех поэтов по выбору (в том числе Р.Г. Гамзатов, О.Ф. Берггольц, И.А. Бродский, А.А.

Вознесенский, ВС. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, А.С.

Кушнер, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов), Гомера, М. Сервантеса, У.

Шекспира;

15) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного

творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника

эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

16) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и

обогащать свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы;

17) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской

деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных

результатов);

18) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе

информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные

источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных электронных

ресурсов, включенных в федеральный перечень, для выполнения учебной задачи;

применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

188.8.6. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 5 классе

обучающийся научится:

начальным представлениям об общечеловеческой ценности литературы и ее роли в

воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

понимать, что литература - это вид искусства, и что художественный текст

отличается от текста научного, делового, публицистического;

владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать и оценивать

прочитанные произведения:

определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о

родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их

сравнительные характеристики по опорной схеме с направляющей помощью педагога;

понимать смысл теоретико-литературных понятий и учиться с направляющей

помощью педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная

литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ;

литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,

стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный

герой (персонаж); портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора,

олицетворение; ритм, рифма;

сопоставлять по опорному плану темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения

фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с

учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

выразительно читать, в том числе наизусть произведения, и (или) фрагменты (не

менее 3 поэтических произведений, не выученных ранее);

пересказывать прочитанное произведение по опорным словам, плану, используя

подробный, сжатый пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с

направляющей помощью педагога формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 50

слов (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

с направляющей помощью педагога осуществлять начальные умения интерпретации

и оценки изученных произведений фольклора и литературы;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества

и художественной литературы для познания мира, а также для собственного развития;

планировать с направляющей помощью педагога собственное досуговое чтение,

расширять свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы

для детей и подростков;

участвовать в создании элементарных учебных проектов с направляющей помощью

педагога и учиться публично представлять их результаты (с учетом актуального уровня

развития обучающихся с ЗПР);

с направляющей помощью педагога демонстрировать начальные умения

использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; с направляющей

помощью педагога пользоваться электронными библиотеками и другими интернет-

ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

188.8.7. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 6 классе

обучающийся научится:

иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности

литературы, осознавать ее роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства

многонационального народа Российской Федерации;

иметь представления об особенностях литературы как вида словесного искусства,

отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;

осуществлять элементарный смысловой анализ произведений фольклора и

художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с

учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):

определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые

автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, используя

справочные материалы; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать

героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме, плану;

понимать сущность теоретико-литературных понятий и с направляющей помощью

педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная литература и

устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос),

жанры (рассказ, повесть, роман, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция;

стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая

характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор; эпитет, метафора,

сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма;

сопоставлять с направляющей помощью педагога произведения, их фрагменты,

образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры

(с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения

художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись,

музыка, театр, кино);

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть произведения, и (или)

фрагменты (не менее 4 - 5 поэтических произведений, не выученных ранее);

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,

выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с

направляющей помощью педагога формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 80

слов), писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

владеть умениями интерпретации и оценки изученных произведений фольклора,

древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с

использованием методов смыслового чтения;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества

и художественной литературы для познания мира, а также для собственного развития;

планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по

рекомендациям педагога, в том числе за счет произведений современной литературы для

детей и подростков;

развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности с

направляющей помощью педагога и учиться публично представлять полученные

результаты;

развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной

форме; пользоваться с направляющей помощью педагога электронными библиотеками и

другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

188.8.8. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 7 классе

обучающийся научится:

иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности

литературы, осознавать ее роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства

многонационального народа Российской Федерации;

иметь представления о специфике литературы как вида словесного искусства,

выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового,

публицистического;

проводить, с опорой на план, смысловой анализ произведений фольклора и

художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с

учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР), иметь представление, что в

литературных произведениях отражена художественная картина мира:

анализировать с направляющей помощью педагога произведение в единстве формы

и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его

родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую

позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-

персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей;

определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять свое

понимание нравственно-философской, социально-исторической проблематики

произведений (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретиколитературных

понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации

произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;

художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, поэма,

песня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:

экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь,

рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж,

интерьер; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;

антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;

выделять, с направляющей помощью педагога, в произведениях элементы

художественной формы и обнаруживать связи между ними;

сопоставлять по плану произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты

разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приемы,

особенности языка;

сопоставлять изученные произведения художественной литературы с

произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); выразительно

читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 6 - 7 поэтических произведений, не

выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом актуального

уровня развития обучающихся с ЗПР);

пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов,

отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать

вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать

аргументированную оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 100

- 110 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; с направляющей помощью педагога исправлять и редактировать

собственные письменные тексты; с направляющей помощью педагога собирать материал

и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,

доклада, конспекта на предложенную педагогом литературную тему;

с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально

изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной

литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения;

осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной

литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и

эстетических впечатлений;

планировать свое досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям

педагога, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и

подростков;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской

деятельности и публично представлять полученные результаты;

развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в

электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и

подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных

задач, соблюдая правила информационной безопасности.

188.8.9. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 8 классе

обучающийся научится:

понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать ее роль в

воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской

Федерации;

понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия

художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

проводить с опорой на план, образец смысловой анализ произведений

художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и

оценивать прочитанное (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):

анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и

проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять

позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая

художественные особенности произведения и отраженные в нем реалии; характеризовать

по плану героев - персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять

особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять на базовом

уровне свое понимание нравственнофилософской, социально-исторической проблематики

произведений (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); выявлять

языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой

манеры и стиля писателя;

понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных понятий и

самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений:

художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;

художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ,

повесть, роман, баллада, поэма, песня, сонет, лиро-эпические (поэма, баллада); тема, идея,

проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция,

завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор,

повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой; портрет,

пейзаж, интерьер; юмор, ирония, сатира, сарказм; эпитет, метафора, сравнение;

олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма,

строфа; афоризм;

учиться рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-

литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность

произведения к историческому времени, определенному литературному направлению);

выделять с направляющей помощью педагога в произведениях элементы

художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родожанровую

специфику изученного художественного произведения;

сопоставлять по плану, схеме произведения, их фрагменты, образы персонажей,

литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы,

проблемы, жанры, эпизоды текста;

сопоставлять по плану, схеме изученные произведения художественной литературы

с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр,

кино, фотоискусство);

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 8 - 9 поэтических

произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с

учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

пересказывать изученное произведение, используя различные виды пересказов,

отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить

собственную позицию с позициями участников диалога, давать аргументированную

оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 150

слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; с направляющей помощью педагога исправлять и редактировать

собственные письменные тексты; собирать с направляющей помощью педагога, материал

и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,

доклада, конспекта, эссе, отзыва на самостоятельно выбранную литературную тему,

применяя различные виды цитирования;

с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально

изученные художественные произведения древнерусской, классической русской и

зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового

чтения;

осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной

литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника

эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

планировать свое досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по

рекомендациям педагога, в том числе за счет произведений современной литературы;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской

деятельности и публично представлять полученные результаты;

самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в

электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в сети

Интернет проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ,

соблюдая правила информационной безопасности.

188.8.10. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 9 классе

обучающийся научится:

понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы,

осознавать ее роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей

Родине и ее героической истории, укреплении единства многонационального народа

Российской Федерации;

понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять

главные отличия художественного текста от текста научного, делового,

публицистического;

уметь самостоятельно проводить смысловой анализ произведений художественной

литературы (от древнерусской до современной) с опорой на предложенный план;

анализировать с опорой на образец, план литературные произведения разных жанров;

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учетом

актуального уровня развития обучающихся с ЗПР), иметь представление об условности

художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях с учетом

неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

анализировать по предложенному плану произведение в единстве формы и

содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую

принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую

позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нем

реалии; характеризовать по плану героев-персонажей, давать их сравнительные

характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и

основной конфликт произведения; выявлять, с направляющей помощью педагога, формы

авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как

адресатом произведения; объяснять свое понимание нравственно-философской,

социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учетом

актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); выявлять языковые особенности

художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить, с

направляющей помощью педагога основные изобразительно-выразительные средства,

характерные для творческой манеры писателя;

понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных понятий и

использовать их с направляющей помощью педагога в процессе анализа и интерпретации

произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;

художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм,

сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ,

притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия,

песня, отрывок, сонет, лиро-эпические (поэма, баллада); тема, идея, проблематика; пафос

(героический, патриотический, гражданский и другое); сюжет, композиция, эпиграф;

стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,

эпилог; конфликт; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой

(персонаж), лирический герой, лирический персонаж; портрет, пейзаж, интерьер,

художественная деталь; реплика, диалог, монолог; юмор, ирония, сатира, сарказм,

гротеск; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория;

стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа; афоризм;

рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса

(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому

времени);

выявлять с направляющей помощью педагога связь между важнейшими фактами

биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи;

выделять с направляющей помощью педагога в произведениях элементы

художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родожанровую

специфику изученного художественного произведения;

сопоставлять по плану, образцу произведения, их фрагменты, образы персонажей,

литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы,

проблемы, жанры, эпизоды текста;

сопоставлять по плану, образцу изученные произведения художественной

литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство,

музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 - 10

поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к

произведению (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

пересказывать изученное произведение, используя различные виды устных и

письменных пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и

самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить

собственную позицию с мнениями участников дискуссии, давать аргументированную

оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 200

слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; представлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос; с

направляющей помощью педагога исправлять и редактировать собственные и чужие

письменные тексты; собирать с направляющей помощью педагога материал и

обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,

доклада, конспекта, эссе, отзыва, рецензии на самостоятельно выбранную литературную

тему, применяя различные виды цитирования;

с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально

изученные художественные произведения древнерусской, классической русской и

зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового

чтения;

осознавать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и

художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности,

источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного

развития;

планировать свое досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по

рекомендациям педагога, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счет

произведений современной литературы;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской

деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;

уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной

литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поискав

сети Интернет; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

188.8.11. При планировании предметных результатов освоения рабочей программы

следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций

происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует

необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения

разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения

этих результатов.