Найти в Дзене
Мысли юриста

Выпишите из квартиры и дочку, и внуков. Не нужны они мне в квартире.

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Валентина вышла замуж. Мужа она любила, считала, что должно быть продолжение рода. Ее Федор свою Валюшу тоже любил. Она часто говорила:

- Вот скоро будет у нас маленький сынок.

- Валюша, да хоть дочка. Я всех любить буду.

- Нет, хочу сына, на тебя похожего.

Но первой на свет появилась доченька, Машенька. Милая и добрая девочка, она очень любила родителей и старалась все делать хорошо.

-Я хочу, чтобы мама меня хвалила.

Но мама только морщилась:

- Уйди, Маша, поиграй, не мешай мне.

- Валя, она же хочет ласки, это девочка. Ты что ее шпыняешь?

- Я люблю ее и делаю все, чтобы она не была избалованной.

Когда Машеньке исполнилось пять лет, у нее родился братик.

- Наконец-то,- счастливо вздохнула Валентина, и всю любовь обрушила на Сашеньку, сыночка.

- Смотри, как смешно он красками рисует,- умилялась она Федору.

- А Маша чего плачет.

- Она просто капризничает.

- Машенька, дочка, что ты плачешь?

- Она на моей тетрадке по математике рисует. Мне все переписывать.

- Валя, ты что не следишь.

- Подумаешь, перепишет. Тоже мне цаца.

Тогда Федор впервые орал так, что дрожали стекла. Валя испугалась, Сашка плакал. Больше школьные принадлежности Маши брату брать не позволялось, как он не орал и не требовал. Дети росли, Маша вышла замуж, появилось двое детей. А вскоре отца не стало. Бабушка, мать отца, как-то сказала:

- На квартиру ты не рассчитывай. Помимо тебя куча наследников, по судам затаскают. А вот деньги я на твой счет переведу еще при жизни. Только ты Вальке не говори, быстро выманит для Сашеньки. Бабушкины деньги Маша хранила в валюте, копила на жилье. Ее же квартиру после смерти поделили на всех наследников. И Маше по праву представления досталась 1/12 доли. Мать, правда, настаивала, чтобы она отказалась в пользу Сашки, но Маша не согласилась.

Маша работала на хорошей работе, дети росли, жили они с мамой и братом, занимали самую маленькую комнату вчетвером. Вернее втроем. Муж все реже и реже приходил домой, и они развелись. Сашка довольно ухмылялся.

- Машка, какая ты наивная,- сказала соседка и по совместительству бывшая одноклассница.- Твой Сашка твоего мужа по баням да саунам таскал, с девчонками знакомил. Сделал все, чтобы он от тебя ушел. Мой муж рассказывал, что наговаривал ему, что и гулящая ты, и надоело гонять кавалеров от тебя. Это пока курили, твой делился. Мой-то сказал, что это вранье. Но вода камень точит.

Маша заплакала,

- Как так-то, родные же. Дети растут. Зачем он так делает?

- Просто, напакостить. Как в детстве тебе тетради черкал, и воду на домашку проливал, так и продолжает. А ты не переживай. Если поверил и на такое пошел, не защитил, значит, избавилась ты от балласта. Все у тебя будет хорошо.

Работала Маша на износ, фирму с подругами открыла, по сопровождению предприятий на удаленке, бухгалтерия.

А дома было невозможно находиться:

- Ты долго тут у нас обитать будешь, - кричала мать. – Убирайтесь из дома и ты и твои дети. Надоели мне. Пожить спокойно хочу.

Скандалы, бите тарелок. Маша уставала. Правда, при детях Валентина старалась сдерживаться. Все же внуки, мальчики. И так оба похожи на покойного Федора. Даже вечерами с ними сидела. Но Машу не переносила.

А та хотела снять квартиру, но думала: как организовать труд, пока младший в садик ходит. Вездесущая соседка сказала:

- Машунь, выедешь, они с Сашкой квартиру приватизируют. И тебе ничего не достанется.

- Мне и не надо.

- С чего это не надо? Дядя Федя хотел, чтобы всем доли были. А у тебя дети. С чего это ты Сашке дарить будешь?

И тут Маша встретила ЕГО. Невысокий, обыкновенный, даже ниже ее на пол головы, с намечающейся лысинкой. Директор небольшой фирмы заключил с ними договор на сопровождение. А утром Маше с курьером привезли букет роз. И он начал ухаживать. Помимо цветов – встречал и провожал. Познакомился с детьми. Наступила осень, она впорхнула вечером в машину. Слава (так звали мужчину) сказал:

- Мы задержимся на часик.

Остановился он возле обувного магазина. Ничего особенного. Он просто заметил, что ботинки у Маши старенькие, и она проговорилась, что текут. Вот и повез. Купил новые, удобные. Заодно и туфли – на работе ходить. Ничего не требуя. Просто позаботился. Машу как молнией пронзило. Даже отец не замечал таких мелочей и не заботился так. А тут чужой человек.

И она поверила. Лучше Славы для нее не было.

У Славы была своя квартира, но маленькая. Он решил покупать большую, хорошую. А Маша, пока брак не оформлен, решила купить дом. С накоплениями и материнским капиталом хватало на небольшой, не в самом приличном месте, но свой. В квартире с мамой невозможно было находиться. Жить она хотела в своем жилье.

- Что, явилась,- язвительно говорила мать. – Натаскалась где-то.

И это было самое вежливое. Детей она начала против Маши настраивать.

Маша поделилась со Славой, показала дом. Он покачал головой:

-Я добавлю денег. Просто добавлю, без претензий. Купим что-то получше.

И они купили, чуть дороже, но замечательный дом, оформив собственность на Машу и детей. Начали делать ремонт, чтобы въехать. На выходных Маша, после проверки дома (как там ремонтик идет) пришла домой, а дверь открыть не могла, новый замок. Она и звонила, и стучала, но никто не открывал:

- Мама, ты дома. Или я вызову полицию, и вскроем замок, или ты открываешь дверь.

Вышли соседи:

- А мы подтвердим, что Маша тут прописана, а ты не пускаешь,- возопила старенькая Галина. – Федор бы в гробу перевернулся, если бы видел.

Валентина дверь открыла и прошипела:

- Собирай вещи и убирайся. А то детей днем не пущу, и тебя не пущу.

Маша собрала вещи детей и свои, сложила в пакеты, позвонила Славе, тот приехал, все вещи вывез. Пока в тесноте перекантовались у него, дом доделали, и переехали туда.

- У меня там еще детские вещи остались, зимние, мать не пускает,- горестно вздохнула Маша.

- Завтра едем к юристу, проконсультируемся. Это вообще невообразимо.

- А еще она ходит, и всем говорит, что меня выпишет. Что я на трассе стою, а ты людей грабишь. Что у нас не дом, а притон. В общем, всячески «поливает грязью».

- И с этим разберемся, милая.

Результатом посещения юриста был иск о вселении, возложении обязанности не чинить препятствия в пользовании жилым помещением.

- Она не дает даже вещи детские брать, сменила замки.

- Да ты вообще тут не живешь. У них в собственности дом, и у Машки доля в квартире есть. Я встречный иск составила – о признании утратившими право пользования и снятии с регистрационного учета мою дочь и несовершеннолетних внуков.

Маша привела свидетелей, что мать ее не пускала в квартиру.

А Валентина привела Сашку и его друзей. которые говорили, что Маша там давно не живет.

- Я просто не могу вселиться. А за квартиру плачу. Вот квитанции.

Суд иск Маши удовлетворил, а Валентине отказал. Та подала апелляционную жалобу. И тут ей повезло. Суд решил, что Маша выехала добровольно, и иск Валентины удовлетворил, а Маше отказал.

Дело дошло до Верховного суда, судьи там удивились:

- Ничего себе апелляция дает. С чего вдруг решили, что Маша выехала добровольно? В материалах дела зафиксировано другое.

Само по себе проживание несовершеннолетних в ином жилом помещении, отличном от того, которое было определено соглашением их родителей, не может служить основанием для признания несовершеннолетних утратившими право пользования спорным жилым помещением. Между тем, как установил суд первой инстанции, обстоятельств, свидетельствующих об утрате несовершеннолетними в одностороннем порядке прав и обязанностей по договору социального найма, не установлено.

Решение апелляции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Они-то молодцы, все верно рассмотрели.

Валентина злилась:

- Выпишись, а то я так ославлю вас, что мало не покажется.

- Значит, милая тещенька, платить будете за каждое слово против нас. В суд будем подавать на клевету, и за моральный ущерб. Пусть мало, но нам приятно будет. И так за каждое сказанное вами плохое слово против Маши.

И подали, правда, еще на рассмотрении, решения нет. В ответчиках и Сашку указали, тоже засветился. В сети всякие сведения стал распространять. Как подали Маша и Слава в суд, так удалил. Но все уже было зафиксировано, заявление в полицию написано. Взыскание морального вреда затребовали, и немало. Пусть суд чуть-чуть взыщет, но еще и судебные расходы будут.

А Маша с детьми и Славой обосновались в доме, Славину квартиру сдали. И она стала задумываться о третьем ребенке, общем. Слава и дети просят.

*имена взяты произвольно

рассказ написан на основании

Определение Верховного суда РФ от 03.10.2023 по делу № 18-КГ23-141-К4

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.