Японские мифы о происхождении вселенной такие же замысловатые и сложные, как и сам процесс создания мира.
Поначалу всё было безликим и бесформенным. И тут внезапно, буквально из ниоткуда появился первый бог. В "Кодзики" его зовут Амэ-но Минакануси (типа, Верховных Владыка Небесной Средины). В главной истории "Нихон сёки" этого бога зовут Куни-но Токотати (Бог-Основатель Страны или Нации), он вырос из бесформенной вселенной, "как почка тростника". И после этого первого бога начали появляться другие, от одного до четырех, в зависимости от версии мифа. Все они появились без какого-либо пола или определенной формы.
Количество, имена, способности и влияние первых Богов меняются в зависимости от версии мифа. Сегодня о них не то чтобы много говорят, а то и вовсе мало кто что-то знает. Единственный, кто все-таки не потерял своего веса в последующих историях, это Такамимусуби (ака Возвышенный). Как и остальные первые боги, Такамимусуби - это какое-то таинственное и сильное Начало Всего, на котором держится природа. И хотя эти первые боги не сильно выделяются в следующих мифах, они все равно всегда незаметным лейтмотивом присутствуют во вселенной как ее основатели.
Так вот, после первого поколения богов, пришла еще шесть. В каждом была пара богов, couples. Кто они и чем занимались - немного меняется в разных версиях истории, но обычно они связаны с песком, сырой почвой и созидательными силами и энергией. Каждый дуэт, состоящий из Бога и Богини, порождал следующую пару. И в каждой истории, последняя пара - это Идзанаги (Чарующий) и его сестра Идзанами (Чарующая). Шесть предыдущих поколений богов собрались и сказали Идзанаги и Идзанами: "Вам нужно создать Японские острова, и в принципе, весь остальной мир». Другие боги подарили этой паре "небесное копье", на котором висели два драгоценных камня, похожих на яйца. Идзанаги и Идзанами опустили копье в воду еще не обустроенного мира, а потом вытащили его. Соль, которая собралась на кончике копья, и капли, которые упали с него, образовали первый из островов - Оногоросима, или "остров, который сам собой застыл".
Идзанаги и Идзанами решили заскочить на Оногоросиму и поставить там ритуальный столб, а потом решили, что неплохо было бы и замутить свадьбу. Они обошли столб вокруг и назвали друг друга мужем и женой, но Идзанами сделала это первой. Вскоре после этого Идзанами родила первого ребенка, у которого не оказалось ни рук, ни ног. Его назвали Хируко, "Красная пиявка". Идзанаги и Идзанами засунули Хируко в корзину и отправили его по волнам океана. Вот так, по волнам, он покинул древние миры (но вернулся позже в средневековом фольклоре как Эбису, потерянный бог удачи).
Второй ребенок вышел как сгусток пены. Разочарованные этими фейлами и неспособностью родить что-то приличное, боги решили посоветоваться с Амацуками, старейшими богами. Супругам объяснили, что они облажались с рождением "хороших" детей, потому что во время свадебной церемонии первой заговорила женщина. Они вернулись на Оногоросиму и повторили церемонию, как положено. На этот раз Идзанаги был первым, кто заговорил, и после этого начали рождаться здоровые и успешные дети - острова Японского архипелага.
В "Кодзики" и основных и дополнительных историях "Нихон сёки" порядок создания островов разный, но есть вещи, которые во всех версиях одинаковы. Сикоку и Кюсю – одни из первых, также как и Авадзи, островок в Сэто, внутреннем Японском море. Хонсю обычно выглядит как два "острова". Есть и некоторые маленькие уединенные острова, типа Ики, Оки и Цусима в Корейском проливе и Садо в Японском море, которые также появляются в определенном порядке.
После того, как острова появились, Идзанами начинает создавать разные природные явления и объекты: моря, реки, горы, леса и равнины. Эти природные боги рождаются парами male/female, как и ранние Амацуками. Но, в отличие от своих родителей или богов островов, эти пары природных богов не так известны. Хотя многие из них до сих пор почитаются в небольших храмах, их имена мало кто знает. Они олицетворяют природные ландшафты и редко упоминаются в мифологии или фольклоре.
По "Кодзики", одним из последних детей Идзанами был Хи-но Кагуцути, бог огня. Когда он появился на свет, бедняжка Идзанами поджарилась от него. От боли она начала рваться, испражняться и мочиться, а потом и вовсе скончалась. Все эти... эм... выделения тоже превратились в богов - руды и металлов, текущей воды и глины. Идзанаги был в шоке от потери сестры и жены, взял меч и зарубил Хи-но Кагуцути, так что кровь бога огня обрызгала горы и превратила их в вулканы.
Замученный жаждой мести и яростью, Идзанаги начинает искать Идзанами. Узнаёт, что она ушла в Ёми-но куни, такое место, как Желтую страну или обитель смерти. Идзанаги отправляется в Ёми-но куни и находит там Идзанами, которая прячется в доме. Она просит его не заходить, говорит, что ей будет стыдно, если он увидит ее мертвой. Но Идзанаги влетает вместе со страхом и видит, что Идзанами превратилась в гниющий труп. В ужасе он убегает от нее.
Идзанами, обиженная на брата и мужа, посылает за ним целую армию божеств грома и страшных ведьм. Чтобы отстояться от преследователей, Идзанаги сбрасывает свою повязку для волос, потом гребень и, наконец, меч. Он добегает до Склона Ёми-но куни, входа в подземный мир и выхода в мир живых, выбирается наружу и закрывает Желтую страну огромным валуном. Когда с другой стороны от камня появляется Идзанами, начинается диалог. Возможно, это был самый первый развод в Японии. Идзанами грозится "каждый день душить до смерти тысячу обитателей травянистой страны смертных". В ответ Идзанаги заявляет "Каждый день буду строить полторы тысячи домов рождения".
Далее, после того как Идзанаги покинул Ёми-но куни, он решил немного освежиться в реке. И каждый раз, когда он омывал часть своего тела, от стекающей воды рождались новые боги - типа времени, приливов, ритуальной чистоты и так далее. Ну и в конце концов, он промыл глаза и нос, и получилось у него создать трех самых имбовых богов. Из его левого глаза появилась Аматэрасу, Небесное сияние, богиня солнца. Из правого глаза - Цукуёми, Лунный счет, божество луны. И наконец, из его носа явился Сусанно, Доблестный яростный бог-муж, божество свирепых сил природы. Идзанаги был в восторге, он был доволен этими тремя детьми и называет их своими наследниками и повелителями всего мира, который он с Идзанами создал. Аматэрасу получает власть над Высокими равнинами небес, Цукуеми становится владыкой ночи, а Сусаноо - повелителем океана.
История о том, как умерла Идзанами и как Идзанаги отправился в стару Ёми-но куни, это один из самых старых известных нам японских мифов, но только в «Кодзики» он записан как важное сказание. В основном повествовании «Нихон сёки» Идзанами не умирает - она сама порождает трех небесных богов, прежде чем уйти на покой вместе с супругом, завершив обустройство мира. Страна Ёми-но куни упоминается в «Нихон сёки» только в дополнительных частях, которые основаны на сказаниях «Кодзики». Возможно, это связано с китайским влиянием. Если смотреть на Идзанами и Идзанаги как на воплощение китайских принципов инь и ян, которые управляют вселенной, то оба божества должны оставаться живыми и активными для поддержания мира. Или есть и другое объяснение: страна Ёми-но куни и связанный с ней миф отсутствуют в основном повествовании «Нихон сёки», потому что эта часть мифологии потеряла значение, которое имела во времена составления «Кодзики». Но главное во всех версиях, что независимо от того, умирает Идзанами или остается живой, в конце концов, мир переходит к их трем детям, и Япония приближается к эпохе людского правления.
Специально для t.me/puff_anime