Найти в Дзене
Разве нет?

Что нужно человеку, чтобы познать духовный предмет? Часть VIII.

Жить стоит ТОЛЬКО тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть; ибо смерть есть ИСТИННЫЙ и высший критерий для всех жизненных содержаний. Достаточно самому применить этот критерий со всей надлежащей серьезностью и во всем его глубоком значении, и осветить им любое жизненное содержание — и его верность и убедительность раскроется перед очами. То, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры.

Во всех случаях и на всех путях жизни человек живет и умирает или влача земные оковы своей веры, или несомый её духовными крыльями. Сейчас безмерно переоценивают мысль и знание и придают так называемым «доказательствам» преувеличенное значение, ибо на самом деле многое, что люди причисляют к «мыслимому» и «знаемому» — остается необоснованным и не доказанным. С другой стороны, вера и суеверие совсем не одно и то же, в области веры имеется СВОЯ особая достоверность и свои ПОЛНОЦЕННЫЕ основания, не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта.

Было бы совсем наивно думать, что человеческое «мышление» и «знание» не делают ошибок или что они способны доказать каждое свое утверждение. Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти «подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда отвергаются.

Полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было всё доступно и ясно; чем проще, чем элементарнее, чем площе какое-нибудь утверждение, тем оно кажется им «убедительнее» и «окончательнее»; и только настоящие учёные знают границы своего знания и понимают, что истина есть их ТРУДНОЕ задание и ДАЛЕКАЯ цель, а совсем не легкая ежедневная добыча.

Граница науки — чувственный опыт, её метод — объяснять все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она держится за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и исчерпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи ДРУГОГО ОПЫТА и ДРУГОГО МЕТОДА.

С другой стороны, настоящая вера вырастает именно от этого другого опыта и идет своим ОСОБЫМ путем (методом), отнюдь не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее.