Писал эту статью ещё год назад, но в ВУЗе про неё все забыли, а зря. Собственно, решил опубликовать её здесь.
Аннотация. Физическое воспитание является необходимым элементом во всестороннем гармоничном развитии личности. В школьном возрасте физическое воспитание отвечает как за формирование здорового образа жизни, так и за укрепление психического, физического и социального здоровья. С учётом увеличения числа различных заболеваний, особенно хронических, в школьном возрасте проблемы здоровья встают на первое место. А ведь, как известно, здоровье формируется в молодости и важную роль в этом процессе занимает как раз физическое воспитание. В этой статье мы подробно рассмотрим то, как в школах пытаются “привить” здоровый образ жизни и любовь к спорту.
Ключевые слова. Физическое воспитание, здоровье, спорт, физкультура.
Annotation. Physical education is a necessary element in the comprehensive harmonious development of the individual. At school age, physical education is responsible both for the formation of a healthy lifestyle and for strengthening mental, physical and social health. Taking into account the increase in the number of various diseases, especially chronic ones, health problems come first at school age. But, as you know, health is formed in youth and physical education plays an important role in this process. In this article, we will take a detailed look at how schools are trying to “instill” a healthy lifestyle and a love of sports.
Keywords. Physical education, health, sports, physical education.
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, Уровень и качество физического воспитания в школах остаётся не определённым. На момент написания статьи, а это начало марта 2023 года всё больше людей увлекаются спортом и здоровым образом жизни. В образовательном процессе отечественных школ присутствует неоднородный уровень преподавания. Где-то физкультуру преподают на высоком уровне, однако в большинстве случаев, особенно в старшей школе, предпочтение отдают другим дисциплинам в рамках ЕГЭ тем самым, забывая про значимость физической культуры в физическом воспитании. Из-за недостатка часов физкультуры в школе, а порой и, банально, низкой посещаемости на уроках. Да Министерство образования призвало увеличить количество часов физкультуры с двух до трёх, но не во всех школах этому следуют. Много ли вы знаете школ, где есть 3 часа физкультуры? Однако школьники могут получать физическое воспитание не только в рамках общеобразовательной школьной программы, но и путём посещения специализированных секций и физкультурных кружков, а также в таких местах как спортивные клубы, так и фитнес центры. Не стоит забывать, что прежде всего главная роль в физическом воспитании школьников остаётся за их родителями. Родители, воспитанные в советских школах, очень чётко понимают важность физического воспитания для своего ребёнка, однако в виду того, что мы живём в капиталистической стране у родителей не всегда есть возможность оплачивать посещение спортивных секций, а они чаще всего платные и весьма недешёвые. И тут вы возразите: “У нас же ведь есть бесплатные спортивные секции”, а я отвечу, что понятие “бесплатной секции” весьма относительно поскольку экипировку и прочие расходы, которые не входят в стоимость обучения, на себя берут родители, а качественный спортивный инвентарь стоит не малых денег. Но не будем далеко уходить от основного повествования. Стоит обозначить основные функции физического воспитания, а это: воспитательная, оздоровительная, общекультурная и оздоровительно-гигиеническая.
Так как в начальной школе учитель физической культуры ставит перед собой задачу минимизировать травматизм на своих уроках то о каком-то серьёзном подходе, в плане физического воспитания, здесь говорить не стоит. В рамках образовательной программы для младших классов ученики изучают все базовые виды движений. Основной процесс физического воспитания происходит как раз в средней школе. Здесь школьники изучают большую часть различных движений и приёмов и совершенствуют свои навыки, но это опять-таки зависит от школы и непосредственно спортивного инвентаря, который имеется в данной учебной организации, и уровня подготовки педагогов. В старшей школе преимущественно закрепляют материал усвоенный в средней и разучивают более сложные комбинации движений, однако не всегда и не везде. На этом моменте я сделаю акцент на то, что де факто полностью здоровых школьников, да и в целом здоровых людей не так уж много особенно в подростковой среде, если брать термин “здоровье” - как совокупность психического, социального и физического благополучия. Как следствие преподаватель сталкивается с проблемой того, что тем или иным ученикам противопоказаны определённые физические нагрузки. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно на сегодняшний день обстоит с этим дело у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок, растёт число детей, имеющих повышенное артериальное давление. Гипокинезия у детей приводит к расстройству, прежде всего, сложно координационных двигательных действий, что весьма пагубно для молодого организма. При недостаточном объёме физической активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции и осанке. У тех, кто регулярно занимается физкультурой, эти расстройства проявляются слабее. При правильной организации учебного предмета физического воспитания в спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни детей.
Вооружившись авторучкой, блокнотом и диктофоном я решил выяснить как обстоят дела с физическим воспитанием школьников. Для более разнообразных сведений я не стал придерживаться какой-то определённой школы, а опрашивал всех попавших в поле зрения школьников. Всего было опрошено 76 человек. Из них, на вопрос о количестве часов физкультуры, только 31 ответили, что у них 3 часа.. Ученики начальной и средней школы, а это 50 человек сказали, что на уроках присутствует разнообразие и в целом интересно. Те, кто были в 11 классе, ответили, что посещают, в основном, только те уроки, по которым сдают ЕГЭ. Остальные старшеклассники в количестве 22 человек сказали, что урок начинается с разминки после чего они сдают нормативы или играют в волейбол. Во время опроса я заметил, что активная посещаемость лучше всего была в начальной и средней школе. Почти все старшеклассники рассказали о том, что у них была лыжная подготовка. Исходя из полученных данных весь объём физического воспитания, которое школьники могут получить в школе, следует разделить на четыре части:
- Первая часть включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной интенсивностью, в зависимости от возраста, проводятся: физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, но чаще всего это присутствует только в начальной школе. Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху школьников, решению проблемы дисциплины в школе.
- Вторая часть — собственно уроки физической культуры. Учащиеся начальных классов на этих уроках усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми и обучаются строевым приёмам. Занятия в средних классах претерпевают серьезные изменения, которые обусловлены переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Начинает преобладать лёгкая атлетика и спортивные игры. В зависимости от возможности школы появляется лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка или плавание. Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками на уроках, представляют собой теоретические сведения и установки, необходимые для овладения практическими умениями и навыками. В старших классах развиваются все основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, а где имеются необходимые условия, и борьба, но не всегда. Содержание занятий для девушек и юношей обретает свою специфику как по видам, так и по характеру занятий. С учетом требований наставления по физической подготовке Вооруженных Сил страны в программу для юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного характера, а также выполнение строевых команд.
- Третья часть посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике, плаванию, настольному теннису, конькам, бадминтону. В более старшем возрасте занятия групп общефизической подготовки становятся более разнообразными, физкультурные кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта.
- Четвертая часть включает в себя общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся ежемесячные дни здоровья и спорта, по крайне мере администрация школ старается проводит подобные мероприятия. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания школьников во внеклассной работе.
Полученные сведения о физическом воспитании школьников совпадают с тем, что заявлено в учебном плане. Однако проблема недостаточного материального обеспечения школ остаётся, а из-за неё не во всех школах могут реализовать, в полном объёме, качественный процесс всестороннего развития на уроках физкультуры.
Список используемой литературы:
- Съёмова С. Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы/ С. Г. Съёмова// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. №4. — С. 133–136.
- Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / [Ю. А. Барышников и др.]; Под ред. Г. П. Богданова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1986. - 220,[3] с. : ил.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 60 к
P. S. Читатель, буду благодарен, если ты напишешь о том как проходили уроки ФК в твоей школе и когда это было. Думаю стоит сравнить качество преподавания в советских школах с тем, что имеем сейчас.