Как звучат знаменитые строчки С. Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать...». Живя в стране можно не увидать, какая она на самом деле, обязательно нужен взгляд со стороны, взгляд понимающего человека, жителя страны с другой культурой, чтобы была возможность сравнить. Поэтому так интересно читать что писали и пишут о нас иностранцы.
Совершенно случайно у меня оказалась на руках книга с письмами мыслителя, политика, поэта и художника, «великого сына Индии» Рабиндраната Тагора о России. Это очень известная в первой половине 20-го века и по сей день личность. В те времена мы с Индией были близкими друзьями. Поэт приезжал в СССР в 1930-м году будучи уже очень старым и умудрённым жизнью человеком. Он хотел увидеть, как мы начали строить Коммунизм, и то, что он увидел его восхитило. Для меня, человека, живущего в XXI веке всё это - древность, покрытая ореолом тайны... большевики, Новый Мир, продразвёрстка, ликбез, свобода угнетённым... всё это — красивые слова из учебника по истории. Но, когда читаешь о том, что было, невольно сравниваешь с тем, что есть у нас сейчас.
Итак, шёл 1930 год. В очень преклонном возрасте поэт приезжает в СССР.
Он сам удивлялся своим первым впечатлениям от увиденных изменений, произошедших со страной за 10 лет, так как считал, что в Россию ехать опасно. Из этих же писем узнаём, что он презирает российский царизм и монархию и полностью поддерживает большевиков.
« Наконец я в России! Всё, что вижу, кажется чудом. Нигде в других странах нет ничего подобного. Всё совершенно иначе. Они сделали всех людей равными.»
Поэта в первую очередь восхищает уровень образованности советских людей, как за такой короткий срок народ смог стать грамотным и открытым к постоянному познанию, знакомству с искусством. Именно в этом он видит силу любого народа.
Двери в театр здесь открыты для всех, из слов Тагора можно сделать вывод, что людям дали доступ к воздуху, перекрываемому годами...
« Всё, что я видел, не могло меня не поразить... та поразительная энергия, с которой в России распространяется образование, не может не удивлять...Сколько здесь проявляют заботы и стараний, чтобы ни один человек не чувствовал себя слабым и никчёмным!... даже среди полуцивилизованных народов Средней Азии знания распространяются с быстротой наводнения. И нет предела их безмерным усилиям, чтобы открыть этим народам путь к вершинам науки. Желающих попасть в театры — огромное множество. И всё это — крестьяне и рабочие. Нигде их не оскорбляют. В тех немногих учреждениях, которые я уже успел посетить, с всюду замечал, как пробуждается в людях живой интерес и чувство собственного достоинства»
«Они в России поняли, что только образование может сделать слабого сильным, ибо от его зависит всё остальное — пища, здоровье и мир в стране. Но здесь я увидел настоящее образование, способное воспитать человека»
«Как же мне, несчастному индийцу, не удивляться, когда я вижу, что они всего за несколько лет сдвинули гору тупого невежества...»
«Они не боятся нового ни в чём — ни в общественных отношениях, ни в политике, ни в искусстве»
«Театральное искусство стоит у них на такой высоте, что лишь немногие нации могут с ними сравниться»
Сравнивая СССР с Индией, в которой образование сводится к получению баллов на экзаменах, поэт отмечает, что в СССР образование в первую очередь практично, направлено на освоение навыков в определённой профессии.
«Здешнее образование по-настоящему жизнетворно. Я всегда говорил, что образование должно быть связано с жизнью. Оторванное от жизни, оно пропадает, как залежалый товар.»
Ещё одно достоинство советского образования — это развитие творческих способностей детей, без которого невозможно полноценное развитие личности:
«Мне здесь подарили много рисунков, сделанных советскими школьниками. Диву даёшься, глядя на эти картины: настоящее искусство, не подражание, а плоды собственного воображения. Мне было отрадно видеть, что им доступны фантазия и творчество.»
«Обучение сочетается с радостью творчества.»
Своим зорким глазом опытного политика Тагор отметил и недостатки, один из которых — шаблонность образования:
«Основная ошибка заключается в том, что их система просвещения шаблонна, а людей нельзя воспитывать по шаблону. Если теория игнорирует свойства живого ума, неизбежно приходит время, когда либо шаблон начинает трещать по всем швам, либо человеческий ум мертвеет и человек превращается в заводную куклу.»
И общенародная бедность, которая отражается даже во внешнем виде домов: «Массивное здание( гостиницы, в которой останавливался поэт) производит впечатление крайней бедности, словно разорившийся наследник богатых родителей... уборщицы забыли сюда дорогу... даже среди общей запущенности заметна былая роскошь... Нигде в Европе нет такой скудности, как здесь
.. В России же нет контрастов, поэтому вместе с роскошью ушло и безобразие нищеты — осталась только нужда. Такой повсеместной бедности нет нигде, поэтому здесь она сразу бросается в глаза. Но здесь нет низов, как в других странах, — есть только народ.»
Но несмотря на внешнюю нищету, поэт увидел духовный подъём в народе, который дерзнул построить новое государство на развалинах империи.
« Меня восхищает грандиозность того, что я вижу здесь. Будь это только ужасное разрушение, я бы так не удивлялся, потому что это они умеют. Но я вижу, что они полны решимости построить на месте развалин новую жизнь. Им приходится торопиться, ибо весь мир им враждебен, все против них.»
« Не знаю, хорошо или плохо то, что они здесь делают, но невольно поражаюсь их невероятной смелости.»
И бросил вызов всему капиталистическому миру. Честно говоря, у меня мурашки по коже от того, что происходило сто лет назад. Наверное, жить бы я в это время не согласилась, но хочется хотя бы краем глаза увидеть этих людей и услышать их мысли.
«Они делают всё возможное, чтобы в кратчайший срок укрепить мощь страны путём подъёма сельского хозяйства и промышленности. Им приходится прилагать невероятные усилия, чтобы в одиночку выстоять в соревновании с богатейшими капиталистическим странами»
«Сейчас в мире есть лишь один народ, который заботится не только о своих собственных интересах, но и о судьбах всего мира.»
«Кроме того, нельзя забывать о том, что Россия пережила страшный голод и неизвестно, сколько людей погибло. Пережив это бедствие, они строят здание новой эры всего восемь лет! Строят, несмотря на отсутствие всякой помощи извне.
Тагор заметил, что отношения между людьми стали искренними, потому что отсутствуют классовые барьеры, которые разделяют людей. Теперь все равны.
Кичливость богатством занесена к нам с Запада. Когда в дома наших клерков и торговцев потекли деньги, европейский комфорт сделался критерием респектабельности.
В России мне больше всего понравилось полное отсутствие мерзкой кичливости богатством. Этого оказалось достаточно, чтобы в народе пробудилось чувство человеческого достоинства.
Простые труженики и крестьяне, сбросив иго неравенства, распрямились и высоко подняли голову. Я смотрю на них и удивляюсь и радуюсь. Какими естественными и простыми стали отношения между людьми!
Завершая своё небольшое исследование, я ставлю грустное многоточие, потому что меня не покидает мысль о невосполнимой утрате, в которой вроде бы и некого винить, а перед глазами возникает старый деревянный бабушкин комод причудливой формы, с баночками, пузырьками и всевозможными вещицами, оказавшийся выброшенным на свалку...
1.Р. Тагор. Письма о России [Текст] / Пер. с бенгал. [и предисл. М. Кафитиной]. - Москва : Гослитиздат, 1956
https://www.phantastike.com/other/pisma_o_rossii/zip/