Автор: Михаил Лебедев, ФАКИ, 1996 год выпуска
И начались, стало быть, наши физкультурно-футбольные занятия под руководством Владимира Александровича Матвеева.
Что больше всего радовало в них? Конечно, возможность погонять пятнистого в коротких паузах между насыщенными учебными занятиями, столь свойственными первому курсу Физтеха.
Но еще более того – радовал системный подход Владим-Саныча к нашему футбольно-физическому воспитанию. Но, в конце-то концов – он ведь преподаватель кафедры МФТИ, а не Института Культуры! И «Система Физтеха» здесь – тоже не пустые слова.
Так что к вопросу Владимир Александрович подходил соответственно. И после обязательной разминки непременно следовали какие-нибудь тесты, «тестики». Призванные оценить наши умения в цифрах. И если в плане непосредственно футбола Владим-Саныч был скорее поклонником «Школы К.И.Бескова», требуя от подопечных в первую очередь точного паса и мысли на поле, то на предварительном этапе выступал более адептом «Школы В.В.Лобановского», стремясь буквально «оцифровать» футбол еще до того, как это стало мэйнстримом.
Короче говоря: мы регулярно бегали, прыгали и выполняли различные упражнения с мячом. А Владим-Саныч скрупулезно наши результаты записывал, а затем подвергал их глубокому, вдумчивому анализу. И только затем мы шли играть в дыр-дыр на баскетбольную площадку.
Так было и в тот день...
Предложенное упражнение казалось совсем несложным. Сначала просто бег на тридцать метров, а затем – на те же тридцать метров, но уже с ведением мяча. Казалось бы, ничего необычного.
Однако полученные результаты вышли в хорошем смысле шокирующими. Потому как цифры неумолимо свидетельствовали: с мячом почти все юные физтехи бежали БЫСТРЕЕ, чем без мяча...
Мы тоже сначала не поверили своим глазам, после чего с готовностью повторили упражнение. Однако – ничего не изменилось: и по-прежнему скорость бега С МЯЧОМ почти у всех оказалась быстрее, нежели БЕЗ МЯЧА.
- Может, это какое-то следствие Общей Теории Относительности? – предположил один из студентов.
- Или особый случай Преобразований Лоренца? – добавил второй.
- В самом деле: из-за взаимодействия спортсмена и мяча, особенно на скорости, время для них начинает течь иначе: вот и получается, что с мячом человек бежит быстрее, - резюмировал третий.
- В самом деле? Есть такие Преобразования? – задумчиво спросил Владим-Саныч.
- Есть, есть, - тотчас хором заверили его, - И касаются они как раз тонких взаимоотношений Скорости и Времени!
- Надо будет поразмышлять на досуге, - сказал Владимир Александрович, - Может быть, я даже зайду на кафедру Общей Физики, уточню там кое-что... В общем так, мальчики: вы сейчас идите играйте уже, а я еще подумаю, проанализирую...
Следующие два занятия доставили нам еще больше удовольствия, чем обычно. Оба раза Владимир Александрович сразу, даже без разминки, отправлял нас играть, а сам продолжал размышлять.
«А вы знаете, я ведь и в другой группе провел такой же тест. Для чистоты эксперимента, так сказать. Что удивительно, и там тоже С МЯЧОМ бегут быстрее, чем БЕЗ МЯЧА...»
«Чем дальше эксперимент от теории – тем ближе он к Нобелевской премии!» - так подумали мы хором, тут же сообщили об этом любимому Тренеру и дружно побежали играть в дыр-дыр.
Всё, как говорится, рухнуло в одночасье... Хотя и в хорошем смысле слова.
В группе лыжного спорта внезапно заболел её наставник, после чего часть группы лыжников направили к нам, на футбол. Недолго думая, Владим-Саныч взял и их в оборот, и предложил им пройти уже известный тест.
Результаты оказались столь же восхитительны: даже лыжники с мячом шуровали по дистанции шустрее, чем без мяча!
- Вот видите! – буквально вскричал дорогой наш Владимир Александрович, - Ладно вы, футболисты, вы ребята подготовленные, все техничные. Но ведь и лыжники с мячом бегут быстрее! Нет, теперь совершенно очевидно: мы явно на пороге какого-то важного Открытия! И в Науке, и в Спорте!
И тут...
И тут один из новоприбывших лыжников... Вот всё-таки не зря мы, игровики, считаем представителей «циклических видов» ну не то чтоб немножко туповатыми, про брата-физтеха ведь не скажешь «туповатый»... Но в чем-то несообразительными, что ли.
Короче говоря, этот умник снял очки, протер их, а затем во всеуслышание заявил:
- А вы знаете... А на самом-то деле ничего удивительного и сверхъестественного в наших результатах нет.
- Как это нет ничего удивительного?! – изумился Владим-Саныч, а вместе с ним и все мы.
- Да вот так. Тут обычная ошибка при организации измерений. Вот смотрите. Когда просто человек тридцать метров бежит – вы ему с финиша сначала секундомер включаете, потом рукой машете – и только потом он бежит. А с мячом наоборот: он сперва стартует, и только потом вы реагируете, и секундомер включаете, а он уже метров пять пробежал. Вот и получается там и там по паре секунд разницы, а в итоге – некорректный результат...
- Да? А ведь и правда... – только и произнес донельзя сразу расстроенный дорогой наш Владим-Саныч. – А ведь могло бы быть Открытие!.. Ну ладно. Значит так, мальчики: сегодня тогда без футбола, а сдадим-ка мы все тесты заново, теперь уже корректно!..
Мы потом этого горе-лыжника даже специально на индивидуальную беседу пригласили. Дескать, мужик - ты бы свой незаурядный ум демонстрировал бы лучше на Общей Физике или на Мат.Анализе. А не на физкультуре...
А он такой – «А что, а что такого, я же правильно всё сказал...»
Да то! Так бы мы сразу опять пошли в футбол играть! А теперь из-за тебя – вместо этого заново тесты сдавать! Понял, лыжник?! Плюс Открытие сорвал, ну ты понял...
Ну вроде понял, ладно.
Но с того дня мы еще больше полюбили нашего дорогого наставника Владимира Александровича Матвеева! И до сих пор его любим. Ведь недаром же он говорил нам почти на каждом занятии: «Футбол – это в первую очередь игра головой!»
Вот такая история.