Бывают находки, про которые после первого взгляда на них хочется написать. Эта обаятельнейшая рыба
и деловые гуси-лебеди (ну или кто-то еще), каждый со своим характером,
точно относятся к этой категории.
Но давайте по порядку. Находки были сделаны в 2015 году, в Померании, при раскопках кладбища римского времени в Чарновко (Лемборкский повят, Поморское воеводство, Польша).
Стеклянная фляга в форме рыбы покорила всех сразу:
А птицам так не повезло - ученым пришлось тщательно собирать мелкие осколки и реставрировать стеклянный кубок.
Женское погребение было датировано последней четвертью 2 века - первой четвертью 3 века. В инвентарь, кроме фляги и кубка, входили гребень из бронзы и рога, бусы из стекла и янтаря, керамика, две фибулы - бронзовая и из серебра с позолотой.
Реконструкция захоронения и инвентарь:
Давайте теперь рассмотрим находки подробнее.
Рыба - предположительно, фляга для благовоний.
Стеклянная фляга из прозрачного бледно-зеленого стекла выполнена свободным выдуванием. Встречаются включения пузырьков воздуха.
Украшения в виде плавника и жабр - из молочного стекла, глаза - комбинация цветного и прозрачного стекла.
Подобные фляги производились во 2-4 веках в Кельне, тогда - Colonia Claudia Ara Agrippinensium, столица провинции Germania Inferior. Вот ее родственники из Романско-Германского музея в Кельне:
Стеклянный кубок с водными птицами.
Археологам удалось собрать практически полный кубок, за исключением небольшого дефекта у края изделия. Кубок относится в большой группе стеклянных изделий римского времени, украшенных "змеевидным" орнаментом (snake-thread decoration, Schlagenfaden Glas).
Между прочим, кубок в подобном стиле нашли в одном их погребений могильника Фронтовое-3 в 2018 году. Но - скорее всего произведен он был в другом месте.
При таком декорировании стекла к изделию приклеивают нить размягченного горячего стекла, которую затем укладывают по поверхности, или расплющивают инструментом. Работа требует высокой квалификации - ошибки исправить невозможно, нити сплавляются с базовым изделием мгновенно.
Вот простой образец такой техники:
В указанное время имелось три основных центра производства сосудов с таким декором.
Во-первых, Сирийско-Палестинские мастерские. Для них характерно использование прозрачного или зеленоватого стекла и узоры из нитей того же цвета, что и основа. А также мотивы цветов и птиц. При использовании больших капель стекла использовался инструмент с "вафельной" насечкой.
Во-вторых, Кельн. Здесь наблюдается развитие от прозрачной основы с прозрачным декором к прозрачной основе с цветным декором, особенно с использованием желтого цвета. При использовании больших капель стекла использовался ребристый инструмент. Мотив птиц практически не встречается.
В-третьих, Паннония. Основа, как и декор, обычно прозрачный или зеленоватый, однако встречаются синие и молочные нити. Как и на Востоке, для прижимания больших капель стекла использовался инструмент с вафельной насечкой. Мотив птиц очень част, более того, характерным мотивом кубков является изображение водоплавающих птиц без цветочных мотивов. А растительные мотивы представлены просто линиями той или иной волнистости. Именно то, что мы и наблюдаем на кубке.
Исходя из этого, наиболее вероятное место его производства - Паннония, хотя совсем строго исключить другие места тоже нельзя.
Основные источники к статье: "Два необычных римских сосуда..." Шустер и Андржеевский, 2023; сборник "Из глубины времен..." Андржеевский, Пруска, Шустер ред., 2021; каталог "Старый мир - новая жизнь. Любовидз, Чарновко, Вилково", Пруска, Андржеевский ред., 2018.
Весь Рим на канале:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!