1."Смута" начала XVII века: причины, основные этапы, последствия.
2. Лжедмитрий I. Крестьянские войны: причины, характер, этапы, последствия. Иностранная интервенция.
3. Василий Шуйский.
4. Консолидация русского общества как показатель формирования национального самосознания. Неудача первого ополчения. Формирование второго ополчения (Нижний Новгород). К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Избрание нового царя Михаила Федоровича Романова.
1. Начало XVII в. в истории России характеризуется крайним обострением всех социальных, политических противоречий, осложненных хозяйственным кризисом и ухудшением международного положения страны. Современники обозначили эти явления термином Смута. Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну.
Смута - период российской истории начала XVII века, сопровождавшийся народными выступлениями, появлением самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польской и шведской интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны; факт: в науке существуют разные подходы к периодизации Смутного времени (1584-1618, 1598-1613, 1604-1618 и др.)
Главным фактором социальной политики государства стало закрепощение податных сословий. Хозяйственное запустение страны привело к массовому оттоку населения на окраины. С XVI в. на Дону начинает формироваться свободное казачество. Бегство податного населения лишало государство плательщиков налогов, а основную массу феодалов - рабочих рук. Поэтому правительство прибегает к запрету права выхода в Юрьев день. По-видимому, уже в 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» и одновременно проведена перепись земель. Писцовые книги стали основанием для крестьянской крепости, которая вводится по всей стране в 1592-1593 гг. Наконец, в 1597 г. выходит указ о розыске и возвращении всех беглых крестьян в течение пяти лет - "урочные лета". Закрепощение распространялось не только на частновладельческих, но и на черносошных крестьян и на население городских слобод.
Социальный кризис совпал с кризисом династическим. После смерти Ивана Грозного царский венец перешел к его сыну Федору (1584-1598). Другой малолетний сын Грозного царевич Дмитрий был сослан со своей семьей в Углич, где погиб при не вполне выясненных обстоятельствах в 1591 г. Со смертью бездетного царя Федора пресекалась династия Калиты. Еще при жизни Федора государственная власть перешла в руки его шурина (брата жены царя) Бориса Годунова, который в 1598 г. был на Земском соборе избран царем ( 1598-1605). Годуновы не отличались знатностью рода. Поэтому с пресечением династии свои притязания предъявляли князья Шуйские (потомки Александра Невского) и Романовы (Анастасия Романова была первой женой Грозного).
Политика Бориса Годунова чем-то напоминала деятельность Избранной Рады. Он не прибегал к широкомасштабным репрессиям, делал попытки консолидировать правящую верхушку. К началу 90-х годов XVI в. наметились признаки хозяйственного оживления. При Годунове начинается широкое освоение черноземного юга страны (между верховьями Оки и средним Доном) и Поволжья. В конце XVI в. были основаны новые города: Воронеж, Ливны, Елец, Белгород, Царицын, Саратов и другие. Улучшилось международное положение страны. По Тявзинскому миру со Швецией (1595) Россия вернула Ивангород. В 1602 г. перемирие с Польшей было продлено на 20 лет.
Борис Годунов принимал меры для того, чтобы уменьшить культурную отсталость России. Он приглашал на службу в страну иностранных специалистов, думал об учреждении в стране университета и послал на учение в Англию четверых юношей из дьяческих семей.
Однако трехлетний неурожай 1601-1603 гг. вновь обострил социальный кризис в стране. Опасаясь широкого народного движения, Годунов прибегал к продаже хлеба по твердым ценам, раздаче милостыни, организации общественных работ. Скоро, однако, казна опустела, а в столицу тем временем хлынул поток голодающих из окрестных деревень и городов. Беженцы, едва ли не превышавшие число коренных жителей столицы, составили ту социальную среду, которая была крайне недовольна политикой Годунова.
В целях некоторого смягчения последствий голода для крестьян Годунов восстановил в 1601-1602 гг. нормы Юрьева дня. Переход был разрешен крестьянам, принадлежавших мелкому служилому люду и провинциальному дворянству, то есть он касался тех земель, где владелец, не отпуская крестьян, сам был не способен оказать разоряющемуся хозяйству помощь. Закон этот вызвал недовольство мелкого дворянства, сосредоточенного на окраинах Московского царства.
Первым открытым проявлением недовольства политикой Годунова стало повстанческое движение Хлопка Косолапа (1603-1604), охватившее юго-западные губернии страны. Ядром повстанческого войска стали, по-видимому, отряды боевых холопов (те холопы, которые вместе с господином несли боевую службу). В условиях голода феодалы лишали боевых холопов содержания, но не отпускали их на свободу. Объединяясь в отряды, боевые холопы занимались единственным привычным для них делом - грабежом окрестного населения. Отряды повстанцев двинулись к столице, но под Москвой были разгромлены правительственными войсками.
В итоге недовольство Годуновым охватило самые широкие круги населения - от боярской знати до крестьян и холопов. Избранный на царство Земским собором Годунов не имел в глазах населения ореола богоизбранности. Необходим был только повод, чтобы недовольство воплотилось в открытое выступление. И таким поводом стало появление в Польше самозванца (по-видимому, беглого монаха Чудова монастыря Григория Отрепьева), который объявил себя чудом спасшимся сыном Грозного царевичем Дмитрием. Самозванец нашел опору в католических кругах и у сандомирского воеводы Ю. Мнишека, на дочери которого он обещал жениться. Лжедмитрий тайно принял католичество и фактически обещал расчленить Московское государство, но это все держалось в тайне. Неофициально поддержку самозванцу обещал и польский король Сигизмунд III.
Самозванство - претензии на русский престол авантюристов, выдававших себя за "чудесно спасшегося" царя или наследника престола; факт: проявлением самозванства стали претензии на российский престол Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.
2. В октябре 1604 г. разношерстное войско самозванца вторглось в пределы Московского государства. Лжедмитрий избрал путь, пролегавший не через Смоленск, а через Чернигово-Северские земли, где было много беглых крестьян и холопов. Благодаря поддержке низов и местных служилых людей, Лжедмитрий овладел северскими городами.
Восстание охватило и южную окраину. В разгар боевых действий в Москве скончался Борис Годунов. Его шестнадцатилетний сын Федор Борисович (апрель - май 1605) вскоре был низложен и убит. Правительственные войска перешли на сторону самозванца, а сам он в июне 1605 г. вступил в Москву. Но, объединив всю антигодуновскую оппозицию, самозванец вынужден был проводить крайне противоречивый политический курс. Он освободил от зависимости тех крестьян, которые бежали в голодные годы от своих владельцев, но увеличил срок сыска беглых. Для пополнения оскудевшей казны он увеличил поборы с монастырей. Знать видела в Лжедмитрий только попа-расстригу, обманом занявшего трон. Особое недовольство московского населения порождало шумное и наглое поведение польского «рыцарства», прибывшего на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек. Во время восстания, вспыхнувшего в Москве 17 мая 1606 г., Лжедмитрий был убит, а царем стал Василий Шуйский (1606-1610).
Крестоцеловальная запись - государственный документ о принятии присяги, сопровождавшийся целованием креста; факт: ярким примером крестоцеловальной записи может служить клятва 1606 г. царя Василия Шуйского.
3. Василий Шуйский обязался никого не казнить без боярского суда и не прибегать к конфискации вотчин. Эти обязательства удовлетворяли в первую очередь боярские верхи. В то же время северские и южные окраины страны, поддержавшие самозванца и получившие от него ряд податных льгот, выступили против новой власти. Движение проходило под знаменами царевича Дмитрия, якобы еще раз чудесно спасшегося во время московского восстания. Возглавил его Иван Исаевич Болотников, боевой холоп князя Телятевского. К движению присоединились и служилые люди Истома Пашков и Прокопий Ляпунов. В октябре 1606 г. восставшие осадили Москву. Но уже в период осады стали ясны различные цели восставших. Болотников призывал истреблять господ, торговых людей, делить их имущество. Это, естественно, не удовлетворяло отряды дворянского ополчения. От болотниковцев переметнулся в стан Василия Шуйского сначала Ляпунов, а потом Пашков. Восставшие отступили сначала к Калуге, а затем к Туле, которая пала 10 октября 1607 г. после четырехмесячной осады. Остатки болотниковцев примкнули к самозванцу Лжедмитрию II, которого москвичи называли Вором. Вор опирался на северские города, казачьи части. В его войске служили литовские и польские авантюристы. «Воровские» войска осадили Москву и частично блокировали ее. Войскам Лжедмитрия II не удалось, однако, взять под свой контроль пути сообщения, связывавшие столицу с богатым северным краем. Важную роль здесь сыграла успешная оборона Троице-Сергиева монастыря (сентябрь 1608 - январь 1610 г.). Не сумев овладеть Москвой, Вор остановился лагерем в Тушине. Здесь, в Тушине, сложился аппарат управления Лжедмитрия II: Боярская дума, приказы. В сан патриарха был возведен Федор Никитич Романов (Филарет). В тушинский лагерь переходили служилые люди, представители приказного аппарата и даже представители знати, недовольные Шуйским. Некоторые из них затем покидали стан Вора, возвращаясь к Шуйскому лагерями, за что получили название «тушинских перелетов».
Для упрочения своего положения Лжедмитрий II привлек в тушинский лагерь и Марину Мнишек, которая признала в нем своего «чудесно спасшегося» супруга.
В борьбе с Вором Василий Шуйский попытался опереться на иноземную помощь. В Выборге племянник царя Василия князь Скопин-Шуйский заключил со шведским королем Карлом IX договор о помощи, по условиям которого шведам отходила русская крепость Корела. Опираясь на помощь северных торговых городов (Устюжна Железнопольская, Вологда, Каргополь) и вспомогательный шведский отряд, Скопин-Шуйский подошел к Александровой слободе, где соединился с ополчением поволжских городов. Объединенное войско сняло осаду с Троице-Сергиева монастыря и 12 марта 1610г. вступило в Москву.
Появление на территории России шведских войск дало повод для открытого вмешательства Польши (и Швеция, и Польша в это время воевали друг с другом).
Интервенция - насильственное (военное) вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства; факт: во время Смуты произошла интервенция в Россию Польши и Швеции.
Осенью 1609 г. Сигизмунд III начал осаду Смоленска. Тушинский лагерь развалился. Казаки вместе с Лжедмитрием II ушли в Калугу, а тушинская знать вступила в переговоры с польским королем, желая пригласить на престол сына Сигизмунда III королевича Владислава. 17 июля 1610 г. в Москве был «сведен с престола» и насильственно пострижен в монахи царь Василий Шуйский. Власть временно перешла к совету из семи бояр.
Семибоярщина - принятое историками название правительства Русского государства из семи бояр в 1610-1612 гг.; начиная с XIX в. так стали называть группу бояр, отстранившихся от власти царя В. И. Шуйского т формально правивших до избрания царём Михаила Романова; факт: Семибоярщина пригласила на русский трон польского королевича Владислава; современники не обвиняли Семибоярщину в предательстве интересов России.
Семибоярщина подтвердила приглашение на престол Владислава, оговорив, однако, что будущий король должен принять православие, править в совете с Боярской думой и Земским собором и сохранить крестьянскую крепость. В Москву были впущены польские войска. Между тем Сигизмунд III и слышать не хотел об исполнении условий договора. Он желал править самостоятельно, насаждая в России католицизм. Польские войска арестовали боярскую депутацию в стане короля и возобновили штурм Смоленска. Возникла прямая угроза утраты национальной независимости. Гибель от руки собственного приспешника Лжедмитрия II (11 декабря 1610 г.) развязала руки тем, кто открыто не выступал против польской интервенции, опасаясь Вора. Центром национально-религиозной оппозиции стал назначенный патриархом еще Василием Шуйским Гермоген. С конца 1610 г. он рассылает из Москвы грамоты по городам, предлагая начать «збор» на литовских людей.
4. В Рязани в начале 1611 г. сформировалось первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. К нему присоединились также тушинцы Заруцкий и Трубецкой и отряды, воевавшие ранее под началом Скопина-Шуйского. С конца марта ополчение начало осаду Москвы. Вскоре, однако, разногласия между дворянской и казацкой частями ополчения дали себя знать. Поляки переслали казакам подложную грамоту, якобы составленную Ляпуновым, где повелевалось «казаков по городам побивать». Ляпунов был вызван на казачий круг и убит. Дворянское ополчение ушло из лагеря казаков. Осаду поляков продолжили части Трубецкого и Заруцкого. Летом 1612 г. Заруцкий также покинул московский лагерь. Вместе с ним отправилась и Марина Мнишек с сыном Лжедмитрия II«воренком» Иваном, которого Заруцкий хотел видеть московским царем. Первое ополчение распалось.
Народное ополчение - добровольническое военизированное формирование из лиц, не состоящих на военной службе, создававшееся в помощь армии; факт: впервые народное ополчение в России возникло в Смутное время - Первое ополчение 1611 г. и Второе ополчение 1611 - 1612 гг.
Положение страны резко ухудшилось. 3 июня 1611 г. пал Смоленск, почти в это же время Карл IX захватил Новгород. В Кремле находились поляки, а в Москве стояли казацкие части, Заруцкий грабил рязанскую землю. Страна находилась на пороге национальной катастрофы. Единственным духовным авторитетом оставался Гермоген. Патриарх обратился в августе 1611 г. с посланием к нижегородцам вести борьбу как с польской властью, так и с казачьими претензиями на престол. Нижний Новгород и стал тем центром, где сформировалось второе ополчение под руководством земского старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
22-24 августа 1612 г. части второго ополчения и казаки Д. Трубецкого отразили под стенами Москвы попытку польского гетмана Ходкевича прорваться к осажденному Кремлю. Положение осажденных стало безнадежным, и 26 октября они сдались.
Для устройства государственной власти в январе 1613 г. в Москве был собран Земский собор. В его работе участвовали дворяне, бояре, представители казачества, городов и даже черносошного крестьянства. Избран был 16-летний сын Филарета Михаил Федорович Романов. Победа именно его кандидатуры была следствием компромисса: Романовы были в родстве с прежней династией, что могло импонировать как родовитому боярству, так и казачеству. С другой стороны, Филарет сотрудничал с Лжедмитрием II, приверженцем которого было казачество. Существуют свидетельства о том, что Михаил, как и Василий Шуйский, дал ограничительную запись, обещая не прибегать к бессудным казням и решать государственные дела с боярами и думными людьми. Ограничение царской власти означало возврат к практике сословно-представительных учреждений.
После Земского собора были урегулированы отношения со Швецией и Польшей. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен мир со Швецией. Россия получила назад Новгород, но теряла окончательно выход к Балтике.
В 1618 г. заключено Деулинский мир с Польшей. Королевич Владислав не отказывался от претензий на русский престол. Польша сохранила за собой Смоленск и Новгород - Северские земли, Черниговщину, Себеж.
Последним моментом Смуты было движение Заруцкого, который попытался опереться на донское и волжское казачество. Но избрание царем Михаила Романова голосами значительной части казачества сузило базу движения. Заруцкий, Марина Мнишек и ее четырехлетний сын были схвачены на реке Яик. «Воренок» был повешен, заруцкого посадили на кол, Марина Мнишек скончалась в тюрьме.
Таким образом, в ходе Смуты народ отстоял независимость страны. В этой борьбе окрепло самосознание народа, но после многочисленных войн наступила хозяйственная разруха, были потеряны многие территории.