Облако терминов, понятий и цитат.
АНДРОГИНЫ /греч. ἀνδρόγυνος/, представители мифического племени, сочетавшие муж. и жен. половые признаки. См. Андрогиния.
О существовании А. в доисторические времена известно со слов древнегреческого философа Платона:
«Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал еще третий, который соединял в себе признаки этих обоих, сам он исчез, и от него сохранилось только название, употребляемое теперь как бранное слово, – андрогины… Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними… Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит: …Я разрежу каждого из них пополам;.. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь». Платон. Пир.
А. присутвуют во многих политеистических религиях: инд. Адити – корова-бык; Ваал; древнегреч. бородатая Афродита; Гермафродит (1); егип. Ра, совокупившийся сам с собою («упало семя в мой собственный рот»); Шива и др. Согласно иудаистскому учению Каббала, первый человек Адам также являлся А.
«По небу ходят андрогины ―
Невеста то же, что жених.
Оттенок сизо-голубиный
Просвечивает в плоти их.
Две голубые половины ―
Под стать сиамским близнецам.
Но двуединой сердцевины
Я не пойму, приятель, сам.
Библейские женомужчины
Гермафродиты? Да и нет.
Нам не понять такой картины:
Закат и вместе с тем рассвет.
Эдема странный обитатель
Раздвоен, да, но двуедин.
И только вы, мой друг читатель,
Наполовину андрогин». И.Чиннов.
В мировом искусстве А. обычно изображаются бесполыми, либо с муж. и жен. гениталиями. Подобная традиция также соблюдается при изображении ангелов: Фра Анджелико. «Возвещение» (ок. 1437) в монастыре Сан Марко во Флоренции. А. являются одним из главных символов алхимии, воплощая единство серы и ртути. Образы А. пользуются популярностью в современной массовой культуре. Целый ряд топ-моделей успешно участвует в показах как муж., так и жен. моды: австралиец сербско-хорват. происхождения Андрей Пежич (Andrej Pejic; род 1991); датчанка Фрея Беха Эриксен (Freja Beha Erichsen; род. 1987); доминиканка Омахира Мота Гарсия (Omahyra Mota García; род. 1984); россиянка Раня Морданова (род. 1991) и др.
«Андрогинные создания, они ведь очень привлекательны должны быть сексуально. Милен Фармер очень заманчивая, или вот эта манекенщица лысая, с татуировкой на черепе. Их хочется! Нет разве, Влад? А наши андрогины какие-то пресные». Н. Медведева. Ночная певица.
ВАКХАНАЛИИ /Bacchanalii/, 1) в Древнем Риме массовое празднование в честь Вакха.
Продолжение традиций древнегреч. дионисий. Со II в. до н. э. В. приобрели характер оргий (1), сопровождались бесчинствами и разгулом низменных страстей.
«С богом Либером тесно связаны вакханалии. Этот культ, очевидно, возник в Южной Италии, и позже его пытались внедрить в Риме. На юге он, похоже, развился под греческим влиянием, а на севере его поощряли этруски. Поскольку вакханалии имеют сильную сексуальную подоплеку, мы должны упомянуть их в нашем исследовании. Снова процитируем «Римскую мифологию» Преллера: «С незамысловатым почитанием бога виноградников и вина связан другой культ, а именно – фантастическая и мистическая вера в Вакха, которого первоначально отождествляли с фракийским и фиванским Дионисом, сыном Семелы или Персефоны, символом периодической смерти и возрождения природы. Тайные праздники и обряды в его честь проводились обычно по ночам женщинами, впадавшими в дичайший религиозный экстаз».
Культ Вакха, очевидно, появился в Риме вскоре после ганнибаловских войн; возможно, его последователи, в страхе за свою жизнь покинувшие родину, искали безопасное место для его проведения. Ливий ясно показывает, что сперва этот культ терпели. Вот как он передает слова консула Постумия, обращенные к сенаторам (xxxix, 15, 6): «Что повсюду в Италии, а теперь уже и во многих местах нашей столицы справляются таинства Вакха, не сомневаюсь, вы знаете не только из слухов, но по шуму и завываниям, ночью оглашающим город». Очевидно, культ приобрел такую форму и распространился в такой степени, что сердца всех трезвомыслящих римлян наполнились тревогой и даже ужасом». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.
По преданию, толпа обезумевших женщин растерзала фиванского царя Пентея за попытку воспрепятствовать проведению В. В 186 до н. э. Сенат запретил В. своим указом (Senatusconsultum de Bacchanalibus), тем не менее, они просуществовали вплоть до раннего средневековья.
«Дома, детей фиванки побросали;
В вакхическом безумии они
Скитаются в горах, поросших лесом,
И бога Диониса – что за бог,
Не знаю – почитают пляской.
Среди их роев полные вином
Стоят кратеры, а вакханки наши
Тайком, поодиночке, в чащу леса
Бегут с мужчиной ложе разделить.
…
Свет возлюбленный! Ты радость вакханалий
Возвращаешь брошенной менаде». Еврипид. Вакханки.
2) В. /разг./, то же, что оргия (2).
«Пусть только звенит гимн ночных вакханалий
И блещут открытые груди гетер…» М. Зенкевич. Бывают минуты.
ВЕСТАЛКИ /лат. Virgines Vestales – девственницы Весты/, в Древнем Риме жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага.
Отбирались из девочек до десятилетнего возраста, принадлежавших к самых знатным семействам. Приступали к служению богине после десятилетнего обучения. Основным предназначением В. являлось поддержание священного огня в храме Весты. Также в их обязанности входило составление и хранение завещаний. Руководящим органом В. являлась коллегия из четырех-шести человек, которая подчинялись непосредственно верховному понтифику (Pontifex Maximus). В. пользовались исключительными почестями и привилегиями. Обладали личной неприкосновенностью; разъезжали по городу на колесницах; имели право помиловать осужденного на смерть преступника.В. принимали обет девственности, нарушение которого наказывалось смертью. Нарушительниц заживо закапывали в землю на валу Тарквиния у Коллинских ворот в Риме. Такая практика сохранилась вплоть до первых веков н. э. По истечении тридцати лет службы В. становились свободными и могли выйти замуж. Однако, браки с В. случались крайне редко, т.к. по поверью приносили несчастье.
«Весталка должна была соблюдать множество предписаний, первое и главное из которых – целомудрие: не просто «стыдливость» матроны, но обет девственности, строжайшее половое воздержание во все время службы. О сексуальном статусе весталок написано много. Собственно, весталки, всегда носившие прическу новобрачной с шестью косами (во время церемоний голова накрывалась «суффибулом» – белой вуалью), длинное платье, покрывало и головную повязку матроны, занимали промежуточное положение между девицей и матроной. Это «смешанное», «интерстатуальное», как его называли, положение, стоявшее за рамками обычных категорий, символизировало единство и целостность государства. Им и объясняется то, что весталки могли осуществлять некоторые из мужских религиозных полномочий.
Понятие девственности тесно связано с чистотой. По образу богини огня, весталки должны были сохранять чистоту. Потеря невинности делала их нечистыми, а значит, непригодными для служения Весте. Но идея чистоты была шире, чем просто целомудрие. Поводом для исключения (временного) из атрия Весты на форуме, где весталка жила все тридцать или более лет своего служения, могла быть также болезнь. При Империи, согласно новым представлениям о гигиене, оформленным главным образом Сораном, считалось, что девственница не так рискует тяжело заболеть, как женщина». Д.Гуревич. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме.
Институт В. просуществовал вплоть до раннего средневековья. Известно, что последний император Римской империи Феодосий (346—395) обвинил В. Туккию и Клавдию в прелюбодеянии, но они сумели оправдаться. Проповедник и богослов IV в. Августин причислял В. к язычницам, однако христианская церковь нередко возводила их в ранг святых.
В. в Древней Греции: гестии.
«Так мы без расчета и живем, точно приставлены мы, как весталки древние, блюсти огонь какой-то». Л. Толстой. Анна Каренина.
ЕЛЕНА (Helen; греч. Ἑλένη), легендарная спартанская царевна.
Происхождение Е. указывается по-разному. По основной версии является дочерью Зевса от Леды, либо богини мщения Немезиды. В других источниках отцом Е. называется бог Гелиос и спартанский царь Тиндарей. Сестра Клитемнестры, близнецов Кастора и Полидевка. С детства отличалась необыкновенной красотой: «прекраснейшая из женщин» по словам Гомера в поэме “Илиада”.
«Самой известной из всех совершенных красавиц остается, бесспорно, Елена Прекрасная: ее совершенный облик и трагическая судьба тысячелетиями привлекают к себе внимание человечества. И хотя предание о ней зародилось так давно, что сейчас самый придирчивый ученый не сможет найти его истоков, оно дошло до нас, охранив свою прелесть и очарование.<>
Отцом Елены был Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона, прославившийся не только своей силой и великими деяниями, но и многочисленными любовными похождениями. Своих возлюбленных он зачастую посещал в различных обличьях: известно, что Деметру он соблазнил в облике змея, дочь финикийского царя Европу – в виде быка, к аргосской царевне Данае явился, обернувшись золотым дождем, а к наяде Эгине – огнем. Рассказывают, что к Леде, прекрасной супруге спартанского царя Тиндарея, Зевс пришел в облике лебедя – после соития царица снесла яйцо (согласно разным источникам, яиц могло быть два или три), из которого появились дети: Полидевк, Елена и, возможно, Кастор и Поллукс. По другой версии мифа, Леда, гуляя по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов яйцо, которая снесла после встречи с лебедем Зевсом богиня Немесида. Эта богиня ведала возмездием и справедливостью: возможно, она появилась в мифе о прекрасной Елене для того, чтобы своей божественной сущностью придать вес и высший смысл всему, что будет происходить в дальнейшем.
Елена росла в доме царя Тиндарея, который воспитывал ее как собственную дочь, не ведая о ее божественном происхождении. Но красота Елены, поражающая воображение уже тогда, когда сама она была еще ребенком, навела его на подозрения: в конце концов Тиндарей добился от своей жены признания в том, что настоящим отцом прекрасной девочки был сам Зевс. Гневаться на богов было не принято – и Тиндарей, как говорят, даже счел свой дом благословенным: ведь на его жену обратил внимание сам великий Громовержец!
По сообщениям мифографов, Елена еще не достигла брачного возраста, когда слухи о ее невероятной красоте достигли ушей знаменитого героя Тесея и его друга Пирифоя: оба недавно овдовели и решили добыть себе в жены дочерей Зевса. Их выбор пал на Елену: когда девушка прибыла в храм Артемиды, дабы принести богине жертвы, ее похитили прямо из храма. Согласно жребию, Елена досталась Тесею: тот отвез прекрасную добычу в дом своей матери Эфры, а сам вместе с Пирифоем отправился добывать супругу для него. Юная Елена, по одним рассказам, нетронутой ждала, пока Тесей вернется из похода, а по другим – вынашивала зачатого от Тесея ребенка. После того, как братья Елены разыскали и освободили ее, она будто бы родила в Аргосе дочь Ифигению, которую отдала на воспитание своей сестре Клитемнестре, жене царя Микен Агамемнона.
Елену вернули в Спарту, однако ее репутация, как можно было бы предположить, не пострадала: она была настолько прекрасна, что самые доблестные герои Греции прибывали ко двору Тиндарея, дабы просить руки прекрасной Елены. Среди женихов предания называют царя Итаки Одиссея, этолийского царевича Диомеда, героя Патрокла и многих других. Тиндарей, справедливо опасавшийся, что десятки сильных и гордых мужчин, оскорбленные его отказом, перебьют и друг друга, и всю Спарту, долго тянул с ответом, пока, по совету хитроумного Одиссея, не решился передать право выбора самой Елене – предварительно связав всех женихов клятвой, что они всегда будут оберегать честь ее будущего супруга, кого бы она ни избрала.
Выбор Елены пал на Менелая – прекрасного телом и лицом царевича из Микен, младшего брата Агамемнона – возможно, именно он побудил Елену сделать такой выбор. После пышной свадьбы Менелай и Елена зажили в любви и согласии: вскоре у них родилась дочь, названная Гермионой. После смерти Тиндарея Менелай унаследовал престол и стал править Спартой мудро и справедливо, во всем поддерживаемый своей женой». В.Вульф. Божественные женщины.
По разным источникам, Е. вернулась из плена девственницей, хотя поэт Стесихор утверждал, что она родила дочь Гермиону. Супружество с Менелаем оказалось недолгим и закончилось ее бегством вместе с Парисом в Трою. Похищение послужило причиной кровопролитной десятилетней войны между греками и троянцами.
«Вскоре Парис уже был в Спарте, где царь Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис порадовал Елену богатыми дарами из Трои, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки внимания ввергли ее в смятение. Не отличавшийся наблюдательностью Менелай оставил жену развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам безмятежно отплыл на Крит, на похороны своего деда. В первую же после убытия мужа ночь Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной, как только они сошли на берег. Пожалуй, идут против истины те, кто утверждает, что Елена отвергла ухаживания Париса и он увез ее силой. В Спарте Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыла прихватить большую часть дворцовых сокровищ и рабов. По прибытии на родину Парис отпраздновал свадьбу. Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.<>
После гибели Париса на десятом году Троянской войны, разгоревшейся из-за Елены, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. В это время она стала порой вспоминать, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины – палладий. Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя. Она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся внутри греков, подражая голосам каждой из их жен. Один из греков уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину Деифоба. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за супружескую измену, однако при виде сияющей прежней красотой жены выпустил меч из рук и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.
«Когда Менелай умер, два сына царя от другой женщины устроили против ненавистной Елены заговор, и царица была вынуждена бежать на остров Родос. На острове властвовала Поликса – вдова убитого под Троей Тлеполема. Узнав, что на её остров прибыла Елена – виновница Троянской войны, Поликса задумала отомстить за погибшего мужа. По приказу царицы служанки задушили прекраснейшую из женщин». А.Сардарян. 100 великих историй любви.
После смерти душа Е. была перенесена на остров Левка, где она сочеталась с Ахиллесом. В Спарте и на Крите Е. почитали как богиню плодородия. Образ Е. служит постоянным источником вдохновения мирового искусства (трагедии Софокла, Еврипида, Сенеки; полотна Д.Тьеполо, Тинторетто, И.Тишбейна Старшего, Г.Россетти, Х. фон Мааре; поэзия К.Виланда, И.Гете, О.Уайльда; музыка К.Глюка, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха и мн. др.). Данте в “Божественной комедии” поместил Е. и Париса во второй круг ада вместе с прелюбодеями.
«Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?» О.Мандельштам.
«Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке рак.
«За руном?» – спросил он греку.
«За Еленою, дурак!» С.Сатин.
КАЛИПИГА /от греч. kalos – прекрасный и pyge – зад; букв. «прекраснозадая»; «дивнозадая»/, в Древней Греции и Риме одно из культовых имен Афродиты.
В античные времена крутые бедра и пышные ягодицы считались главными достоинствами женщины. В Сиракузах имелся храм, посвященный Афродите-К. Мраморная статуя Афродиты-К. находится в Эрмитаже и Национальном музее Неаполя (копия греч. оригинала III в. до н.э.).
«Греческое слово kalipygios используется для обозначения знаменитой статуи Афродиты, известной как Венера Каллипига, которая хранится в Археологическом музее Неаполя. Речь идет о римской копии греческой скульптуры, установленной, как полагают, в «Золотом доме» Нерона. Греческое слово состоит из двух – «kallos» («красивый», как в слове «каллиграфия») и «pyge» («ягодицы»). Эта статуя изображает полуодетую женщину, легкомысленно приподнимающую пеплос [15] и приоткрывающую бедра и ягодицы; она смотрит назад и вниз, несколько свысока, гордясь собой. Жест Афродиты/Венеры, приподнимающей тунику, символизировал религиозное начало, и древние греки, понимавшие толк в чувственных удовольствиях, преклонялись перед роскошными женскими ягодицами и верили, что они приносят земное богатство. В ХVIII и ХIХ веках считалось, что статуя иллюстрирует историю классической древности, в которой две сиракузские девушки решили выяснить, у которой из них самые красивые ягодицы. Эта история была описана Атенеем. Он пишет: «Жил однажды фермер, у которого были две красивые дочери. Однажды эти девушки затеяли спор о том, у которой из них более красивые ягодицы и вышли на улицу. Случилось так, что мимо проходил юноша, сын богатого старика. Девушки показали ему себя, и, когда он их увидел, то отдал свой голос старшей. Он влюбился в нее и, придя в город, рассказал о них своему младшему брату. Брат также пошел посмотреть на девушек и влюбился в младшую. […] Так эти девушки были названы согражданами «прекрасными ягодицами». В благодарность за удачу две сестры возвели храм, чтобы почтить Афродиту с красивыми ягодицами». Р.Амиллс. Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей.
«Когда-то задницы двух эллинок-сестер
У всех, кто видел их, снискали девам славу.
Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор –
Которой первенство принадлежит по праву?
Был призван юноша, в таких делах знаток,
Он долго сравнивал и все решить не мог,
Но выбрал наконец меньшую по заслугам
И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,
И старшей – брат его счастливым стал супругом.
И столько радости взаимной было там,
Что, благодарные, воздвигли сестры храм
В честь их пособницы Киприды Дивнозадой –
Кем строенный, когда – не знаю ничего,
Но и среди святынь, прославленных Элладой,
С благоговением входил бы я в него». Жан де Лафонтен. Афродита Каллипига.
Пигофилия /pygophilia; от греч. pyge – зад и …филия/– фиксация влечения на жен. ягодицах.
«Движения ему понравились. Афродита Каллипига! Прекраснозадая!». С.Осипов. Страсти по Фоме.
ЭРОТ /греч. Erot/, в древ.-греч. мифологии божество любви; то же, что Амур, Купидон, Эрос (3). Ср. Антерос (1).
Сын Ареса и Афродиты. Наряду с Хаосом, Тартаром и Геей, Э. является олицетворением созидательной космогонической силы. Праздники в честь Э. (эротидии) отмечались раз в пять лет.
Миф об Э. и его возлюбленной Психее – один из самых популярных сюжетов мирового искусства (ныне утраченные изваяния Праксителя и Лисиппа в Феспиях (V в. до н.э.); скульптуры А.Кановы, Б.Торвальдсена, О.Родена; живопись Тициана, А.Корреджо, П.Рубенса, В.Бугеро, О.Кокошки и мн. др.).
«Возглавившему свиту Диониса
дано ― дразнить, швырять дары щедрот.
Дразнить ― смешно, опасно ― додразниться:
ни там, ни здесь не спит Амур― Эрот». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.
Эроты (лат. амуры; амуретты) – персонофикация различных функций Э. в эпоху эллинизма и Римской империи.
Крылатые обнаженные мальчики с луком и колчаном. Поражали своими стрелами людей и богов: золотые стрелы возбуждали любовь, свинцовые вызывали смерть. Иногда изображались с повязкой на глазах, которая символизировала случайность выбора.
«Греки распутали клубок любви, поименовав каждую отдельную нить в нем и назначив ответственных богов. Афродиту, верховную богиню любви и красоты, сопровождала свита крылатых нагих божков – эротов. Как и многие божества (Аид и его подземная когорта, например), стоило человечеству встать на ноги и расцвести, эроты внезапно обнаружили, что дел у них невпроворот. У каждого эрота была своя особая разновидность любовной страсти, за которой ему полагалось следить и которую воспевать.
АНТЭРОТ – юный покровитель самоотверженной безусловной любви[125].
ЭРОТ – вожак эротов, бог физической любви и полового влечения.
ГЕДИЛОГ – дух языка любви и слов нежности; ныне он, видимо, отвечает за «валентинки», любовные письма и романтическую прозу.
ГЕРМАФРОДИТ – заступник женственных мужчин, мужеподобных женщин и тех, кого мы ныне именуем людьми с более пластичным гендером.
ГИМЕРОТ – воплощение отчаянной, порывистой любви, любви, какой не терпится быть утоленной, иначе она того и гляди взорвется.
ГИМЕНЕЙ – покровитель супружеской спальни и свадебной музыки.
ПОФОС – персонификация любовной тоски, любви к отсутствующему или бывшему.
Самым влиятельным и убийственным был Эрот, в его власти и возможностях было сеять недоразумения и раздоры. О его происхождении и личности есть две истории. В одной, где говорится о рождении Космоса, Эрот вылупился из яйца, отложенного Никтой, и выбрался оттуда, чтобы рассеять жизнь по всему Мирозданию. Если так, его следует считать одним из первобытных духов, запустивших каскад творения. По более распространенному в античном мире мнению, он был сыном Ареса и Афродиты. Под своим римским именем КУПИДОН он обычно изображался смешливым крылатым ребенком, собирающимся запустить стрелу из серебряного лука, – образ, очень узнаваемый и поныне; Эрот, таким образом, возможно, самый известный из всех богов античности». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.
“Кругом летят эроты, игры ―
И гимны в честь ему поют”. А.Пушкин. Торжество Вакха.
***
Ознакомительный фрагмент. Полностью книга Alexander Sosnovsky-Baubo. АБеВеГа ЛЮБВИ представлена на платформе издательства ЛитРес.
Самое полное собрание доказательств любви за последние полтора миллиона лет. Содержит ок. двух с половиной тысяч статей по различным областям науки, истории, мифологии, культуры, семейно-брачных отношений, искусства, сексологии, бытовой лексики и др., так или иначе связанных с половой жизнью человека.