Найти тему
Два направления.

Начало Великой Отечественной: как Москва встретила первые бомбардировки летом 1941 года

Оглавление

22 июля 1941 года на Москву был совершен первый массированный налет немецкой авиации. Это событие описано американским журналистом Генри Кэссиди в его книге "Moscow Dateline, 1941-1943", опубликованной в 1943 году.

Кэссиди, свободно владевший русским языком, с 1940 по 1944 год возглавлял московское бюро информационного агентства Associated Press. Наблюдая за войной изнутри Советского Союза, он оставил ценные свидетельства очевидца о налетах на Москву и героической обороне города.

Начало войны для Москвы

фотография Маргарет Бурк-Уайт
фотография Маргарет Бурк-Уайт

Примерно в 22:10 вечера 21 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала воздушная тревога. Но жители не придали этому большого значения - за день сирены уже включались шесть раз, но без последствий. Кэссиди, находившийся в то время на пятом этаже своего дома, тоже сначала не обратил внимания на сигнал. Он любовался закатом на западе, откуда, по слухам, могли прийти немецкие бомбардировщики.

Однако вскоре раздался официальный вызов по радио, подтверждающий начало воздушной атаки. Город погрузился в напряженное молчание - 4 миллиона людей затаили дыхание в ожидании неизвестного. А затем грянул оглушительный грохот зениток, вой падающих бомб и взрывы. Началась битва за Москву.

Поначалу Кэссиди был уверен, что Москва разрушена. Однако на следующее утро, проехав по городу, он с удивлением обнаружил лишь локальные разрушения. Оказалось, что мощь зенитного огня создавала иллюзию сокрушительных бомбардировок. На самом деле ущерб был невелик.

22 июля 1941 года, фотография Маргарет Бурк-Уайт, цвет "9may.mail.ru".
22 июля 1941 года, фотография Маргарет Бурк-Уайт, цвет "9may.mail.ru".

Немецкое командование не оставило попыток поджечь Москву, подобно Лондону. Уже на следующую ночь, 22 июля, немецкие самолеты вернулись. Но и на этот раз исторический центр города уцелел в облаках дыма.

Героизм рядовых москвичей

Кэссиди описывает, как москвичи мужественно боролись с последствиями налетов. Во время первой бомбежки 21 июля он спустился в подвал своего дома, где располагался штаб местной противовоздушной обороны. Там находились только женщины и дети. Они координировали тушение зажигательных бомб, связь с другими домами и очередность подъема добровольцев на крыши для борьбы с огнем.

Дежурство на крыше. 1941 г. Главархив Москвы. (цвет "colourise.sg")
Дежурство на крыше. 1941 г. Главархив Москвы. (цвет "colourise.sg")

Один из мальчиков, вернувшийся с крыши, рассказал, как ему удалось сбросить горящую бомбу во двор, не дав ей поджечь дом. Его встретили как героя, хотя сам юноша считал это обычным делом. Вскоре в соседнем доме вспыхнул пожар, и Кэссиди вместе с другими жильцами побежал тушить его. Хотя пожарные скоро взяли ситуацию под контроль, эпизод показал самоотверженность простых москвичей.

Организация обороны Москвы

Во время второго налета 22 июля Кэссиди укрывался в бомбоубежище Наркомата иностранных дел. После отбоя он выехал по городу и обнаружил лишь воронку от одиночной бомбы на Моховой улице да несколько подожженных домов.

Такая организация позволила москвичам дать отпор врагу. Несмотря на последующие налеты, город выстоял и не позволил сломить свой дух. План немцев по поджогу Москвы провалился. Ценой огромных усилий, в том числе героизма рядовых граждан, столица отстояла свою независимость.

Некоторые исторические факты, характеризующие подготовку Москвы к войне в предвоенные годы.

Еще в 1932 году Молотов в своей речи говорил о необходимости усиления обороноспособности и бдительности перед лицом растущей угрозы войны. В 1940-1941 годах многие московские заводы стали переходить на выпуск военной продукции. Усилилась подготовка ПВО и МПВО (противовоздушной и местной противовоздушной обороны).

2 июля 1941 года в газете "Правда" было опубликовано постановление о всеобщем обязательном обучении населения в возрасте от 16 до 60 лет противовоздушной и противохимической защите. В предвоенные годы и во время войны в Москве было создано и обучено 19 тысяч команд противовоздушной обороны, в которых готовились к обороне более 600 тысяч человек.

Таким образом, несмотря на внезапное нападение Германии, Москва не оказалась застигнутой врасплох. Благодаря заблаговременным мерам город смог организовать отпор врагу и выстоять в тяжелейших испытаниях начала войны.