Найти тему
Interjournalist Maxim Novikovski

История писательского городка Переделкино из донесения следователя НКВД. Совершенно не секретно

Оглавление

"Там чёрных деревьев стоят батальоны, там ёлки как пики, как выстрелы — клёны", - пусть этот отрывок из стихотворения Николая Заболодского будет эпилогом к нашей страшной и увлекательной истории сталинского городка для советских писателей в "Переделкино", где чёрных деревьев стоят батальоны.

С чего же всё началось?

В конце переломных 1920-х годов в Советском Союзе началась культурная революция, главной задачей которой было создание нового общества и нового чело­века. Советская идеология штамповала себе нового человека и гражданина, а кто был с эти не согласен - пускали в расход. Принципиально важную роль в этом проекте играли писатели — по замыслу Сталина, именно они должны были стать «инженерами человеческих душ». Сейчас это выражение часто воспринимается как бессмысленный штамп, но в 1930-е годы его обсуждали вполне всерьез и видели в нем выражение настоящей миссии советского писателя — транслировать массовому читателю нормы, ценности нового общества и создавать модели для подражания.

Чтобы писатели могли справиться с такой задачей, для них были созданы специальные условия — в частности, построен писательский городок в подмосковном Переделкине. В истории этого поселка и отразилась судьба всего советского эксперимента по подчинению литературы нуждам государства.

Сталин - сказал, Горький - поддержал!

«Если две, три сотни работни­ков литературы поселить на одной улице, то при наличии хорошо воспитанной прошлым способности обращать внимание прежде всего на пороки, недостатки, ошибки, глупость и пошлость ближ­них, — литераторы, может быть, отлично будут знать друг друга, но весьма сомневаюсь, чтоб литература выиграла от этого. В „го­родке писателей“ неизбежно возникнет некий свой „быт“, в нем, вероятно, немалое место займут факты столкновения честолюбий и самолюбий и прочее сугубо обывательское истребление времени на творчество пустяков. Разумеется, быстро возникнут группиров­ки на почве чисто бытовых отношений, а в результате получим не „горо­док писателей“, а деревню индивидуалистов, взаимно непри­ятных друг другу».

Из письма Максима Горького Ивану Гронскому  . 28 февраля 1933 года

В тот же день Горький написал об этом Сталину — и получил ответ:

«Насчет „городка для писа­телей“. Я совершенно с Вами согласен. Это — дело надуманное, которое к тому же может отдалить писателей от живой среды и развить в них са­момнение».

Из ответа Иосифа Сталина Максиму Горькому. Март 1933 года

Иосиф Сталин и Максим Горький. 1931 год
Иосиф Сталин и Максим Горький. 1931 год

Идею создания отдельного городка для писателей Сталин предложил на большой встрече с литераторами на квартире у Горького в октябре 1932 года. Горький, всю жизнь воевавший с мещанством, пытался спорить. Сталин, как он часто поступал в публичной полемике, сначала согласился с оппонентом, а потом все равно все сделал по-своему.

В апреле 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) выпустило постановление «О пере­стройке литературно-художественных организаций». По сути, оно означало запрет на все сколь-либо независимые от государства художе­ственные объеди­нения. Оборотной стороной такой централизации стало создание небывалой по масштабу системы привилегий и инфраструктуры для лояльных деятелей искусства — с организованными союзами, съездами, творческими командиров­ками, машинами и квартирами. Чтобы ничего не отвлекало их от работы, им нужны были подходящие условия для творче­ства. 19 июля 1933 года Совет народных комиссаров принял постановление «О строительстве „Городка писателей“». Первоначально в нем фигурировало подмосковное Кратово, но потом стройку пришлось перенести.

Строительство писательского лагеря!

«Правительство постановило помочь нам, дать нам, писателям, возможность иметь свой угол для работы и семьи… Такой заботы, конечно, ни один писатель ни одной страны от своего правительства не видит, и мы это знаем и никогда не забываем. Но посмотрите, что вышло из этого на деле… Место, выбранное под дачи, за исключением 5 участков, болотистое… У Леонова под дачей стоит вода, он на свой счет ее выкачивает, осушает землю, роет канавы, но вода стоит. У Ляшко под полом вода. У Бахметьева — вода. У меня впервые в моей жизни появился ревматизм головы (!), вчера был врач и сказал, что дальнейшая жизнь на даче грозит всем нам гибелью… Почти все вынуждены были покупать на рынке печные дверцы… Лестница в моей даче оказалась такой, что перила сами собой отошли и упали вниз. Окна нигде не сходятся, закрывать их нечем… С нас дерут за все. Крючок поставить — давай… Печь побелить — давай… Правительство дало нам в подарок дачу, которая без дорог будет стоить [нам] около 40 тыс., за который мы должны ежемесячно платить 500 руб… Это не подарок советского правительства. Это — петля, сотканная руками мелких жуликов… Ст. Переделкино. „Дачный поселок писателей“. Дача № 40."

Из письма Мариэтты Шагинян Вячеславу Молотову  . 16 сентября 1935 года.

В конце 1934 — начале 1935 года началась постройка 30 писательских дач. В этом строительстве отразились все особенности централизованной эконо­мики второй пятилетки — часть денег, выделенных на строительство дач, разворовали, дома сдали писателям в неприспособленном для жизни виде, часть домов построили на кладбище. Поэт Владимир Луговской  записал в 1936 году свои впечатления от поездки на дачу писателя Петра Павленко:

«Петин дворец стоит на кладбище — т. е. не в фигуральном, а в букваль­ном смысле слова. В его ограде находится 40 с чем-то могил с памятни­­ками, живыми цветами и мертвыми гирляндами, которые навещают живые родственники».

-3
-4
-5

Как бы то ни было, писатели получили двухэтажные 6-комнатные дачи — роскошь, о которой большинство жителей Москвы того времени не могли даже мечтать. Пятьсот рублей, о которых Шагинян писала Молотову, существенно превышали среднюю зарплату по стране  .

Дружба, стукачество, надзор!

«…Приобретает особый интерес ряд сообщений, указывающих на то, что Переделкино… становится центром особой писательской общественности, пытаю­щимся быть независимым от Союза советских писателей.

     Несколько дней тому назад на даче у Сельвинского собрались: Всеволод Иванов, Вера Инбер, Борис Пильняк, Борис Пастернак, — и он им прочел 4000 строк из своей поэмы „Челюскиниана“.

     Чтение, — рассказывает Сельвинский, — вызвало большое волнение, серьезный творческий подъем и даже способствовало установлению дружеских отношений.

     Аналогичная читка новой пьесы Сейфуллиной для театра Вахтангова была организована на даче Вс. Иванова.

     После читки пьесы, крайне неудачной, Иванов взял слово и выступил с товарищеской, но резкой критикой. В том же тоне высказывались все, кроме Зазубрина, который пытался замазать положение и советовал Сейфуллиной все-таки читать пьесу вахтанговцам. Это вызвало всеобщий протест в духе оберегания Сейфуллиной как товарища от ошибки и ненужного снижения авторитета перед театром.

     В беседе после читки почти все говорили об усталости от „псевдо­общественной суматохи“, идущей по официальной линии. Многие обижены, раздражены, абсолютно не верят в искренность руководства Союза советских писателей, ухватились за переделкинскую дружбу, как за подлинную жизнь писателей в кругу своих интересов».

Из докладной записки начальника4-го отдела ГУГБ, комиссара государственной безопасности 3-го ранга Курского. 9 января 1937 года.

В 1936 году городок писателей стал наполняться жизнью и играть ту роль, ради которой и создавался, — давать писателям возможность творить и обсуждать свое творчество. Дачное общежитие помогало выстроить социальные связи там, где они раньше не возникали: партийные писатели начали дружить и общаться с беспартийными. Казалось бы, руководство Союза писателей должно было радоваться такому единству литераторов, однако любые объединения, возникшие без контроля сверху, вызывали опасения и подо­зрения — любое чаепитие или читка на дачной веранде грозили перерасти в отклонение от партийной линии в литературе.

Террор в писательском лагере!

Одним из первых государственную дачу в писательском посёлке Переделкине получил популярный на тот момент автор нашумевшей "Щепки" о работе ЧК и "красном терроре" писатель Владимир Яковлевич Зазубрин (Зубцов). В 1937 году со своей женой он был арестован органами НКВД в своём писательском дачном доме в Переделкине за принадлежность к диверсионно-террористической организации правых. 28 сентября 1937 года Зазубрин был расстрелян. Расстрел писателя Зазубрина произвел огромный резонанс в городке советских писателей.

Писатель Владимир Зазубрин в Переделкине
Писатель Владимир Зазубрин в Переделкине

«Ночью проснулся от голосов:

     — Да у него даже пары белья с собой нет.

     — Неважно…

     Узнал Сейфуллину и Правдухина  . Выглянул в окно. Видны были силуэты людей, огонек папиросы. Понял. Приехали за Правдухиным, и он уже уходил. Потом Сейфуллина бегала назад, в дом, стучалась, вынесла ему денег пошла провожать. Опять его голос:

     — Ну, прощай.

     — Нет, не прощай, а до свиданья. И даже не до свиданья. Завтра я поеду в Москву и все выясню. Я тебе верю.

     Потом урчание заводимой машины, яркий свет фонарей, машина разворачивалась долго на узкой травянистой дороге. Потом рывок. Хлопнула дверца машины. Уехали.

     А из оврага пьяные голоса тянули песню про ухаря купца. Собаки тявкнули редко и неохотно и замолкли. Туман расходился. Чуть видная занималась заря. Звезды бледнели, и уже запел тоскливо и еле слышно рожок пастуха.

     А утром проснулся от света солнца и запаха скошенного клевера. За забором колхозники убирали скошенное, сосны стояли прямые и тихие. Ничего не произошло, жизнь продолжалась, осень еще не наступила, лето августа было превосходным. Вышел в огород, помидоры наливались и зрели, я таки дожил до их сбора, и созревание плодов происходит на моих глазах».

Из дневника Александра Афиногенова. 17 августа 1937 года.

Александр Афиногенов на даче в Переделкине. 1930-е годы
Александр Афиногенов на даче в Переделкине. 1930-е годы

В 1937 году в Переделкине возник еще один объединяющий писателей фактор — страх перед арестом. Начатая Сталиным кампания по уничтожению всех потенциально нелояльных затронула и художественную элиту, причем от ареста и гибели писателей не могли уберечь ни художественные, ни партий­ные заслуги. Автор этой дневниковой записи Александр Афиногенов сам был весной 1937 года исключен из партии и каждый день ждал ареста. Это ожида­ние казалось невыносимым еще и потому, что в дачном поселке было легко уви­деть и услышать, как забирают соседей. За несколько недель до этой записи арестовали соседа Афиногенова - писателя Владимира Зазубрина.

Всего за 1937-й в городке арестовали 25 человек. В их дачи заселились другие совет­ские литераторы. "Свято место пусто не бывает!"

Бунт писателей!

«В тридцать седьмом году, когда был процесс по делу Якира, Туха­чевского и других  , среди писателей собирали подписи под письмом, одобряющим смертный приговор. Пришли и ко мне. Я отказался дать подпись. Это вызвало страшный переполох. Тогда председателем Союза писателей был некий Ставский, большой мерзавец. Он испугался, что его обвинят в том, что он недосмотрел, что союз — гнездо оппорту­низма и что расплачиваться придется ему. Меня начали уламывать, я стоял на своем. Тогда руководство союза приехало в Переделкино, но не ко мне, а на другую дачу, и меня туда вызвали. Ставский начал на меня кричать и пустил в ход угрозы. Я ему ответил, что если он не может разговаривать со мной спокойно, то я не обязан его слушать, и ушел домой.

     Дома меня ждала тяжелая сцена. Зинаида Николаевна  была в то время беременна Лёней, на сносях, она валялась у меня в ногах, умоляя не губить ее и ребенка. Но меня нельзя было уговорить. Как потом оказалось, под окнами в кустах сидел агент и весь разговор этот слышал.

     В ту ночь мы ожидали ареста. Но, представьте, я лег спать и сразу заснул блаженным сном. Давно я не спал так крепко и безмятежно. Это со мной всегда бывает, когда сделан бесповоротный шаг».

Из книги Зои Масленниковой «Портрет Бориса Пастернака». Запись разговора с Пастернаком от 7 сентября 1958 года.

Террор превратил Переделкино в пространство, где публичное и частное было перемешано, и ставил каждого из жителей поселка перед выбором: как реаги­ровать на аресты? как общаться с теми, кто попал в опалу? обрывать связи с родственниками арестованных? Этот выбор происходил на виду у других жителей Переделкина и мгновенно становился известным не только руковод­ству Союза писателей, но и НКВД. Так простое приветствие соседа через забор становилось политическим жестом.

Борис Пильняк и Кира Андроникашвили. Фотография Моисея Наппельбаума. 1933 год
Борис Пильняк и Кира Андроникашвили. Фотография Моисея Наппельбаума. 1933 год

Одним из немногих, кто отважился на публичный протест, был поэт Борис Пас­тернак. Причем для поэта это было не разовое действие, а выверенная линия гражданской смелости — он последовательно отказывался подписывать людоедские групповые письма с одобрениями расстрела и не прекращал связей с опальными писателями. По воспоминаниям сына Бориса Пильняка, аресто­ван­ного в 1937 году, Пастернак «хотя два дома разделяла всего лишь калитка, шел через улицу, громко заявляя, что идет к Пильняку, узнать, как там Кира Георгиевна  , демонстративно, так сказать, оповещая об этом окрестности».

Творчество и идеология!

«Жизнь уходит, а то и ушла уже вся, но, как ты писала в прошлом году, живешь разрозненными взрывами какой-то „седьмой молодости“ (твое выраженье). Их много было этим летом у меня. После долгого периода сплошных перерывов я стал набрасывать что-то свое. Однако главное было не в этом. Поразительно, что в нашей жизни урожайность этого чудного, живого лета сыграла не меньшую роль, чем в жизни какого-нибудь колхоза. Мы с Зиной (инициатива ее) развели большущий огород, так что я осенью боялся, что у меня с нею не хватит сил собрать все и сохранить. Я с Леничкой зимую на даче, а Зина разрывается между нами и мальчиками, которые учатся в городе. Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбега­ются, это совершенное ослепленье. Сказочность этого не в одном созерцании, а в мельчайших особенностях трудного, настороженного обихода. Час упустишь, и дом охолодает так, что потом никакими топками не нагонишь. Зазеваешься, и в погребе начнет мерзнуть картошка или заплесневеют огурцы. И все это дышит и пахнет, все живо и может умереть. У нас полподвала своего картофеля, две бочки шинко­ванной капусты, две бочки огурцов. А поездки в город, с пробуждением в шестом часу утра и утренней прогулкой за три километра темным, ночным еще полем и лесом, и линия зимнего полотна, идеальная и строгая, как смерть, и пламя утреннего поезда, к которому ты опоздал и который тебя обгоняет у выхода с лесной опушки к переезду! Ах, как вкусно еще живется, особенно в периоды трудности и безденежья (странным образом постигшего нас в последние месяцы), как еще рано сдаваться, как хочется жить».

Из письма Бориса Пастернака Ольге Фрейденберг. 15 ноября 1940 года

Еще во время обсуждения проекта городка писателей Максим Горький опасался, что Переделкино превратится в деревню индивидуалистов, и частично оказался прав. Получив в свое распоряжение дачи с большими участками, писатели воспользовались ими, чтобы увеличить собственную автономию.

Борис Пастернак на даче в Переделкине. 1957 год
Борис Пастернак на даче в Переделкине. 1957 год

Переделкинский огород позволил Борису Пастернаку, попавшему из-за политической нелояльности в опалу, пережить время, когда он больше не мог рассчитывать на большие литературные гонорары. Такая независимость давала писателям возможность творить и писать то, что часто даже не предполагалось для советской печати.

Война с Германией!

«Мы ехали по мокрому шоссе к своему Переделкину. Пруд закис, позеленел. Стояли все те же витые толстые вётлы у шлюза, журчала вода, глубокий овраг просекал землю и терялся у дачи Сейфуллиной и Афиногенова. В лесу стояли грузовики, рации и автобусы. У костров грелись измученные солдаты. При расспросе оказались из строитель­ных полков, бежавших из‑под Вязьмы и Медыни. Они грели грязные заскорузлые руки у костра из сырого ельника и просили махорки. Страна махорки и табаков, Россия, ты вечно нуждаешься в этом скромном продукте!

     Мы въехали в нашу запущенную дачу. Каждый кустик говорил о другой жизни, о других временах.

     Мы заходим в комнаты, и все напоминает мне о прошлом, недалеком и радостном. Здесь мы впервые узнали о нападении Германии. Сюда прибежал бледный Нилин с отвисшей нижней челюстью, сюда пришли Либединский, Панфёров, Ильенков. Мы обдираем комнаты и выносим все в пикап. По шоссе идут красноармейцы. Они заняли уже часть дач. Я оставляю им всю мебель и выношу только то, что нужно, что напоми­нает мне о прежнем уюте, о тепле домашнего очага, о семье. Я разжи­гаю печь, и туда, в это огненное жерло, летят рукописи, Вовочкины детские тетрадки, которые я собирал, начиная с первого класса. Я смо­трю на них, перелистываю, вижу каракули его, отметки „пос., хор., отл.“ и бросаю в печь. Я беру только две‑три тетрадки. Пусть это будет память о далеком сыне… Черная метель несется над Переделкином. Совершается великая трагедия и здесь, в тиши подмосковных лесов… Я обхожу последний раз наше жилище, сажусь в пикап и хлопаю зеленой дверью. Стой! Надо закрыть ворота. Я беру засов, закрываю ворота и, бросив последний взгляд на дом, уезжаю… Прощай, быть может, навсегда…»

Из дневника Аркадия Первенцева. 14 октября 1941 года

Военные корреспонденты Евгений Петров, Александр Фадеев и Михаил Шолохов на фронте. 1941 год
Военные корреспонденты Евгений Петров, Александр Фадеев и Михаил Шолохов на фронте. 1941 год

Осенью 1941 года в Переделкино пришла война. На участках Бориса Пастернака и Константина Федина вырыли траншеи и использовали их как бомбоубежища, в некоторых дачах расположились военные части. Часть писателей вместе с семьями отправились в эвакуацию, часть из них ушли на фронт военными корреспондентами. Многие уже не вернулись в городок — на войне погибли Александр Афиногенов и Евгений Петров.

В Переделкине было написано самое знаменитое стихотворение военного времени, «Жди меня»: в конце июля 1941 года на даче Льва Кассиля во время короткого перерыва между командировками на фронт остановился Константин Симонов:

«Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и утром остался там, никуда не поехал. Сидел весь день на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война…»

Первым, кому Симонов прочитал стихотворение, был вернувшийся на дачу из Москвы Лев Кассиль — он сказал, что стихотворение хорошее, но немного похоже на заклинание.

"Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, жди, когда наводят грусть желтые дожди, жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди, когда других не ждут, Позабыв вчера".

Послевоенное Переделкино!

«Был вчера в Переделкине — впервые за все лето. С невыразимым ужасом увидел, что вся моя библиотека разграблена. От немногих оставшихся книг оторваны переплеты. Разрознена, расхищена „Некра­совиана“, собрание сочинений Джонсона, все мои детские книги, тысячи английских (British Theatre), библиотека эссеистов, письма моих детей, Марии Б. ко мне, мои к ней — составляют наст на полу, по к-рому ходят. Уже уезжая, я увидел в лесу костер. Меня потянуло к детям, которые сидели у костра. — Постойте, куда же вы? Но они разбежались. Я подошел и увидел: горят английские книги и, между прочим, люби­мая моя американская детская „Think of it“ и номера „Детской литера­туры“. И я подумал, какой это гротеск, что дети, те, которым я отдал столько любви, жгут у меня на глазах те книги, которыми я хотел бы служить им».

Из дневника Корнея Чуковского. 24 июля 1943 года

После того как угроза захвата Москвы немецкими войсками миновала, писатели стали возвращаться в Переделкино и восстанавливать нарушенный войной быт. Несколько дач сгорело вместе с библиотеками, в том числе и дача Всеволода Иванова. Как вспоминал Вячеслав Всеволодович Иванов, «штабная девица включила электро­прибор (утюг, наверно) и уехала в Москву». В этом пожаре погиб и сундук, в котором Борис Пастернак спрятал масляные этюды отца и свои рукописи — прозаические отрывки, из которых потом вырос роман «Доктор Живаго».

Корней Чуковский с детьми, пришедшими обменять книги в его библиотеке. Переделкино, 1957 год
Корней Чуковский с детьми, пришедшими обменять книги в его библиотеке. Переделкино, 1957 год

А у эпизода с книгами Корнея Чуковского было небольшое продолжение: оказалось, что солдаты воинской части, расквартированной в доме Чуковского, не только выкинули книги из библиотеки писателя, но и оставили на втором этаже 60 экземпляров брошюры Сталина «Об основах ленинизма» — судя по всему, ее им выдавали вместе с оружием и шинелью. Чуковский попросил контору городка писателей забрать у него эти книги, а когда его просьбу проигнорировали, пошел ночью в лес, вывалил книги в ров и засыпал глиной.

Аресты и доносы!

«Когда решено было исключить Зощенко из Союза писателей, друзья Николая Алексеевича Заболоцкого (и я в том числе) уговорили его пойти на общее собрание, которое должно было подтвердить это решение. Вопрос — идти или нет — касался и меня. Но я мог „храбро спрятаться“ (как писал Шварц в „Красной Шапочке“), а Заболоцкий не мог. Он только что был возвращен в Союз писателей, его не пропи­сывали в Москве, он жил скитаясь по квартирам и дачам у Андроникова, у Степанова и Ильенкова, у меня. На даче Ильенкова он вскопал землю, посадил и вырастил картошку — заметное пособие в его нищенской жизни. Итак, мы уговорили его пойти на собрание: это, разумеется, значило, что он должен был проголосовать за исключение Зощенко. Мрачноватый, но спокойный, приодевшийся, чисто выбритый, он ушел, а мы — Катя Заболоцская, Степанов и я, — проводив его, остались (это было в Переделкине, на наемной даче), остались и долго разговаривали о том, как важно, что нам удалось его уломать. Не пойти, не проголосо­вать — это было более чем рискованно, опасно… В наши дни подобный разговор выглядел бы странным. В самом деле: жена Заболоцкого и его друзья были довольны, что уговорили Николая Алексеевича поступить против его совести, иными словами, совершить подлость. Однако рано мы радовались. Прошло часа два, когда я увидел вдалеке, на дорожке, которая вела от станции, знакомую фигуру в черных брюках и белой просторной куртке. Слегка пошатываясь, Николай Алексеевич брел домой. Все ахнули, переглянулись. Екатерина Васильевна всплеснула руками. Улыбаясь слабо, но с хитрецой, Заболотский приближался, и чем медленнее он подходил, тем яснее становилось, что он в Москву не поехал. Войдя, он сел на стул и удовлетворенно вздохнул. Все два часа он провел на станции, в шалманчике, основательно выпил, разговорился с местными рабочими и, по его словам, провел время интересно и с пользой. Несколько дней мы тревожились: не отра­зится ли на его судьбе подобный неслыханно смелый поступок? К счастью, сошло. Поступок не отразился».

Из книги Вениамина Каверина «Эпилог»

Николай Заболоцкий. 1948 год
Николай Заболоцкий. 1948 год

В 1938 году поэта Николая Заболоцкого приговорили к 5 годам лагерей за «контрреволюционную деятельность». Ему повезло выдержать этот срок и дождаться освобождения. В начале 1946 года Заболоцкий приехал в Москву, чтобы попытаться восстановиться в Союзе писателей, получить право жить в одной из столиц и опубликовать свой новый перевод «Слова о полку Иго­реве». Заболоцкому удалось добиться разрешения вернуться в Москву, но жить ему было негде, и тогда друзья познакомили его с писателем Василием Ильен­ковым, который разрешил ему поселиться на своей даче в Переделкине. Забо­лотский поселился в маленькой комнате на втором этаже с окнами на березо­вую рощу. Здесь после многолетнего перерыва он снова начал писать стихи. Первым из этих стихотворений было "Утро" (1946).

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

Там черных деревьев стоят батальоны,

Там елки как пики, как выстрелы — клены,

Их корни как шкворни, сучки как стропила, 

Их ветры ласкают, им светят светила.

Там дятлы, качаясь на дубе сыром, 

С утра вырубают своим топором

Угрюмые ноты из книги дубрав, 

Короткие головы в плечи вобрав.

            Рожденный пустыней, 

            Колеблется звук, 

            Колеблется синий

            На нитке паук.

            Колеблется воздух,

            Прозрачен и чист,

            В сияющих звездах

            Колеблется лист.

И птицы, одетые в светлые шлемы, 

Сидят на воротах забытой поэмы,

И девочка в речке играет нагая 

И смотрит на небо, смеясь и мигая.

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

-13

Изоляция от народа!

«Когда я слышу от писателя, что его страшит перспектива переезда куда-либо из Москвы, что он боится подумать о том, как он будет жить где-то в деревне, или в донбасском городке, или даже в областном центре где-то в глубине России, я просто развожу руками.

     Это дико, нелепо — бояться жизни там где-то, в гуще народа, среди интересных, занимающихся производительным трудом, полнокровных, колоритных, замечательных наших людей.

     Есть ли у нас на заводах сталевары, боящиеся подходить к мартеновской печи?

     Возможны ли в природе такие капитаны дальнего плавания, которые боялись бы моря, не любили бы моря?

     Нет, товарищи, тут что-то у нас очень неладно.

     Когда это было в истории нашей литературы, чтобы под Москвой или Петербургом образовался целый писательский городок, изоли­рованный от жизни? (Аплодисменты.) А ведь сейчас почти все самые видные писатели-москвичи сбились в Переделкине, да и в Мо­скве поселились все в одном доме в Лаврушинском переулке. Хоть бы уж в Москве расселялись пореже: один — на территории завода имени Сталина, другой — где-то в районе текстильных фабрик, третий — возле Тимирязевской академии».

Из выступления Валентина Овечкина на Втором съезде советских писателей. 19 декабря 1954 года.

Поэтесса Вера Инбер. Переделкино, 1950 год
Поэтесса Вера Инбер. Переделкино, 1950 год

Через полтора года после смерти Сталина советское литературное начальство решило провести Второй съезд советских писателей, чтобы подвести итоги прошедшего двадцатилетия и развернуть творческую дискуссию. В отличие от Первого съезда, ставшего событием мирового масштаба, Второй съезд прошел гораздо тише. Для нас он интересен небольшой дискуссией о Пере­делкине, начатой писателем Валентином Овечкиным. Овечкин получил известность в начале 1950-х годов благодаря опубликованным в «Новом мире» очеркам «Районные будни» — в них он чуть ли не впервые в истории советской литературы показывал людей из глубинки вне шаблона привычного конфликта лучшего с хорошим. (В знаменитой статье 1953 года «Об искренности в лите­ратуре» Владимир Померанцев писал: «…до Овечкина во многих книгах по кол­хозной тематике все было затерто-притерто, острия все отпилены, углы пообломаны».)

Впрочем, попытка Овечкина показать несоответствие сложившегося писательского быта декларируемым советским идеалам не имела никакого успеха. На следующий день съезда Овечкину ответил Борис Агапов:

«Во все времена писатели работали вне больших городов. Даже такой оперативный очеркист, как Плиний Младший, живший 1850 лет тому назад, жаловался, что в Риме работать невозможно, и уезжал работать из столицы. (Смех.)

    

 Советская власть, желая создать для писателей хорошие условия работы, построила для них загородный поселок, и это не позорный факт в нашей жизни, а свидетельство заботы о нас нашего правительства. А т. Овечкин и это хочет сделать предметом своих разоблачений. (Шум в зале. Аплодисменты.)»

Самоубийство в Переделкино!

«Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнад­цати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный Богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

     Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, — кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература — это высший плод нового строя — унижена, затравлена, загублена».

Из предсмертного письма Александра Фадеева. 13 мая 1956 года

Предсмертное письмо Александра Фадеева. 13 мая 1956 года полностью:

-15
-16
-17
-18
-19

13 мая 1956 года, около 15:00, Александр Фадеев застрелился в рабочем кабинете в Переделкине. Он много лет возглавлял Союз советских писателей и проводил сталинскую политику в литературе. После смерти вождя и сам Фадеев утратил свое положение непререкаемого авторитета, а вера в то, что литература может в альянсе с государством перестроить человека и общество ради благих целей, оказалась подорванной.

Фадеев надеялся, что его письмо станет громким публичным жестом, но и в этом ему было отказано. Оно пролежало в архивах много лет и было опубликовано только в годы перестройки. Официальной причиной смерти Фадеева был объявлен алкоголизм.

Переделкино сейчас!

Не стало Советского Союза - не стало и советских писателей, сталинский городок стал заброшен, покинут и никому не нужен. Большая часть бывшей писательской территории в Переделкино интенсивно застраивается коттеджами. Скоро на месте бывших деревянных писательских дач возникнут высокие заборы и новые красивые коттеджи, новые жители бывшего городка советских писателей обретут тут спокойствие и умиротворение. Но это уже другая история.

-20
-21
-22

Это место сейчас выглядит страшным, мёртвым и покинутым, как будто бы время тут остановилось навсегда. Здесь на память приходит Сталин, Берия и масса всеми забытых и навсегда вычеркнутых из истории винтиков тоталитарной, и бесконечно жестокой идеологической машины коммунизма - советских писателей.

Был СССР, был Сталин, было НКВД, были советские писатели... Но всё прошло.

Такие дела

МАКСИМ НОВИКОВСКИЙ / Переделкино

-23

МОЙ ВК ТУТ

МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ

МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ

МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ

НА МОЙ ЖЖ ТУТ

МОЙ ОК ТУТ

МОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОХУДЕТЬ, КАК Я НА 46 КГ - ТУТ

Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.

#сталин #горький #заболодский #пастернак #переделкино #нквд #ссср #писатели #лагерь #заброшенныйгород #афиногенов #максимновиковский #писатели #советскиеписатели #фадеев #репортаж #история #переделкино