Найти тему

Историческая география «Геродотовой Скифии»

(История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 11)

Скифские племена

Пришло время обсудить еще один сложный вопрос скифской истории – расселение племен, упомянутых Геродотом в его «Скифском логосе», и их соотношение с племенами, имена которых называют предшественники (Гекатей Милетский) и современники (Геланик Лесбосский) «Отца истории». Вопрос этот не праздный, поскольку от него зависит понимание маршрута похода персов в Северное Причерноморье. Довольно подробное описание Скифии Геродотом, как ни странно, не сильно упрощает задачу, так как исследователями были предложены десятки версий размещения племен на карте. А ведь при этом в расчёт не брались отрывочные сведения Гелланика и Гекатея, которые относятся фактически к тому же времени и региону, который описывает Геродот.
На мой взгляд, наиболее обоснованную концепцию расселения племен «Геродотовой Скифии» предложил Б.А. Рыбаков, очень удачно совмещавший данные Геродота с новейшими на тот момент достижениями отечественной археологии. Поскольку с тех пор ничего кардинального в археологической картине региона не поменялось, концепция эта по-прежнему актуальна. Особенно приятно, что мои мысли по поводу «Исконной Скифии», гелонов и агафирсов, как и понимание соответствующего греческого предания, когда-то уже были высказаны Борисом Александровичем. Но, некоторые моменты лично у меня вызвали недоумение, а кое-что не подтвердилось в последствии, поскольку наука все-таки не стоит на месте.
Итак, этническая картина, нарисованная Геродотом, сводится к тому, что собственно Скифию населяют 4 или 5 (в зависимости от толкования «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев») крупных племенных групп. Господствующая группа («скифы царские») кочуютв степном Крыму и Приазовье до греческого поселения Кремны, хотя часть их владений доходит до реки Танаис (Дон). К северу от них, в степях между Днепром и Доном/Северским Донцом, кочевала другая группа скифов, которых называют просто и без затей «скифами-кочевниками». От «царских» их отделяет некая река Герр. Этот водный объект весьма загадочный. Геродот упоминает его в одном ряду с Истром (Дунаем), Тирасом (Днестром), Гипанисом (Южным Бугом), Борисфеном (Днепром), Пантикапом (скорее всего, Ворсклой, как весьма убедительно доказывал Б.А. Рыбаков) и Танаисом (Северский Донец-Нижний Дон) в числе самых известных рек Скифии. Указывается, что Герр берет начало из Борисфена, а впадает в другую загадочную реку – Гипакирис. Область, по которой течет Герр носит тоже имя, там находилось царское кладбище «скифов царских». Жители этой области также носили название герров (хотя, есть мнение, что греки тут что-то не так поняли, а «геррами» называли умерших скифских предков, населяющих эту страну мертвых, то есть «герры» - это аналог греческих «героев»). В тоже время более поздние географы указывали, что Герр впадал в Меотийское море, на основании чего его отождествляют с рекой Молочной. Гипакирис же, берущий начало из некоего озера, пересекающий степные пространства «скифов-кочевников» и впадающий в море около совр. Евпатории, обычно отождествляется с Конкой, левым рукавом дельты Днепра. Эти запутанные сведения Рыбаков объяснял следующим образом: Гипакирис и Герр – это многочисленные протоки и плавни на днепровском Левобережье, а также реки (включая Молочную и ныне пересохшие реки), связанные с этой системой. Области Герр в свою очередь может соответствовать скопление скифских курганов в излучине Днепра.

Сосредоточение курганов скифской элиты в Поднепровье
Сосредоточение курганов скифской элиты в Поднепровье
Ареал кочеваний царских скифов по Б.А. Рыбакову
Ареал кочеваний царских скифов по Б.А. Рыбакову

Пантикапа-Ворскла служила границей между «скифами-кочевниками» и «скифами-земледельцами», которым в таком случае соответствует ворсклинская группа памятников оседлой скифской культуры, восходящей к чернолесской культуре. Их земли тянулись до Днепра, за которым начинались земли родственных им «скифов-пахарей». Земли «скифов-пахарей» в свою очередь занимали лесостепи от Днепра до Волыни (входила ли она в число «пахарских» земель не понятно, но я склоняюсь к тому, что входила).
Южнее «пахарей», в степях вдоль Южного Буга, лежали земли ализонов и каллипидов. Они включаются в число собственно скифских племен, но в отличие от прочих удостоились иметь «собственные» имена. Вероятно, это было связано с тем, что они были непосредственными соседями Ольвии, откуда Геродот получил большую часть информации о Скифии. Это были не очень значительные племена, вынужденные заниматься, по крайней мере отчасти, земледелием (что для кочевых народов было не очень престижно). Если «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» выращивали зерно в товарных количествах на экспорт, то ализоны и каллипиды делали это лишь для собственного пропитания. Масштабы занимаемой ими территории не очень ясны. Каллипиды населяли, судя по всему, окрестности Ольвии, может быть всю прибрежную полосу до Никония и Тиры включительно. Их называли «эллино-скифами» или «эллинскими скифами», что подчеркивает их оседлую культуру и сильное влияние греков на этот этнос. Геродот называет их (как и «пахарей») «племенами по реке Гипанису к западу от Борисфена». При этом не уточняется, доходили ли их земли до самого Борисфена на востоке и как далеко на запад они простирались. Ясно лишь, что именно эти полукочевые (все таки Геродот указывает, что, если не считать занятий земледелием, они ведут образ жизни одинаковый с остальными скифами) племена занимают собственно «Исконную Скифию». В этом контексте особенно интересно название «каллипиды», которое расшифровывается как «потомки доброконных», то есть «потомки владельцев прекрасных коней». В этом названии весьма точно проявляется печальная судьба некогда гордых кочевников, владевших табунами лошадей, а ныне влачивших жалкое существование, вынужденных ради пропитания копаться в земле. Если имя ализонов или алазонов также греческое прозвище, то его можно объяснять, как «хвастуны» или «бахвалящиеся», что тоже может являться отсылкой к некогда славному прошлому этого народа.
Несколько проясняют границы проживания ализонов упоминания рек и источников, протекающих через их земли. Во-первых, Геродот сообщает, что в земле ализонов русла Гипаниса и Тираса сближаются на максимальное расстояние. То есть, западной границей ализонов можно считать Днестр. По земле ализонов также бежит поток соленой воды Эксампей, делающий воду Гипаниса непригодной для питья ниже их слияния. Эксампей и одноименная ему область (греки называли ее «Священные пути») лежит между Гипанисом и Борисфеном. Здесь поставил свой гигантский медный котел древний скифский царь Ариант. Мало понятна фраза Геродота о том, что у истоков Эксампея находилась граница между ализонами и скифами. Из нее следует, что, во-первых, ализоны противопоставлялись скифам, а во-вторых, «скифы» (видимо «скифы царские») занимали часть Правобережья Днепра, о чем Геродот не говорит, при описании этой орды. Эксампеем следует считать, по всей видимости, реку Синюху (хотя, многие авторы, в том числе Рыбаков с этим были не согласны), а исток Эксампея – речкой Высь, где еще в позапрошлом веке добывали соль, а местные озера по солености не отличались от морской воды. Таким образом, истоки Эксампея приближались к истоку реки Ингул. К северу начинались уже земли «скифов-пахарей». В общем, здесь речь может идти о границе ализонов именно со «скифами-пахарями». С другой стороны, между Ингулом и Днепром также наблюдается скопление царских курганов скифов. Впрочем, нужно еще уточнять их датировки, поскольку значительное число курганов относится ко времени позднее Геродота – концу V – нач. III вв. до н.э., когда ситуация в Скифии, как мы увидим, менялась весьма существенно и неоднократно. Таким образом, особых причин «отдавать» Правобережье «скифам царским» у нас нет, поскольку сам Геродот этого не делает.

-3

Вот, что мы можем узнать из Геродота по поводу расселения собственно скифских племен. Остается еще добавить, что на картах часто размещают «скифов-земледельцев» вдоль нижнего течения Днепра, где позднее действительно появятся скифские укрепленные городища, самое известное из которых – Каменское. Связано это с тем, что земли «земледельцев» привязываются Геродотом с лесистой областью – Гилеей. Гилея – это лес, расположенный рядом с Ольвией и в устье Днепра. Но, Б.А. Рыбаков показал, что помимо этой Гилеи с большой буквы существовали еще и леса и рощи, которые по-гречески также назывались гилеями. В Скифии гилей было много.
Продолжение следует...