Найти тему
Окно в Россию

На какой западной технике сражались советские войска в Великой Отечественной?

Оглавление

Более всего Советский Союз был благодарен союзникам за поставки грузовиков и автомобилей. Своих надежных и мощных транспортных средств Красной армии катастрофически не хватало.

БОРИС ЕГОРОВ

Советские «Шерманы» / Ольга Ландер/Sputnik
Советские «Шерманы» / Ольга Ландер/Sputnik

В ходе Великой Отечественной войны США, Великобритания и Канада в качестве военной помощи передали СССР десятки тысяч единиц разнообразной военной и гражданской техники: танки, бронетранспортеры, истребители и бомбардировщики, корабли, мотоциклы, грузовики и армейские автомобили.

Более всего СССР был благодарен союзникам за грузовики «Студебекер» и армейские автомобили «Виллис». Учитывая плачевную ситуацию с транспортом в Красной армии, они стали для нее настоящим спасением.

Хотя западная военная техника не стала основной ударной силой Красной армии, она внесла свой значительный вклад в достижение победы над нацистской Германией на Восточном фронте.

Танки

Советский танк «Валентайн»
Архивное фото
Советский танк «Валентайн» Архивное фото

Западные союзники поставили Советскому Союзу более 10 тыс. танков в ходе войны: британские «Матильды», «Кромвели», «Тетрархи», «Черчилли» и «Валентайны», американские «Шерманы», «Стюарты» и «Ли». Они сражались с немцами под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге и в Берлине.

В Красной армии западную бронетехнику ценили за высокий уровень комфорта, которого так недоставало советской. Вместе с тем с надежностью и боевыми качествами некоторых танков союзников далеко не всегда все было гладко.

Советские танки «Шерман»
Архивное фото
Советские танки «Шерман» Архивное фото

Более всего советским танкистам пришлись по душе приземистые британские «Валентайны» и высокие американские «Шерманы», которые сочетали высокую боеспособность с комфортными условиями для экипажей. Эти боевые машины и составили львиную долю всех поставок бронетехники в СССР.

Более подробно о том, как Красная армия воевала на западных танках, вы можете прочитать здесь.

Истребители

Капитан Сгибниев у своего истребителя «Харрикейн»
Архивное фото
Капитан Сгибниев у своего истребителя «Харрикейн» Архивное фото

Около 14 тыс. истребителей прибыли в Советский Союз из США и Великобритании в годы войны. Далеко не все из них, однако, были ценным приобретением. Многие западные самолеты оказались устаревшими и не могли на равных биться против новейших немецких «Мессершмиттов».

Так, восемь пулеметов британского «Харрикейна» оказались столь бесполезны, что нацисты даже отправили советской стороне ехидное послание с просьбой «не царапать краску на немецких крыльях». Вооружение пришлось менять на советское.

Александр Покрышкин у своей «Аэрокобры»
Архивное фото
Александр Покрышкин у своей «Аэрокобры» Архивное фото

Американская «Аэрокобра», напротив, пришлась советским летчикам по душе. Ведущие асы ВВС Красной армии Григорий Речкалов и Александр Покрышкин одержали на этом истребителе большинство своих побед.

Более подробно о том, как Красная армия воевала на западных истребителях, вы можете прочитать здесь.

Бомбардировщики

Советские бомбардировщики А-20
Игорь Бубин
Советские бомбардировщики А-20 Игорь Бубин

Западные союзники поставили Советскому Союзу около 3,7 тыс. бомбардировщиков. Львиную долю среди них составили самолеты производства США, а вот британских машин набралось всего лишь два десятка.

Советские летчики крайне высоко оценили эффективные, комфортабельные и легкие в управлении американские А-20 и B-25. Они отлично проявили себя в советской фронтовой и морской авиации, а также в авиации дальнего действия.

Британские бомбардировщики «Хэмпден» и «Херефорд»
Imperial War Museum
Британские бомбардировщики «Хэмпден» и «Херефорд» Imperial War Museum

Совсем другая ситуация сложилась с британскими «Хэмпденами». «Это – “гробы”, – высказывался о них летчик Алексей Гусев. – На них летать было страшно. К ним страшно было даже подходить…»

Бронетранспортеры

Советский бронетранспортер «Скаут»
Аркадий Шайхет
Советский бронетранспортер «Скаут» Аркадий Шайхет

Во время войны против нацистской Германии у Красной армии не было собственных бронетранспортеров – в СССР они практически не разрабатывались. Тогда на выручку пришли западные союзники.

США и Великобритания поставили в СССР больше 6 тыс. бронетранспортеров. И если полугусеничные М2, М5 и М9 в основном использовались для буксировки артиллерийских орудий, британские «Универсалы» и американские М3А1 «Скауты» активно применялись в разведывательных рейдах, захвате важных переправ и преследовании отступающих немецких войск.

Советский бронетранспортер «Универсал»
Архивное фото
Советский бронетранспортер «Универсал» Архивное фото

Надежные, удобные и хорошо вооруженные американские «Скауты» стали наиболее любимыми бронетранспортерами в Красной армии. Именно они часто охраняли автомобили крупнейших советских военачальников.

Более подробно о том, как Красная армия воевала на западных бронетранспортерах, вы можете прочитать здесь.

Корабли

Советский торпедный катер «Bocnep»
Ревякин Ф. П.
Советский торпедный катер «Bocnep» Ревякин Ф. П.

Союзники также поставили Советскому Союзу более 500 больших и малых охотников за подводными лодками, тральщиков, десантных и сторожевых кораблей, торпедных катеров, буксиров, танкеров и грузовых судов. Они сыграли важную роль в ходе боевых действий против немцев на Балтийском, Северном и Черном морях и против японцев на Тихом океане.

В условиях потери основных предприятий судостроительной промышленности на Украине западные поставки стали важнейшим источником пополнения надводных сил ВМФ СССР. К тому же большинство американских и британских судов отличалось высокими характеристиками и было оснащено оборудованием, не имеющим аналогов в Советском Союзе.

Отправка торпедных катеров фирмы «Элко» из Нью-Йорка в СССР
Общественное достояние
Отправка торпедных катеров фирмы «Элко» из Нью-Йорка в СССР Общественное достояние

Тем не менее не вся западная техника вызывала у советского командования восторг. Так, в разговоре с председателем судостроительной компании «Хиггинс Индастриаз» о типах американских торпедных катеров инженер, контр-адмирал Александр Якимов сказал: «Личный состав ВМФ оценивает получаемые торпедные катера: “Воспер” – так себе, “Хиггинс” – хорошие, “Элко” – отличные».

Автомобили

БM-13 «Катюша» на базе «Студебекера»
ТАСС
БM-13 «Катюша» на базе «Студебекера» ТАСС

На начало вторжения вермахта в СССР ситуация с транспортом в советских Вооруженных силах была довольно плачевной. Автомобилей остро не хватало, а имевшиеся не отличались выдающимися техническими характеристиками.

Из-за океана в Советский Союз прибыло около 400 тыс. грузовиков, тягачей, ремонтно-эвакуационных и армейских автомобилей, а также автомобилей-амфибий. Здесь их ценили за надежность, комфорт, легкое и удобное управление, мощные двигатели и высокую проходимость.

Советские военачальники в «Виллисе», 1942 г.
Министерство обороны РФ
Советские военачальники в «Виллисе», 1942 г. Министерство обороны РФ

Самым массовым (около 200 тыс.) и любимым американским грузовиком в Красной армии стал «Студебекер». «ЗИСы были двухосными, глохли, если дорога плохая. А “Студебекеры” – это ж вездеходы, там и передние, и задние колеса были ведущими. Они и более маневренными были», – вспоминал лейтенант минометного дивизиона Павел Гуревич.

Другим любимцем советских солдат стал армейский автомобиль «Виллис». Благодаря хорошей скорости (105 км/ч), маневренности и малым габаритам, обеспечивающим легкую маскировку, он пользовался большой популярностью среди командного состава и разведчиков.

Более подробно о том, как Красная армия воевала на западных автомобилях, вы можете прочитать здесь.

Мотоциклы

Советские военнослужащие с мотоциклом «Харлей-Дэвидсон»
Евгений Халдей/Sputnik
Советские военнослужащие с мотоциклом «Харлей-Дэвидсон» Евгений Халдей/Sputnik

Довольно плохо ситуация в Красной армии к началу войны обстояла и с военными мотоциклами. Их катастрофически не хватало, а наладить эффективное производство в условиях эвакуации промышленности в Сибирь не получалось.

СССР выручили западные союзники. Среди всех направленных США и Великобританией моделей самым удачным оказался «Харлей-Дэвидсон» WLA-42. В количестве 21 тыс. единиц он стал и самым массовым военным мотоциклом Красной армии.

Американский боевой «железный конь» отличался надежностью, долговечностью, высоким качеством деталей, большой грузоподъемностью, комфортабельностью, мощным мотором и терпимостью к низкосортному бензину. Неуверенно чувствуя себя на бездорожье, на шоссе он разгонялся до 110 км/ч.

Более подробно о том, как Красная армия воевала на «Харлей-Дэвидсоне», вы можете прочитать здесь.