Если фотография куплена на фотостоке, то далее её можно использовать как заблагорассудится? Не совсем так. Сейчас объясним.
«Восьмая заповедь» судится за фотографов, которые выложили свои работы на стоке и там законно куплены дизайнером (разработчиком, рекламным агентством, другим СМИ – нужное подчеркнуть), а значит фотографию можем использовать и мы». Это часто можно услышать от ответчиков в судах. Даже приводят в пример пункт 5.2 Условий использования Shutterstock, который гласит: «Добавляя свои материалы, вы предоставляете Shutterstock ограниченную, действующую по всему миру, неэксклюзивную лицензию без лицензионных платежей (роялти) и право копировать, пересылать, распространять, публично представлять и демонстрировать (через все известные на данный момент средства массовой информации или созданные в дальнейшем), а также создавать производные продукты на основе Ваших материалов с целью предоставления вам возможности редактировать и демонстрировать Ваши материалы, используя Сайт, и архивировать или сохранять Ваши материалы для споров, судебных разбирательств или расследований».
На самом деле, этот пункт не дает никаких прав пользователям. У сайта есть два важных юридических документа: Условия использования и Лицензионное соглашение.
Первый документ лишь только определяет порядок взаимодействия авторов и пользователей самим сайтом и его использования, собственно, как объекта интеллектуальной собственности. И упомянутый пункт говорит о том, что автор, загружая свои материалы на Сайт, предоставляет конкретно Сайту права на использование материалов. В том числе, разрешает Сайту изменять их для самого автора (превью, редактирование и т.п.). Ссылаться на него в судах категорически ошибочно.
Для пользователей, желающих приобрести авторские материалы на сайте, есть Лицензионное соглашение. Обратимся к нему, чтобы понять, почем авторы предъявляют иски за, вроде бы, правильно купленные фотографии.
Что такое Лицензионное соглашение Shutterstock? Это договор между Сайтом и Пользователем. Под пользователем здесь понимается физическое лицо, или представитель (сотрудник) организации, оплатившей лицензию в своих интересах (Заказчик), сотрудником которой является пользователь. Вот уже отличие от обращения «Автор» в Условиях использования. И тут тонкость: для сервиса Заказчик не тот, кто будет использовать изображение, а тот, кто оплатил Лицензию. Клиенты разнообразных фрилансеров не попадают под эту категорию.
Далее, Shutterstock заглавными буквами сообщает, что лицензия является ОДНОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ. Иными словами, пользоваться продуктами, приобретенными по Лицензии, может только то, кто её оплатил. Иными словами, дизайнер на фрилансе может купить лицензию, но зачем она ему? Он может разработать рекламный буклет с купленной фотографией, но перед передачей буклета своему заказчику, он просто обязан удалить из него фото, чтобы не нарушить условия Лицензии и права автора фотографии. Более того, Лицензия содержит прямо запрет на подобные действия. Так, п.п. f п. 1.2. запрещает: «Перепродавать, повторно распространять, передавать любые Визуальные материалы и предоставлять к ним доступ за исключением прямо предусмотренных в настоящем документе случаев». Кроме того, Сайт ОБЯЗЫВАЕТ пользователя указывать авторство и источник заимствования фотографии (п. 1.5. Лицензии).
Есть ещё Групповая подписка и подписка PREMIER. Первый случай подразумевает организацию, приобретающую доступ для нескольких или всех своих сотрудников. Актуально, например, для СМИ. Но есть нюанс. Объемы публикаций. Для рекламного баннера, например, 500 000 показов. А значит, в миллионном городе такой баннер не поставишь. Надо или расширять Лицензию, или тщательно считать всех, кто его увидит и вовремя удалять объект из общего доступа.
Подписку PREMIER рассматривать в данном контексте не имеет смысла, т.к. это комплекс доступа к эксклюзивным материалам, аналитике и услугам, вплоть до разработки проектов силами Shutterstock Studios. Иными словами, это уже сотрудничество с самой платформой.
Схожие условия лицензирования работы с авторскими изображениями используют и остальные фотобанки, за исключением тех, лицензии которых отдельно оговаривают работу дизайнеров и составные продукты. В таких случаях конкретный пользователь приобретает права на изображения в интересах своего заказчика, по сути, за его деньги. Соответственно, и права на изображение переходят к заказчику. Но по таким изображениям и конфликтов, как показывает наша практика, не возникает.
Как итог, если Вам не нужны проблемы с авторским правами, внимательно читайте условия лицензий на стоках и не пытайтесь желаемое выдать за дейсвительное, чтобы не потратить деньги впустую и не нажить себе судебных разбирательств.