#читатель_пишет
Журналист Сергей Алексеев:
Николай Гоголь. «Ревизор»
Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.
(Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий)
Писать о «Ревизоре» любое критическое соображение даже как-то неприлично. Комедия изучена вдоль и поперек, неоднократно поставлена на театральных подмостках и совершенно справедливо цветет яркой ветвью на засыхающем дереве нечитаемой русской классики.
Гоголь написал пьесу легко читаемую, простую для понимания и актуальную для России на все времена. Поэтому в 131-ый раз раскапывать смыслы комедии никакого смысла не имеет.
Остановимся на богословской проблеме, о которой никто не писал, а именно – спасется ли с точки зрения православной эсхатологии городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский?
Естественно, анализировать всю пьесу для выяснения этого обстоятельства нет никакой возможности. Внимательно перечитаем небольшой отрывок – диалог городничего и судьи Ляпкина-Тяпкина.
Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Городничий. Ну, щенками или чем другим — всё взятки.
Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…
Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы… О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.
Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошел, собственным умом.
Городничий. Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует.
Для особо одаренных скажу – понятно, что городничий взяточник, прохвост, выжига и т.д. Что он хочет поставить в церкви огромную свечу по благополучному отбытию ревизора в Петербург и т.п.
То есть вера его потребительского свойства, даже иудаистского, это своего рода договор: ты мне – избавление от ревизора, я тебе – свечу.
Но!
Надежда на спасение Антона Антоновича есть. Внимательно читаем этот диалог и делаем два вывода: городничий – тверд в вере, вот эти слова о многом говорят. Понятно, что он дитя своего времени и ходит в церковь наверняка не просто отстоять службу, но и исповедоваться и причащаться. Никаких уроков он, разумеется, из этого не извлекает – но вполне может измениться после появления на сцене карающего ангела – то есть, настоящего ревизора.
Выражение «в вере тверд» - ключ к пониманию генезиса Антона Антоновича (это не моя идея, в студенческую бытность ее высказал мой товарищ, ныне владелец прекрасного тверского букинистического магазина Михаил Архиреев).
И второй вывод – суду, по мнению городничего, покровительствует Бог. Для верующего человека так оно и есть. Это, разумеется, не значит, что не бывает несправедливых судов и etc . Мы, напомню, рассматриваем историю кусочка «Ревизора» с позиций богословия и с этой позиции обнаруживаем, что Антонович Антонович, по большому счету, прав. Ибо толкует городничий не о суде человеческом, но Божьем. Неслучайно и то, что Антон Антонович как православный человек гневно отвергает воззрения атеистов-вольтерианцев. Да, он взяточник, но и мы все, мягко говоря, не без греха в христианской оптике.
Ну а все, что говорит Ляпкин-Тяпкин, напротив, свидетельствует о том, что означенный юрист вряд ли спасется.
Хотя кто знает. Городничий – богослов, у которого есть шансы на спасение души, не зря говорит: «…нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено…».
Ну а в пьесе устроено Гоголем, который хочет спасти городничего. Вот насчет Ляпкина-Тяпкина не уверен.