Найти тему
Новости Татарстана. ТНВ

Предприятие-феномен: история фабрики из РТ, где на протяжении века работают на старинных ткацких станках

На протяжении почти века они созидают, сохраняют традиции и приумножают красоту. Есть еще в глубинках Татарстана места, где мастерство рук передается из поколения в поколение.

Алексеевская фабрика художественного ткачества отметила в этом году свое 96-летие. Предприятие-феномен в масштабах страны — единственное в России, где продолжают работать на старинных ткацких станках.

Место, которое было и остается незаменимым центром ручного узорного ткачества. Основанная в 1927 году, она сохраняет свою значимость даже в эпоху автоматизации и машинного производства.

Когда-то это была артель «Ударница», образованная в Алексеевском районе в 1927 году. До этого это была суконная фабрика, которая поставляла сукно для нужд армии Российской империи.

Как фабрике удается сохранять секреты уникального ремесла столько лет, откуда о них узнал Валентин Юдашкин, и почему искусство не умирает? Ответы на эти вопросы в репортаж Диляры Юсуповой.

Оглушительный стук в ритм. Эти раритетные станки с вековой выдержкой когда-то считались передовыми, и просто чудо, что они сохранились в первозданном виде и работают без перебоев. Каждая ткачиха создает в день от двух до двух с половиной метров полотна.

Мастерицы заняты и руками, и ногами — впереди большой заказ — дорожки и полотенца. Трудно поверить, что все это происходит на станках 1927 года — настоящая диковинка сродни музейному экспонату.

«Надо быть очень внимательным, очень усидчивым. Бранная техника, мы делаем полотенца и музейные, в основном, заказы, восстанавливаем старинные полотенца», — поделилась ткачиха Елена Егорова.

«Ткачихи они не только руками работают, ногами еще, благодаря тому что открываются разные зефы полотна, и перекидывается челнок и так рисуется разная ткань. Вот когда идет стук, это как раз идет процесс перекидывания», — рассказала директор Елизавета Терентьева.

Такие настали времена: ручное ткачество, в течение многих веков бывшее основным промыслом, превратилось в экзотику. Алексеевская фабрика оказалась единственным предприятием народных художественных промыслов в области ткачества в Татарстане и единственным в России предприятием ручного узорного ткачества. Это последний цех и последние станки — на некоторых никто не работает, подобных умелец в мире единицы.

Старинное здание из прошлого видно из окна, возможно, его реставрируют, мечтают на фабрике. А пока мы гуляем по новому цеху — все начинается с лекала и раскройки — простые формы требуют тяжелого труда — и все это в хрупких женских руках.

А это уже новый цех, здесь не ткачихи, а швеи — в последнее время шьют для нашей российской армии. — форму, сумки, пояса — это уже массовое заказное производство, но и без него никуда. Вот тебе автоматическая клепка и швейная строчка — здесь, конечно, все куда проще, чем вручную, но и тут свои нюансы

«Вот сумочка, сложность есть — материал скользкий, неподручный, сложновато замки, но мы постараемся», — поделилась швея Татьяна Денисова, которая пришла на производство в 90-е потом ушла и снова вернулась. Говорит, машинка так и зовет, так и манит.

«Наверно любовь к простому, я со школьной скамьи любила шить. Хочется что-то руками, души больше и радость в том, что ты сделал, и получилось и от тебя вышло», — рассказала Татьяна Денисова.

Бывший купеческий дом на улице Фабричной — о возрасте здания судить трудно, внешне напоминает бараки, внутри лабиринтные коридоры — дверь за дверью — выход в прошлое. Формально фабрика появилась в 18 веке, но та, которая сейчас была создана в начале 20-го.

Изделия очень востребованы среди тех, кто понимает толк в эксклюзивной ручной работе, тем более что выполнена она на артефактах — последний этап — готовая работа — упаковка и сборка — ее тоже делают вручную.

Теперь догадайтесь, кто шил эти русские кафтаны для известного фильма? Да! Здесь об этом говорят вскользь, как и то, что их клиентом долгое время был сам Валентин Юдашкин.

Узорные скатерти, столешники, полотенца, салфетки — все изделия изготавливаются из натурального хлопка и льна. Мы это ощутили буквально на себе — нельзя удержаться, чтобы не примерить этот кусочек произведения ручного искусства.

Сюда приезжают с самых разных регионов России. Те, кто теперь точно знают, что на берегу Камы, живут хранительницы древнего, но не забытого знания — как символ этого знания на производстве до сих пор хранят покрытую пылью, старую и неопознанную временем швейную машинку.