У Апостола Павла, который мог считать себя трижды избранным, поскольку а) был чистокровным евреем и был «избранным» по Завету с Богом, б) был любимым учеником одного из первосвященников-фарисеев и имел все перспективы влиться в элиту, управлявшую Израилем, в) стал Апостолом, избранным самим Христом вместо убывшего Иуды. И ему принадлежать слова: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор, 6:12).
3 «Я иудей, родившийся в Тарсе киликийском, воспитанный в этом городе у ног Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.
Напомню также, что Ап. Павел говорит во "2 Послании Коринфянам":
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
……
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
Самого по себе «жала сатаны» не существует, как не существует отдельно верха от низа. Мир, в том числе человечество в мире, живет откровениями, но человек, имея свободную волю, может изменять предназначение откровения.
Откровение дается для всех без исключения, но получивший откровение относительно волен поступить по-своему. Относительно, потому что прямое исполнение откровения – одно из проявлений божественной воли. Вот в "Книге Ионы" описывается как праведник Иона, получив откровение о будущем, убоялся сообщить «худую весть» людям и решил «бежать от лица Господа». Это привело к тому, что Иона лишился защиты и покровительства того, кто дал откровение. – Бога. И в действие вступило «жало сатаны» - отравляющая и разрушающая сила, природа которой разделение и противопоставление.
Святое писание говорит: что даром получил, даром отдай, не удерживая для себя. Однако человеческой эгоизм придумал «избранность» как нечто отделяющее, противопоставляющее и ложно возвышающее: мол, Бог меня выбрал, я самый достойный, супер-человек. На самом деле выбор происходит по другим критериям или причинам: это путь наименьшего сопротивления для конкретного откровения. При этом вне взора человека происходят процессы, которые или помогают человеку в передаче откровения, или, в случае эгоистической воли, в препятствии этим целям. Примечательно, что проводником может стать и высокообразованный, и малограмотный человек: выбор может быть не связан с качествами самого человека, поскольку конкретная личность – всего лишь звено длинной цепи… Достаточно вспомнить историю про Жанну Д’арк, простую деревенскую не грамотную девчонку, которая приехала в столицу поучать и короля, и духовную элиту.
Примечателен, в связи с этим, библейский рассказ о том, что «и земля Иудина достойна рожать пророков». Суть в том, что иудеи разделили своих соотечественников на 12 колен, и среди них выделили как бы «высшие» и «низшие», и колено иудино было низшим. Как следует из Нового Завета Иисус прибыл в Иерусалим для проповедей из Назарета. Когда во время проповедей слушатели узнавали, что он из Назарета, то возглашали: «Назарета? А что доброго может быть из земли иудиной?», - имея в виду, что пророки «должны быть» из других колен, но уж никак из «земли иудиной». То есть это колено не относилось к «избранным».
Откровение – это обоюдоострый меч, который «сладок на устах и горек внутри».
Иоанн Богослов (Апокалипсис):
Гл. 10
8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
Вот эти слова: «тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих», - ключ к сладости в устах. Ему было объявлено об «избранности для миссии» (сладость в устах). Но «во чреве», которое есть символ земного бытия, - «жало сатаны» (горечь). «Избранность» - вот «жало сатаны».
Ранее упоминалось высказывает Ап. Павла «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор, 6:12),
которое обретает более глубокий смысл в связи с другими его высказываниями о себе:
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду, говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то, скажу по неразумию, смею и я.
22 Они евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я.
23 Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От иудеев пять раз дано мне было по сорок ударов без одного; 25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в пучине морской; 26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Помимо неупомянутого, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моей.
То есть, Ап. Павел по молодости своей не смог уклониться от соблазна «избранности», что обратилось против него в виде некоей «физической немощи» (по преданию – эпилептические приступы, которые начались после трех полу-утоплений, аналога «трех дней в чреве кита Иова»). Как Петр плакал при пении утренних петухов (напоминание про предательство Иисуса), так ап. Павлу периодические эпилептические припадки напоминали про его соблазн «избранности», о чем он с горечью и пишет сам. Иоанну Богослову о «противоядии к избранности» было показано на более высоком духовном уровне - как "горечь во чреве".
В подтверждение сказанного в отношении «жала сатаны» вспомним «Книгу Иова»: там «жало сатаны» проявилось в виде болезней и немощей, которыми сатана по разрешению Бога жалил Иова, чтобы усмирить гордыню «избранности».