Опять беспощадная детективная история из российской глубинки 19 века.
Архангельская губерния. 1849 год.
Крестьянин Конон Каменский (имя эпическое!) 22 лет, и крестьянка Марья Агафонова шли домой с рыбной ловли.
У Конона в кармане лежал житный колобок, который ему дала с собой его жена - Татьяна.
Он этот колобок достал и вместе с Марьей его съел.
После чего им стало очень плохо со всеми признаками сильного отравления.
До дома они добрались, оба сильно болели, но Марья выздоровела, а Конон через неделю умер.
Прибыли следователи с врачами, и по внешнему виду умершего определили, что умер он именно в результате отравления.
Началось следствие.
Первым делом обыскали дом Марьи, дом Татьяны и дом Соломониды Каменской - родственницы умершего, которая и пекла колобок.
Но ничего подозрительного не нашли.
Жена покойного, несовершеннолетняя Татьяна рассказала, что вышла за него замуж в 1848 году, и жили они сперва хорошо, а потом начались сложности. Муж начал ее бить, а свекровь - пилить. Ну потому что Татьяна была с ее точки зрения не такой хорошей работницей, как надо.
Татьяна терпела-терпела, а потом пожаловалась Соломониде.
И Соломонида посоветовала ей найти таких людей, которые помогут сделать так, чтобы муж любил и свекровь не цеплялась.
Татьяна совет запомнила, и когда поехала в городок Кемь, навестить маму, разговорилась об этом с какой-то женщиной, которая сказала ей в назначенный час прийти в назначенное место. Татьяна пришла, и женщина ей, совершенно бесплатно, дала некую тряпицу, в которой было что-то завернуто. И сказала испечь для мужа что-нибудь поесть и то, что в тряпице - туда положить. И все ее проблемы исчезнут.
Татьяна вернулась к мужу в деревню, пошла вечером к Соломониде, все ей рассказала и отдала тряпицу. В тряпице же, когда они ее развернули, оказался некий белый порошок.
Соломонида испекла колобок с этим порошком - отдала Татьяне, а Татьяна вручила его крестьянке Василисе Агофоновой, которая отправлялась туда, где рыбачил Конон, и попросила мужу колобок отдать, но не говорить, от кого он.
А потом - муж вернулся отравленный, и они его со свекровью лечили, отпаивая молоком и откармливая рыбой, но ничего не помогло - он умер.
Но отравить-то мужа она не хотела! Хотела, наоборот, жить с ним долго и счастливо, для чего и подсыпала неизвестный порошок... Дело-то у нее в планах было доброе, а оставаться молодой вдовой она совершенно намерения не имела.
Соломонида рассказала, что часто пекла для Татьяны по ее просьбе разные гостинцы для ее матери и родных, потому что свекровь ей дома этого делать не позволяла. Мужья их были двоюродными братьями, они часто общались и она Татьяну выручала.
Однако из ее рассказа следовало, что Татьяна пришла утром и попросила испечь колобок для себя, положив в него белый порошок, и ничего не рассказав о его происхождении и своих целях. Соломонида все сделала как попросили, и колобок Татьяна потом забрала.
Василиса Агафонова сказала, что по просьбе Татьяны отдала ее мужу колобок, но не сказала.,что он от жены - сказала, что от себя. Куда он его дел - не знает.
Марья Агафонова сказала, что шла домой с рыбного промысла, где ее сменила мать, и по дороге ее нагнал Конон и они пошли вместе. Он достал колобок, дал ей четвертушку и сам ел. Ей стало очень плохо. Она отпаивалась парным молоком, а откуда у Конона колобок - она не знает.
Мать Конона Елена Каменская сказала, что сын вернулся домой, и было ему до самой смерти очень плохо, и он упоминал, что съел колобок, после которого все и началось.
А Татьяну она не обижала - учила доброму, но та не слушалась. Сын жену тоже не обижал - он был после женитьбы постоянно на промыслах, и ему было не до этого.
Про колобок она не знала и ядов у невестки не видела.
Соседи сказали, что точно не знают, как жила Татьяна с мужем, но слухи ходили, что согласия меж ними не было.
Выкопали Конона, изучили, и следов яда в его останках не нашли. Однако пришли к выводу, что хоть яд и не найден, но явно же он был, и умер Конон от того самого загадочного белого порошка.
У суда главное сомнение было в том, действительно ли Татьяна действовала из глупого суеверия, или все-таки умышленно отравила мужа.
Она не сказала никакой конкретики о женщине, от которой якобы получила порошок, не сказала Соломониде, что это за порошок, и попросила Василису, передавая колобок, мужу не говорить, что это гостинец от его жены. То есть вся эта конспирация наводила на подозрение осмысленного отравления. Тем более, что жили они не в согласии.
Однако доказать умысел тоже не смогли.
Итог.
Татьяну приговорили:
- оставить в сильном подозрении по умышленному отравлению мужа,
- дать 30 розог
- отправить к духовному начальству для назначения церковного покаяния.
То есть, как мы видим, стандартная схема ведения уголовных дел в России того времени была такая - опросить всех действующих лиц, сравнить их показания, найти несоответствия, и на основании этих несоответствий сильно подозревать обвиняемого в нечистых намерениях или поступках.
Но вот вешать на человека тяжкие обвинения не торопились.
Считалось, это страшное дело - обвинить в том, чего человек не совершал, или не намеревался совершить. Поэтому наказание, как мы в очередной раз видим, было скорее профилактическое. "На всякий случай". И, между прочим, отдельным пунктом включало церковное покаяние, форма которого определялась отдельно, духовными властями...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.