Найти тему
Оксана Фарфоровна

Легенда Meissen. Пауль Шойрих

Пауль Шойрих - человек легенда. Он внёс бесценный вклад в историю мануфактуры Meissen. Его эксклюзивные фигуры до сих пор пользуются большой популярностью у коллекционеров всего мира.

Пауль Шойрих. 1929 год
Пауль Шойрих. 1929 год

В процессе написания этой статьи я в какой-то момент окончательно запуталась в точности хронологии событий. Поэтому буду благодарна уточнениям и поправкам со стороны знатоков Meissen :)

Итак... В 1912 году Шойрих начал сотрудничество с Пфайффером. И первые скульптурки «Охотник» и «Дама с лирой» увидели свет на Шварцбургских мастерских фарфорового искусства.

Скульптура «Охотник». 1912 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Охотник». 1912 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Но уже на следующий год, в 1913 году, Шойрих стал главным художественным руководителем фарфоровой мануфактуры Meissen.

Одним из известных его произведений является композиция «Русский балет», состоящая из пяти фигур. Скульптуры и в наши дни абсолютный фарфоровый бестселлер! А про стоимость этих вещиц деликатно промолчу...

Композиция «Русский балет», 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Композиция «Русский балет», 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Арлекин и Коломбина» (Балет «Карнавал» на музыку Р. Шумана) из серии «Русский балет». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Арлекин и Коломбина» (Балет «Карнавал» на музыку Р. Шумана) из серии «Русский балет». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Эвсевий». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих.
Скульптура «Эвсевий». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих.

В 1910 году в Берлине проходили гастроли знаменитого Дягилевского балета с постановкой Михаила Фокина «Карнавал», основным сюжетом которого были сцены из итальянской комедии масок Дель Арте – уличного театра.

Сцена постановки «Карнавал» была оформлена крайне бедно. Но главными были не декорации, а движения, костюмы, грим, даже некая кукольность, гротеск и абсолютная импровизация.
Что, собсна, и вдохновило Пауля Шойриха :)

Скульптура «Паяц». 1917 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих.
Ежегодно выпускается лимитированным тиражом в 10 штук. Говорят, что очередь на годы вперёд
Скульптура «Паяц». 1917 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих. Ежегодно выпускается лимитированным тиражом в 10 штук. Говорят, что очередь на годы вперёд

Скульптор работал исключительно по эскизам к балету, поэтому можно сказать, что это на 99,9% документальный фарфор.

Скульптура «Пьеро». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Пьеро». 1913 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Скульптуру из балета «Петрушка» он воплотил в жизнь аж спустя 18 лет после дягилевских гастролей в Европе, когда случайно нашёл свои же старые зарисовки.

Скульптура «Петрушка». 1928 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Петрушка». 1928 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Но гениальность часто становится тяжким бременем. В 1914 году у Шойриха проявились первые признаки психического расстройства, которые обострились в период Первой мировой войны. Сотрудничество с Meissen временно приостанавливается.

Скульптуры «Дафна» и «Аполлон». 1918 год, KPM. Автор Пауль Шойрих
Скульптуры «Дафна» и «Аполлон». 1918 год, KPM. Автор Пауль Шойрих

В 1918 году Шойрих выходит из депрессии, и на мануфактуре KPM выходит две скульптурки - «Дафна» и «Аполлон». Шойрих стал работать в стилистике нового рококо. А Meissen кусали локти и рвали на себе волосы :)
Но в скором времени главным на Meissen стал его давний почитатель Адольф Пфайффер. Да, тот, что с Шварцбургских мастерских.
Он возвращается на мануфактуру. И со слов Шойриха,
это был самый лучший период его жизни. Потому что для него распахнулись все возможности для творчества.

Например, были созданы скульптуры в восточно-экзотической тематике.

Скульптура «Мавр с какаду». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Мавр с какаду». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Скульптура «Леди и мавр». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Леди и мавр». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Часы с Путти. Ути-пути :)
Первый экземпляр был продан в сентябре 1921 года. В общей сложности за десять лет 85 экземпляров нашли новых хозяев. Часики были очень популярны.

Часы с Путти «Леди и мавр». 1921 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Часы с Путти «Леди и мавр». 1921 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Дама и Амур». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Дама и Амур». 1922 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Дама с собачкой». 1916 год. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Дама с собачкой». 1916 год. Автор Пауль Шойрих

К концу 1920-х руками Шойриха созданы скульптуры на античную тему. Хотя первые зарисовки были еще в период 1915-1919 гг. Он часто забрасывал начатые фигурки и долгое время не мог вернуться к их продолжению.

Скульптура «Эрос». 1928 (?) год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Эрос». 1928 (?) год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Скульптура «Европа на быке». 1929 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Европа на быке». 1929 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Как и «Европа», «Амазонка с Амуром» задумывалась исключительно в белом фарфоре. Цветной она стала после 1945 года. Уже после смерти скульптора.

Скульптура «Амазонка и Амур». 1923 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих.
Ежегодно выпускается лимитированным тиражом в 5 штук.
Скульптура «Амазонка и Амур». 1923 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих. Ежегодно выпускается лимитированным тиражом в 5 штук.

И раз у нас парнокопытные пошли, хотелось бы отдельно показать скульптуру «Всадница». Нет слов. Я просто нутром чувствую движение в этом фарфоре. Момент страха, падения и силы лошади.

Скульптура «Всадница». 1920-е, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Всадница». 1920-е, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Вообще, у меня есть вопросы по точности дат вышеупомянутых фигурок.
После продажи
«Мавра с какаду», мастер впал в новый тяжёлый депрессивный эпизод примерно в 1922 году. Ведь на вырученные деньги он даже не смог купить себе булочку... Послевоенный кризис в Германии только набирал обороты.

Почти пять (!!!) лет забвения и бездействия. И только в 1926 появляется скульптура «Турчанка с флейтой». Она задумывала как пара к «Мавру с какаду». Эскиз был продан всего за 1000 марок.

Скульптура «Турчанка с флейтой». 1926 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Турчанка с флейтой». 1926 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

В 1932 году всё стало совсем плохо. А с приходом к власти нацистов полная, простите, труба! Сокращаются заказы, меняется жизнь в целом. Гитлер данной ему властью начал навязывать народу собственные предпочтения в искусстве. И, в принципе, античные варианты Шойриха вполне могли бы угодить несостоявшемуся художнику. Но...

Скульптура «Флора». 1931 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Флора». 1931 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

Именно 1932 год стал последним годом, когда Шойрих работал на мануфактуре. Донос на родство с евреями Пфайффера, увольнение, погонения.
В одном источнике я обнаружила один нелицеприятный факт. Ещё в 1907 году, почти сразу после окончания Берлинской академии художеств, молодой Шойрих проиллюстрировал антисемитскую статью о
«еврействе» берлинского театрального мира. Статья называлась «Театр Моисея».
Нет, я ничего не хочу этим сказать. К счастью, в отношении Пфайффера всё обошлось. С 1938 по 1946 год он был ответственным за Берлинскую фарфоровую мануфактуру.

Скульптуры «Испанка» и «Испанец с гитарой». 1931 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптуры «Испанка» и «Испанец с гитарой». 1931 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

В 1935 году он создал большой гобелен в здании Имперского министерства пропаганды.

Скульптура «Тане в маске». 1933 год. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Тане в маске». 1933 год. Автор Пауль Шойрих

А в ноябре 1937 года происходит одно из самых знаменательных событий в биографии Пауля Шойриха. Его работы участвовали в парижской выставке под названием «Искусство и техника в современной жизни».
Он выставил «Похищение» («Турок и турчанка»), «Отдыхающая», «Дама с веером», «Амазонка и Амур», «Дама с ланью» и «Всадница» («Споткнувшаяся всадница»).
Все получили «Grand Prix», конечно же :)

Скульптура «Отдыхающая». 1928 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Отдыхающая». 1928 год, Meissen. Автор Пауль Шойрих

А ещё в 1937 году Шойрих создал «Оркестр гномов» :)

 «Оркестр гномов». 1937 год, Hutschenreuther (?). Автор Пауль Шойрих
«Оркестр гномов». 1937 год, Hutschenreuther (?). Автор Пауль Шойрих

В начале 1940 года 150 из 750 работников Meissen были отправлены на фронт. Производство обмельчало. По этим причинам закончились и все заказы для Шойриха. Но самое страшное - в 1940 году погибает единственный сын скульптора.

 Скульптура «Амур». Дизайн 1919 года. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Амур». Дизайн 1919 года. Автор Пауль Шойрих

В 1942 году он переезжает в маленький городок Айхов к своим друзьям

 Скульптура «Путти с фарфоровыми часами». 1940 год. Автор Пауль Шойрих
Скульптура «Путти с фарфоровыми часами». 1940 год. Автор Пауль Шойрих

19 сентября 1945 года Пауль Шойрих скончался в Брандербурге.
За свою непростою жизнь он создал не только великое множество фарфоровых произведений искусства, но и крайне редкие работы в бронзе.

Он работал с пастелью и акварелью, создавал плакаты, портреты, иллюстрации для журналов, сотрудничал с Берлинским оперным театром.

Пауль Шойрих за работой
Пауль Шойрих за работой

Пауль Шойрих по праву считается одним из самых выдающихся мастеров фарфоровой пластики первой половины XX века.

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна