Пауль Шойрих - человек легенда. Он внёс бесценный вклад в историю мануфактуры Meissen. Его эксклюзивные фигуры до сих пор пользуются большой популярностью у коллекционеров всего мира.
В процессе написания этой статьи я в какой-то момент окончательно запуталась в точности хронологии событий. Поэтому буду благодарна уточнениям и поправкам со стороны знатоков Meissen :)
Итак... В 1912 году Шойрих начал сотрудничество с Пфайффером. И первые скульптурки «Охотник» и «Дама с лирой» увидели свет на Шварцбургских мастерских фарфорового искусства.
Но уже на следующий год, в 1913 году, Шойрих стал главным художественным руководителем фарфоровой мануфактуры Meissen.
Одним из известных его произведений является композиция «Русский балет», состоящая из пяти фигур. Скульптуры и в наши дни абсолютный фарфоровый бестселлер! А про стоимость этих вещиц деликатно промолчу...
В 1910 году в Берлине проходили гастроли знаменитого Дягилевского балета с постановкой Михаила Фокина «Карнавал», основным сюжетом которого были сцены из итальянской комедии масок Дель Арте – уличного театра.
Сцена постановки «Карнавал» была оформлена крайне бедно. Но главными были не декорации, а движения, костюмы, грим, даже некая кукольность, гротеск и абсолютная импровизация.
Что, собсна, и вдохновило Пауля Шойриха :)
Скульптор работал исключительно по эскизам к балету, поэтому можно сказать, что это на 99,9% документальный фарфор.
Скульптуру из балета «Петрушка» он воплотил в жизнь аж спустя 18 лет после дягилевских гастролей в Европе, когда случайно нашёл свои же старые зарисовки.
Но гениальность часто становится тяжким бременем. В 1914 году у Шойриха проявились первые признаки психического расстройства, которые обострились в период Первой мировой войны. Сотрудничество с Meissen временно приостанавливается.
В 1918 году Шойрих выходит из депрессии, и на мануфактуре KPM выходит две скульптурки - «Дафна» и «Аполлон». Шойрих стал работать в стилистике нового рококо. А Meissen кусали локти и рвали на себе волосы :)
Но в скором времени главным на Meissen стал его давний почитатель Адольф Пфайффер. Да, тот, что с Шварцбургских мастерских.
Он возвращается на мануфактуру. И со слов Шойриха, это был самый лучший период его жизни. Потому что для него распахнулись все возможности для творчества.
Например, были созданы скульптуры в восточно-экзотической тематике.
Часы с Путти. Ути-пути :)
Первый экземпляр был продан в сентябре 1921 года. В общей сложности за десять лет 85 экземпляров нашли новых хозяев. Часики были очень популярны.
К концу 1920-х руками Шойриха созданы скульптуры на античную тему. Хотя первые зарисовки были еще в период 1915-1919 гг. Он часто забрасывал начатые фигурки и долгое время не мог вернуться к их продолжению.
Как и «Европа», «Амазонка с Амуром» задумывалась исключительно в белом фарфоре. Цветной она стала после 1945 года. Уже после смерти скульптора.
И раз у нас парнокопытные пошли, хотелось бы отдельно показать скульптуру «Всадница». Нет слов. Я просто нутром чувствую движение в этом фарфоре. Момент страха, падения и силы лошади.
Вообще, у меня есть вопросы по точности дат вышеупомянутых фигурок.
После продажи «Мавра с какаду», мастер впал в новый тяжёлый депрессивный эпизод примерно в 1922 году. Ведь на вырученные деньги он даже не смог купить себе булочку... Послевоенный кризис в Германии только набирал обороты.
Почти пять (!!!) лет забвения и бездействия. И только в 1926 появляется скульптура «Турчанка с флейтой». Она задумывала как пара к «Мавру с какаду». Эскиз был продан всего за 1000 марок.
В 1932 году всё стало совсем плохо. А с приходом к власти нацистов полная, простите, труба! Сокращаются заказы, меняется жизнь в целом. Гитлер данной ему властью начал навязывать народу собственные предпочтения в искусстве. И, в принципе, античные варианты Шойриха вполне могли бы угодить несостоявшемуся художнику. Но...
Именно 1932 год стал последним годом, когда Шойрих работал на мануфактуре. Донос на родство с евреями Пфайффера, увольнение, погонения.
В одном источнике я обнаружила один нелицеприятный факт. Ещё в 1907 году, почти сразу после окончания Берлинской академии художеств, молодой Шойрих проиллюстрировал антисемитскую статью о «еврействе» берлинского театрального мира. Статья называлась «Театр Моисея».
Нет, я ничего не хочу этим сказать. К счастью, в отношении Пфайффера всё обошлось. С 1938 по 1946 год он был ответственным за Берлинскую фарфоровую мануфактуру.
В 1935 году он создал большой гобелен в здании Имперского министерства пропаганды.
А в ноябре 1937 года происходит одно из самых знаменательных событий в биографии Пауля Шойриха. Его работы участвовали в парижской выставке под названием «Искусство и техника в современной жизни».
Он выставил «Похищение» («Турок и турчанка»), «Отдыхающая», «Дама с веером», «Амазонка и Амур», «Дама с ланью» и «Всадница» («Споткнувшаяся всадница»).
Все получили «Grand Prix», конечно же :)
А ещё в 1937 году Шойрих создал «Оркестр гномов» :)
В начале 1940 года 150 из 750 работников Meissen были отправлены на фронт. Производство обмельчало. По этим причинам закончились и все заказы для Шойриха. Но самое страшное - в 1940 году погибает единственный сын скульптора.
В 1942 году он переезжает в маленький городок Айхов к своим друзьям
19 сентября 1945 года Пауль Шойрих скончался в Брандербурге.
За свою непростою жизнь он создал не только великое множество фарфоровых произведений искусства, но и крайне редкие работы в бронзе.
Он работал с пастелью и акварелью, создавал плакаты, портреты, иллюстрации для журналов, сотрудничал с Берлинским оперным театром.
Пауль Шойрих по праву считается одним из самых выдающихся мастеров фарфоровой пластики первой половины XX века.
Благодарю за внимание!
Ваша,
Оксана Фарфоровна