Выбрать подходящий алмазный диск для углошлифовальной машины, циркулярной пилы или штробореза в наши дни не так уж и легко – особенно если ты сталкиваешься со всем этим впервые. От неимоверного количества самых разнообразных лезвий рябит в глазах, и для того, чтобы определиться с тем, что нужно именно тебе, необходимо точно знать, какой материал планируется резать и в каких условиях будут проходить работы. Понимание этих двух факторов не только позволит добиться желаемого качества пропила и максимальной производительности пилы, но и позволит сэкономить время, а иногда – и сохранить здоровье. Именно поэтому, выбирая диск для резки или шлифовки, стоит отказаться от морально устаревших абразивных лезвий и обратить внимание, прежде всего, на алмазные диски.
Преимущества алмазных дисков
Абразивные лезвия обычно изготавливаются из связанного смолой карбида кремния и/или оксида алюминия и изнашиваются в считанные дни. Алмазные диски изготавливаются из стали с вкраплениями искусственных алмазов и способны прослужить в сотни, а то и тысячи раз дольше;
Алмазные диски обладают большей термостойкостью и большим сопротивлением. Уменьшая нагрев углошлифовальной машины, алмазные диски увеличивают срок её службы. Кроме того, они пожаробезопасны – в отличие от выбрасывающих снопы искр абразивных лезвий;
Эффективность алмазных дисков делает их невероятно рентабельными в использовании благодаря значительному сокращению износа оборудования и времени эксплуатации. Иными словами, вам придется менять их намного реже, а, значит, и тратиться на них тоже придется меньше;
Абразивные диски травмоопаснее алмазных. Согласно статистике Управления по охране труда министерства труда США, вероятность гибели сотрудника (так же, как и вероятность получения серьезных травм) при разрушении абразивного лезвия в 6,3 раза выше, чем при разрушении алмазного диска;
Пыль карбида кремния, в больших количествах выделяющаяся при резке материала абразивным диском, может вызывать силикоз или, в особо тяжелых случаях, рак легких. В алмазных дисках карбида кремния нет, что делает их полностью безопасными.
Виды алмазных дисков
Итак, одно мы уже знаем точно – для резки любого типа материала мы теперь выбираем только алмазные диски. Но какой диск выбрать среди них? Действительно, несмотря на кажущееся сходство, алмазные диски различаются по внешнему виду и функциональному назначению. Для того, чтобы при резке или шлифовке добиться наилучшего результата, и, что намного важнее, для того, чтобы не повредить само лезвие и пилу, в каждом отдельном случае необходимо использовать правильный тип диска. В промышленном строительстве выделяют три основных вида алмазных дисков:
Сегментные диски
Этот вид алмазного диска легко отличить по глубоким вырезам (или сегментам), идущим по краю лезвия. Размер и форма сегментов варьируются от диска к диску в зависимости от типа материала для резки: например, лезвия для асфальта обычно имеют более широкие U-образные бороздки, тогда как в диске для бетона эти бороздки будут намного уже. Кроме того, чем более абразивным является разрезаемый материал, тем шире должны быть прорези между сегментами – для лучшего отвода тепла и удаления отработанного шлака. Наконец, сами прорези могут быть разной формы: угловой, каплевидной или в виде замочной скважины. Так, сегментные алмазные диски с прорезями в форме замочной скважины могут быть использованы практически для любых материалов, в то время как диски с угловыми прорезями используются, как правило, только для резки мрамора и гранита.
Сегменты – это ахиллесова пята всех подобных резаков, их главное преимущество и их же главный недостаток. С одной стороны, вырезы создают множество воздушных потоков, позволяя быстро охлаждать сердечник лезвия и линию разреза. Благодаря этому сегментные диски чаще других используются «в полях», там, где нет возможности использовать влажную резку. С другой стороны, сегменты «рвут» кромку материала, давая самый неаккуратный и грубый срез. Поэтому лучше всего сегментные алмазные диски подходят для резки бетона, кирпича, известняка и других твердых или армированных материалов – там, где имеет значение результат, а не точность, и, наоборот, использование этого типа лезвия на хрупких материалах вроде плитки обычно приводит к сколам или рваному краю разреза.
Плюсы: долговечность, не требует воды, работает с самыми прочными материалами. Минусы: не подходит для хрупких материалов.
Сплошные диски
В отличие от сегментного диска, сплошной алмазный диск, как нетрудно понять из названия, представляет собой сплошное лезвие без каких бы то ни было сегментов или вырезов. Из-за их отсутствия подобные диски используются только для влажной резки: роль воздуха, очищающего и охлаждающего лезвие, в данном случае выполняет вода. Кроме того, сплошной диск, как правило, режет материал намного медленнее – но при этом обеспечивает наивысшее качество среза. Сплошной алмазный диск можно и нужно использовать там, где требуется гладкий и качественный пропил и там, где есть высокий риск сколов: при резке керамической плитки, фарфора, керамогранита или мрамора. В ручных углошлифовальных машинах чаще всего можно встретить сплошные диски диаметром от 100 до 150 мм; диски большего диаметра, как правило, используются в циркулярных и плиточных пилах.
Плюсы: ровный срез, отсутствие сколов. Минусы: более медленный темп работы, подходят только для влажной резки.
Турбо
Среди всех разновидностей алмазных дисков диск «турбо» является, пожалуй, самым сбалансированным, совмещая в себе лучшие качества сегментных и сплошных лезвий. Его рабочая поверхность представляет собой сплошной обод с зубчатой кромкой, предназначенной для увеличения скорости резки при сохранении гладкости пропила; кроме того, очень часто на алмазных турбо-дисках можно заметить многочисленные отверстия, призванные охлаждать лезвие во время работы. Несмотря на то, что его сегменты в разы меньше, чем у диска первого типа, диск «турбо» отлично сохраняет свою поверхность прохладной и может быть использован как для влажных, так и для сухих работ. Говоря проще, «турбо» способен резать те материалы, на которых запнется сплошной диск (вроде бетона, кирпича или известняка), но сделает это намного быстрее, за счет выталкивающих шлак турбо-элементов, и аккуратнее, чем его сегментный собрат.
Плюсы: универсальность, ровный пропил, возможность как сухой, так и влажной резки. Минусы: не подойдет для очень плотных материалов.