Вельми примечательная статья из газеты "Красный спорт" от 1933 года, где Андрей Петрович Старостин рассказывает о своей футбольной карьере. И говорит о том, что футбол он начал играть на футбольном стадионе РГО Сокол, которое неофициально называлось "Горючка" и находилось буквально за забором от дома семейства Старостиных на Пресненском валу...
Но футбол есть футбол, желание играть на «своем» поле взяло верх. Для команды класса «Б» – РГО – пустырь в Большом Тишинском переулке был арендован. Правление общества отпустило небольшие финансовые средства на постройку раздевалки и ворот. Так была брошена долька семени, которая, соединившись со второй, краснопресненской, дала росток жизни будущему «Спартаку»...
Это событие прямо-таки потрясло Грузины. Только и разговору было, что о предстоящем футболе на «Горючке»..."
"Февральская революция еще не наступила. Время воевать с Керенским еще не пришло. И потому дядя Митя пока воевал с футболом. Никакому градоначальнику он, конечно, не писал. И мы отлично понимали, что слова его ничего не стоили в сравнении с рублями Шустова. А раз деньги отпущены, то, стало быть, футбольное поле на «Горючке» скоро будет.
С наступлением весны нас охватило половодье футбольных чувств. На пустыре застучали топоры. Лопаты и грабли возделывали футбольное поле. Праздник приближался…
В день открытия «Горючки» я проснулся необычно рано. Николай и Александр уже не спали. Николаю предстояло первое боевое крещение: он должен был выступать за третью команду РГО. Подумать только: он наденет настоящую футболку с продольными желто-черными полосами, выпустив ее поверх белых трусов! Форма, полученная накануне, лежала на комоде в детской комнате. Надо не надо, все мы бесконечное количество раз проходили мимо аккуратно сложенной стопки священного футбольного одеяния, так и приковывавшего глаз. Николай строго следил, чтобы, упаси боже, кто-нибудь не позволил кощунственно дотронуться до спортивных реликвий. Словно посетители музея, Клавдия, Петр и четырехлетняя Вера восхищенно глядели на драгоценный экспонат и, как это всегда бывает, чем строже надпись о запрещении дотрагиваться руками до музейной редкости, тем больше возникает желание пощупать ее..."
Торжественно, под общие советы, что класть раньше – носки или гетры, щитки или бутсы, – священнодействовал Николай над укладкой формы в чемодан. В одном лишь не было разногласий: футболка должна лежать на самом верху.
Прошло более полувека с тех пор. Но я и сейчас вижу перед собой эту аккуратно сложенную футболку с продольными черными и желтыми полосками, с отложным воротничком и перекрестиями черного шнурка на груди, продетого в специально вделанные блочки, по четыре с каждой стороны грудного выема. С такой бережностью и любовью укладываются только подвенечные платья.
В полдень чудесного летнего дня мы сопровождали нашего жениха под венец. Храмом была «Горючка», невестой – игра..."
Из Главы "МЕСТО РОЖДЕНИЯ – ПРЕСНЯ".Вот так описывает события 1917-1918 годов Андрей Старостин в своей книге "Повесть о футболе" (1973 год)
Вот что пишет о футбольном стадионе Русского Гимнастического Общества (РГО Сокол) "Горючка" и событиях 1917-1923 годов сам Патриарх Спартака - Н.П.Старостин:
Перед моими глазами прошла вся история советского футбола. Я нисколько не преувеличил: впервые на настоящее поле, правда, примитивное, я вышел шестнадцати лет от роду, и было это весной 1918 года.
Поле называлось "Горючка", представляло из себя пустырь за нынешним Зоопарком, а команда - РГО (русское гимнастическое общество). Во второй команде этого общества я и дебютировал в качестве правого инсайда. Вкратце история такова. Мы с братом Александром начали бегать на коньках на Патриарших (Пионерских) прудах, где находился павильон РГО. Ответственный секретарь общества, конькобежец-спринтер Николай Тимофеевич Михеев был еще и ярым футболистом. Своего поля РГО не имело, да и команда была плохонькая. Мы с братом, знавшие всю округу, и указали Михееву на "Горючку". А пустырь тот, надо заметить, имел дурную славу, там собиралась местная шпана, картежники. Когда мы, футболисты, оккупировали пустырь, он сразу как бы облагородился. Так что футбол и тогда выполнял культурную миссию.
Спустя некоторое время. РГО слилось с ОФВ (общество физического воспитания) Краснопресненского района. Шли поиски наиболее подходящей структуры физкультурной работы, все тогда только складывалось, не раз переделывалось. Это было в порядке вещей, потому что и в спорте совершалась революция: на стадионы хлынул рабочий люд. У "Красной Пресни" был стадион (по нынешним меркам - стадиончик, с деревянными трибунами тысяч на пять зрителей) на том месте, где сейчас здание издательства "Московская правда". Когда мне приходится бывать в районе бывшей "Горючки" или в редакции "Вечерней Москвы", я, можно сказать, подошвами чувствую те поля, на которых играл шестьдесят с лишним лет назад. Ничего узнать невозможно, а память живет и волнует.
Книга Н.П.Старостина "Мои футбольные годы"
В 1918 году у РГО Сокол уже было сазу четыре футбольных команды, в предыдущие годы был две. В этих официальных играх МФЛ (Московской Футбольной Лиги) РГО Сокол на стадионе РГО (Горючка) официально начали свою футбольную карьеру Николай и Александр Старостины....
Данный стадион был у РГО Сокол в 1917 - 1918 годы. Далее после суровой зимы 1918/1919 годов данный стадион был буквально разобран на дрова. Были разобраны деревянный забор и деревянный павильон - раздевалка для футболистов. Весной 1919 года РГО Сокол стал арендовать футбольное поле у ОФВ (Девичье поле"), которое находилась в Хамовниках. И арендовал до осени 1921 года. А весной 1922 года опять вернулся в Пресненский район, построив футбольный стадион у Пресненской заставы
В книге "Большой Футбол" Андрей Петрович Старостин указывает уже то, что в профессиональный футбол он стал играть в 14 лет в детской футбольной секции в МКС (Московский Клуб Спорта). А.П. Старостин родился 6 ноября 1906 года, то есть играть в МКС он стал в 1920 году...
PS
Известный спортивный журналист и болельщик Спартака Юрий Ваньят, игравший в футбол за ЦК Союза Пищевиков 91926-1930 годы, ещё в 1989 году призывал вести историю Футбольного Клуба Спартак (Москва) от 1918 года. Ибо тогда братья Старостины стали играть в футбол за РГО Сокол. Старшие братья: Николай и Александр. -уже профессионально, а младшие - Андрей и Пётр как дети (любители)...