Найти тему

Путь к призванию: Владимир Подсолонко

В рамках проекта «Путь к призванию» своей историей с нами поделился профессор-консультант Института экономики и управления Крымского федерального университета Владимир Подсолонко.

На фото: Владимир Подсолонко
На фото: Владимир Подсолонко

Как Вы пришли в сферу экономики?

— Я родился в 1937 году в Новокузнецке в семье бывших батраков: у отца совсем не было образования, а мать окончила один класс. В живых у нас осталось четверо детей. Трудная была жизнь, и когда доходило до восьмого класса в школе, нужно было платить за обучение. Мы решили, что я поступлю в техникум. Поскольку отец работал один, а мать была с детьми, денег всегда не хватало, а в техникуме была стипендия. Мы выбрали специальность с самой большой стипендией — доменное производство — производство чугуна. В силу обстоятельств специальность пришлось изменить на сталеплавильное производство, и я окончил техникум по этому направлению, когда мне уже было 18 лет.

По распределению я попал на металлургический комбинат в Новокузнецке, где работал мой отец, на должность подручного сталевара, а оттуда меня призвали в ряды Советской армии. А поскольку в армии была возможность поступить в военное училище, я так и сделал: сдал экзамены в Военное авиационное училище штурманов. Но обстоятельства в развитии страны были сложные, и когда я оканчивал второй курс, началась реорганизация Вооруженных сил страны, и уклон был сделан на ракетные войска со снижением численности авиационной техники. Нам предложили экстерном сдать экзамены после второго курса и получить дипломы штурманов авиации (неполное военное образование). С этим дипломом я вернулся домой, попытался устроиться на работу на тот комбинат, с которого меня призвали, но все места в сталеплавильных цехах были заняты. Я пробовал устраиваться в разные отделы, проектные институты по этой профессии, но мест не было нигде. И тогда я понял, что у меня очень узкая профессиональная направленность и надо искать что-то более обширное. А поскольку я занимался спортом (зимой — коньки, летом — велосипед), я обратился в райком комсомола этого комбината, и меня как спортсмена порекомендовали в лабораторию по организации производства. Это лаборатория экономико-управленческого направления.

Я с удовольствием устроился туда как техник-исследователь металлургической промышленности. И в это же время там проходили практику студенты Московского инженерно-экономического института, которые рассказали мне о специальности «инженер-экономист» и о том, что она даёт, и я понял, что это важное и нужное, достаточно обширное направление, с которым можно устроиться в любую сферу деятельности. Вот таким образом я и пришёл в экономику и управление. Судьба меня туда направила. Выбирал я это направление достаточно осмысленно, поэтому осенью я отправил документы в Московский инженерно-экономический институт, чтобы обучаться там заочно по этой специальности. Но, к сожалению, там мои документы были утеряны. Когда все мои сверстники уже поступили в вузы, мать меня спросила: «Так что, сынок, ты не будешь учиться в вузе?». Я ответил, что нет, ведь некоторые с дипломом техникума живут и работают спокойно. И вдруг отец вечером спрашивает: «Так что, сынка, мамка сказала, что ты не будешь учиться в вузе?». И я вижу, у него губы задрожали. Я сейчас сам не могу без волнения это вспоминать. И тогда я сам написал письмо в этот вуз, что я, офицер запаса, потратил годы на службу в армии, хотел поступить к ним учиться, работаю по этой специальности и оказался неприкаянным. И мне прислали ответ: выслали документы и сказали сдавать вступительные экзамены по месту жительства в любом вузе — и так я стал студентом Московского инженерно-экономического института, уже работая по специальности.

А как Вы стали преподавателем?

— Когда я окончил вуз и приехал с дипломом работать, как-то в начале сентября я приехал решать вопросы у начальника планового отдела и встретил директора техникума, который я когда-то окончил. «На ловца и зверь бежит! Вы пришли, чтобы я порекомендовал Вам кого-то, кто сможет преподавать в техникуме вместо преподавательницы, ушедшей в декрет. Вот он! Окончил вуз, может эти дисциплины читать, базируясь на нашем производственном опыте», — сказал начальник планового отдела. Директор с радостью взял меня, а я с радостью согласился.

Также у нас в городе был педагогический институт, и там было востребовано преподавать отдельные курсы политэкономии работникам, знающим производственную деятельность. И меня так же порекомендовали мои руководители, чтобы я там отдельные курсы читал без отрыва от основной работы.

Такая неоднозначная деятельность на производстве и в преподавании привела меня к выводу, что преподавать лучше для слушателей, когда хорошо знаешь объект исследования, объект производственный, которому ты обучаешь студентов.

Какими результатами своей деятельности Вы особенно гордитесь?

— Первый значимый результат, который я до сих пор считаю своей заслугой и горжусь им — это возрождение в университете в Крыму обучения экономистов и управленцев, которое было прекращено в 1923 году. Меня пригласили сюда после того, как я предложил создать здесь специальность под названием «Экономическая информатика и автоматизированные системы управления». Я открыл эту специальность, и мне удалось создать одноимённую кафедру, пригласить туда специалистов, которые уже понимали значимость этих словосочетаний. А у меня опыт в этом направлении был большой.

Потом, когда был собран коллектив кафедры, я открыл новые специальности: «Управление внешнеэкономической деятельностью», «Управление организациями на примере туризма», а в Крыму это было очень важно в тот период. И потом, видя эти результаты, ко мне персонально обратились из министерства финансов Крыму, чтобы я подготовил документы по открытию новой востребованной специальности «Финансы и кредит». Это был 1994 год.

Я предложил руководству университета создать факультет экономики, менеджмента и права, и этот факультет был создан в 1994 году. Возглавил его я. Но уже в 1995 году из его состава отдельно выделили юридический факультет. Он до сих пор существует в вузе, и мы этим гордимся. А мы создали новый факультет экономики и менеджмента, который активно функционировал до 2000 года.

Потребность в специальностях была очень велика, и у нас сформировался большой контингент студентов, потому факультет пришлось разделить на два: экономический и управления. Я возглавил факультет управления: там опять были созданы новые кафедры, специальности, мы начали обучать студентов четырём языкам ЮНЕСКО: английскому, французскому, немецкому и испанскому. Отдельные курсы в рамках международных проектов вели на иностранных языках, смогли на этой основе организовать защиты дипломных проектов на иностранных языках и не только на базе нашего университета — у нас были проекты с московскими, самарскими вузами, с Израилем, почти все европейские страны были охвачены нами в разных сочетаниях, в разных международных проектах. В результате нам удалось реализовать возможность получения студентам параллельно с нашими европейских дипломов.

Я горжусь, что дал возможность коллективу университета видеть, что наш факультет находится на уровне международного признания. Это очень важно было тогда, и я до сих пор понимаю, что это хорошо.

Преподавательская работа заставляет уйти от старых стереотипов этой деятельности. Раньше мы и я сам обучали студентов по инструктивным материалам, действующим на сегодняшний день. И очень часто бывало, что когда они выпускались, эти материалы переставали существовать, появлялись новые. И меня лично это подтолкнуло к тому, чтобы с опережением идти в преподавательской работе: находить в динамике изменения, которые происходят в обществе, в экономике; предугадывать их результаты; обучать всему новому, что будет через 3-5 лет. Преподавательская деятельность для меня — это работа на опережение.