Найти в Дзене
Clin_psychology

Как эффективно общаться с ребенком с интеллектуальными нарушениями

"Ты что, издеваешься надо мной?!" "Сколько раз тебе еще повторять?!" "Почему ты меня не слушаешь?" И это далеко не все, что можно услышать, наблюдая со стороны за тем, как выходят из себя родители, пытаясь что-то донести своему особенному ребенку. Зачастую подобные ситуации спровоцированы тем, что в речи родителей, помимо конкретной инструкции для ребенка, содержится еще куча дополнительных посланий, комментариев, эмоций и размышлений, поток которых "забивает" информационный канал детского мозга. У детей с интеллектуальными нарушениями, в отличие от сверстников, медленнее формируются психические функции и, в частности, способность различать информацию, получаемую слуховым анализатором. По этой причине они дольше не разбирают звуки речи окружающих и дольше запоминают новые слова и словосочетания. При этом слух, как таковой, у них сохранен. Они могут услышать даже самый тихий шорох, прибежать в комнату, услышав знакомую музыку из мультфильма, но звуки обращенной разговорной речи воспри
Оглавление

"Ты что, издеваешься надо мной?!"

"Сколько раз тебе еще повторять?!"

"Почему ты меня не слушаешь?"

И это далеко не все, что можно услышать, наблюдая со стороны за тем, как выходят из себя родители, пытаясь что-то донести своему особенному ребенку.

Зачастую подобные ситуации спровоцированы тем, что в речи родителей, помимо конкретной инструкции для ребенка, содержится еще куча дополнительных посланий, комментариев, эмоций и размышлений, поток которых "забивает" информационный канал детского мозга.

У детей с интеллектуальными нарушениями, в отличие от сверстников, медленнее формируются психические функции и, в частности, способность различать информацию, получаемую слуховым анализатором. По этой причине они дольше не разбирают звуки речи окружающих и дольше запоминают новые слова и словосочетания. При этом слух, как таковой, у них сохранен. Они могут услышать даже самый тихий шорох, прибежать в комнату, услышав знакомую музыку из мультфильма, но звуки обращенной разговорной речи воспринимаются ими нечленораздельно (подробнее в статье Нарушения слухового восприятия (агнозии) у детей).

-2

Такие дети способны выделять из общего фона слуховой информации лишь отдельные, хорошо знакомые слова. Гораздо сложнее для них бывает осмыслить фразу и уж тем более несколько предложений подряд.

В связи с этим следует:

1) всегда помнить, что перед вами ребенок, испытывающий сложности в восприятии обращенной речи, он над вами не издевается, он просто вас не понимает. Для примера вспомните, как вы себя чувствуете, когда слышите иностранную речь, которой вы не владеете?

2) общаться в доброжелательном тоне, потому что между вами должно быть доверие. Даже если ребенок не говорит, между вами должна возникнуть невербальная, эмоциональная связь . Где-то стоит выдерживать паузы и давать возможность ребенку самому принять решение что-то сделать, а где-то не раз придется повторить инструкцию без лишних комментариев. Да, это нелегкий путь, поэтому придется набраться терпения.

3) говорить четко и коротко. Инструкция должна включать не более трех-четырех слов. Не нужно грузить ребенка дополнительной информацией. Главное, чтобы он понял, что от него конкретно требуется в данный момент.

Если вам понравилась статья, поддержите автора своей реакцией 👍и подпишитесь на канал✅!