Это был очень длинный и насыщенный день. Путешествие начиналось для нас в Алупке. Там мы должны были встретиться с давним другом — отличным фотографом и блогером — Юрием Александровичем Т., который согласился на целый день стать нашим персональным водителем и экскурсоводом. Но для начала нам следовало добраться до Воронцовского дворца, а это где-то час дороги от Ялты. Так что, к немалой досаде Юли, мы опять поднялись затемно, и когда вышли на набережную, солнышко ещё едва успело выглянуть из-за горизонта. Оно угодило в тучи, но над морем сияла такая нарядная полоса жёлто-розового свечения, что Лена тут же принялась отставать, залипая у моря с фотоаппаратом наперевес. Она уже облизывалась, представляя, как станет писать по воспоминаниям этот нарядный рассвет, и по мере сил запасалась для этого фотоматериалом…
Автобус доставил нас к восточной окраине Воронцовского парка аккурат к расчётному времени. Мы отзвонились Юре, чтобы он подъезжал к западной калитке, которая поближе к его дому, и поспешили на встречу по аллеям чудесного парка, любуясь знакомыми полянками, роскошными пиниями на фоне Ай-Петри, вспоминая наши визиты сюда и десятилетней давности нашу первую Крымскую осень, когда мы жили здесь, в Алупке — и каждый день, а порой и ночью, непременно заглядывали сюда…
Журчали водопадики, как прежде плавали в пруду лебеди, и мы как всегда чуть-чуть заблудились в окрестностях каменного хаоса. Прошли сквозь дворец с неизменными кошками и толпами туристов, а за воротами уже ждал нас приехавший Юра.
На минутку мы выехали из Алупки на Севастопольское шоссе, чтобы пересечь хребет Кошки, и за Голубым Заливом свернули к Оползневому на Старое Севастопольское шоссе, которое само по себе достойный объект для увлечённого фотографа. А тем более трёх! Прекрасные горы, могучие и немного пугающие неприступностью высоченных скальных стен, были неизменно прекрасны. Мы старались останавливаться во всех приспособленных для этого местах, восторгаясь разноцветными скальными стенами! Но мы так как давно не виделись с Юрой, что за оживлённой беседой иногда нужные остановки могли и пропустить...
По стенам обрывов, бело-жёлтым в серых причудливых узорах-потёках, странствовало задумчивое непостоянное солнце, и когда случайный быстрый луч падал на обрывы, они вспыхивали медовым сиянием, словно внезапно открывшиеся золотые жилы. А небеса были низкими и плотными, и когда вдруг прорывались тучи, то сияние возникало и в вышине — только было оно отчаянно-синим, и тогда белые стремительные облака-пёрышки неслись и хороводили над кромками скал…
Чудесные, невозможно-огромные пейзажи простирались вокруг нас, и над нами, и под нами, и окаймлялись внизу полотном моря — то свинцово-серого, то глубоко-синего. А вдоль дороги росли сосны, и жёлтые осины, и багрово-красные скумпии. Панорамы уходящих вдаль мысов с крошечными белыми домиками всё время провоцировали хвататься за фотоаппарат… Мы любовались, болтали с Юрой, снова забирались в машину и ехали дальше, до следующего вида.
Юра показывал нам найденный им когда-то ракурс — две сосны на фоне неба, карабкающиеся на отвесную стену скалы. И опять были живописные повороты дороги, и сама дорога среди этих чудо-скал тоже была художественным объектом.
Даже несмотря на то, что мы упорно не хотели залезать в машину, норовя убежать как можно дальше пешком, и Юре каждый раз стоило большого труда нас собрать — нам показалось, что живописная Байдаро-Кастропольская Стена кончилась слишком рано. На самом деле она не кончилась — мы достигли ровно её середины: перевала Шайтан-Мердвен, но дальше, до Байдарских Ворот, таких сумасшедших видов уже не будет.
«Чёртова Лестница» магическим образом манила всех вверх. В первую очередь Юру, который неоднократно с другом Валерой поднимался здесь на яйлу, чтобы провести ночь под звёздами. И, конечно же, нас — ибо мы, как это не удивительно — ни разу не ходили по этой тропе. И даже Юлю, читавшую историю про Пушкина, покорившего перевал, держась за хвост своей лошади: «Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом», — писал тот потом брату.
В общем, Юре не пришлось нас долго уговаривать прогуляться по тропинке.
Но, дойдя до первой же скамейки, Андрей компанию тормознул — планы были сегодня другие, и их было много. А спускаться по этой лесенке с больной ногой как-то не очень хотелось…
Посидели, поболтали (это мы, впрочем, не переставали делать весь день!), поели сладкого кизила и отправились вниз к автомобилю.
Первый же поворот на дороге после Чёртовой Лестницы вёл вниз — в посёлок Оливу, ранее называвшемся Верхняя Мухалатка. Мы уже очень давно мечтали попасть туда, но без машины это довольно проблематично.
К нашей радости Юра согласился сделать крюк по крутому узкому серпантину — отчасти оттого, что хотел повидаться со старым другом, который живёт в посёлке. Забегая вперёд, встреча не состоялась — мы приехали не совсем кстати. Но главную цель визита в Мухалатку нам реализовать удалось!
10 октября 2019 г.
Ч И Т А Т Ь П Р О Д О Л Ж Е Н И Е…