Найти в Дзене

«Мы поступаем»: как родителям сохранить спокойствие

Оглавление

Поступление в вуз — важный этап в жизни каждого абитуриента, но для родителей он может стать не менее сложным и волнительным. Разобраться в процедуре подачи документов, выбрать направление обучения и поддержать ребёнка в период экзаменов может быть очень трудно. Михаил Кондратьев, заместитель декана Факультета психологии ИОН Президентская академия РАНХиГС, рекомендует следовать нескольким простым правилам, чтобы поступление прошло спокойно.

Прежде всего стоит понимать, что поступление — это долгий процесс, который включает период до экзаменов, саму сдачу ЕГЭ, период ожидания результатов и подачу документов в вуз. Каждая часть этого процесса имеет свои сложности и поводы для тревог. Лучшее средство борьбы с ними — снижение неопределённости. Имея чёткий план действий, человек обретает чувство контроля над ситуацией и уверенность в своих силах.

Что нужно сделать до экзаменов:

Выбрать вуз, в который точно подадите документы. Направлений и образовательных программ очень много, а выбор вуза позволит сократить параметры поиска. Остаётся только решить только одно: вы поступаете на бюджет, на договор, на договор со скидкой или на грантовую основу. Далее определяем сценарии и составляем план действий Обсуждаем его с заинтересованными сторонами.

После этого вы получаете баллы ЕГЭ, проверяете, что они выше нижнего порога, подаёте заявление и уезжаете отдыхать. Не нужно постоянно проверять списки, перезагружать таблицы. Звучит цинично, но это снимает большую часть тревоги.

Во время экзаменов:

  1. Не успокаиваем детей фармой
  2. Поддерживаем морально, говорим, что любим не за баллы, а просто за то, что ребёнок есть
  3. Проговариваем сценарии и план действий ещё раз

После объявления результатов:

  1. Если есть возможность не смотреть баллы, пока не все ЕГЭ сданы, лучше не смотреть
  2. Поддерживаем ребёнка (вытираем сопли, отмечаем успехи и усилия)
  3. Подаём документы: две галочки
  4. Подав документы, отдыхаем до объявления результатов

Советы родителям: поступление по шагам

Шаг 1: отвечаем на 3 ключевых вопроса

  • Кто поступает в вуз?

Ответить на этот вопрос можно по-разному: кто-то считает, что поступает только абитуриент, кто-то включает в число поступающих всю семью, ведь её тоже затрагивает этот процесс. На этом этапе важно понять свою роль как родителя абитуриента, определить, насколько вы хотите быть вовлечены в принятие решений.

  • Кто платит за обучение?

Это могут быть родители или сами абитуриенты, при поступлении на бюджет платит государство, а на целевое обучение — компания. Нужно изучить варианты, которые предлагают разные вузы, и выбрать то, что подходит именно вам.

  • Как изменится ваша жизнь после поступления?

Как правило, изменения касаются вопросов жилья. Некоторые абитуриенты переезжают в общежитие, кто-то остаётся с родителями. Есть те, кто поступает в другие города и планирует снимать квартиру недалеко от вуза. Для семьи каждый из вариантов может иметь свои последствия: например, при переезде абитуриенту может потребоваться финансовая поддержка родителей или их помощь в начале самостоятельной жизни. Чем подробнее вы разберёте возможные изменения, тем меньше будет проблем, требующих сложных и срочных решений.

Шаг 2: планируем действия для разных сценариев

Итак, первое, что мы делаем, это снижаем неопределённость, поскольку управлять ей мы можем только до известной степени. Мы планируем себе разные ветки развития. Что будет, если, например, ребёнок поступит на бюджет или на платное обучение. Или совсем не поступит. Абитуриенты часто планируют подавать документы и в вуз, в который хотят они сами, и в вуз, который выбрали родители. Подумайте о том, что вы будете делать, если что-то пойдёт не так. Потому что в этом случае, если что-то пойдёт не так, вам особо не нужно будет думать.

Когда вы знаете, что будете делать, фоновая тревога снижается. Вы, конечно, не хотите, чтобы те или иные события наступили, но даже на самый неприятный поворот судьбы можно составить универсальный протокол действий.

Второе: не забывайте, что, кроме ваших желаний, есть ещё желания других людей. Это касается и родителей, и абитуриентов. Например, мама очень хочет, чтобы ребёнок съехал побыстрее, потому что так он вырастет и станет взрослее как можно раньше. А папа не хочет ребёнка отпускать, потому что он ещё маленький. Поэтому учитывайте, что есть много разных заинтересованных лиц. И единственный способ хоть как-то эту ситуацию прояснить — это сесть и поговорить. Если у вас в семье это принято, проблемы не возникнет. Но представьте себе, как выглядит семья, которая до этого не разговаривала. Часто возникает спор по поводу денег, потому что как правило обучение оплачивают родители, и они имеют полное право платить за тот вуз, который считают подходящим. А детей это возмущает, поскольку они ожидают, что родители будут платить за любые его желания. Здесь есть очень много тонкостей, и чтобы с ними разобраться, нужно собрать за одним столом всех заинтересованных лиц. Как правило, это абитуриент, его родитель, а дальше – все, кто ещё участвует в принятии семейных решений. Иногда этим занимается один родитель, иногда – оба.

Ещё стоит задуматься не только о вузе и направлении обучения, но и о своём окружении – тех людях, с которыми вы проведёте ближайшие 4-5 лет. Люди с разным социальным опытом дают вам возможность доступа к миру, о котором вы даже не слышали.

Шаг 3: подаём документы

Первое, что нужно сделать при подаче документов — сесть, обсудить варианты, какие есть. Сказать ребёнку, например, «У нас нет денег». Это нормально, когда вы это ему говорите, вы учите его говорить правду. Не нужно пытаться обеспечить ребёнку все его желания ценой собственной жизни и здоровья. Помогаем сначала себе, а потом – всем остальным.

Когда вы заполняете документы и участвуете в конкурсе, убедитесь, что вы поставили галочки и в графе «договор», и в графе «бюджет». Так вы оставляете за собой больше свободы выбора. Если вы пройдёте в конкурсе и передумаете поступать, то всегда сможете отказаться. Но если вы не поставили обе галочки и внезапно решили попробовать заработать бюджетное место, может быть слишком поздно – поменять содержание заявления уже нельзя.

Шаг 4: получаем результаты ЕГЭ

Дальше наступает неприятный момент. Это момент, когда выясняются результаты ЕГЭ. И тут какого-то ребёнка надо поднять с пола, вытереть, проследить, чтобы он поел. Отмыть, очистить. Я вообще считаю, что результаты ЕГЭ объявлять нужно только после того, как все экзамены сданы.

Закончились ЕГЭ, получили результат, и вы уже понимаете, чем дело пахнет керосином. Сели еще раз, обсудили, что будет, если это бюджет, что будет, если это не бюджет, насколько вы готовы или не готовы, что и как. Очень часто на этом этапе люди думают целым временем обучения. Во-первых, вы можете его не проучиться по самым разным причинам. Во-вторых, вы можете отучиться два года, взять академ и пойти работать, чтобы затем закрыть продолжение своего обучения, так тоже бывает. Я понимаю, что позор – это то, чего вы пытаетесь избежать. А позор это когда не 100 баллов из 100.

Шаг 5: принимаем решение на будущее

Уважаемые родители, если вы принимаете решение практически за ребёнка, имея в виду, что у вас есть деньги, вы можете давать или не давать, я рекомендую обратить внимание не только на то, кто будет учить, а ещё на то, с кем будет учиться ребёнок. Это важный момент, потому что будущие коллеги – это точно такие же двери в новые миры. Кому-то принципиально учиться в конкурентной среде, а кто-то, наоборот, не хочет бороться за баллы и проекты – ему достаточно иметь хорошие отношения с одногруппниками и тихонечко учиться в своём темпе.

Если вы родитель, в жизни, наступает такой момент, когда вы должны признать собственное бессилие. Да, перед собственным ребёнком. Вам сразу станет легче, потому что иногда удерживать гораздо больнее, чем отпустить. В конце концов, это его жизнь, пусть он её живет, и как бы он её ни жил. Но все равно, я надеюсь, вы его любите просто как умеете.

От себя искренне желаю вам, чтобы этот период как можно скорее закончился. Если вы думаете, что там не будет ничего интересного — будет. А ещё будет столько же поводов для стресса, паники и поступления в пять вузов. Но можно поменять свое отношение к этому. Сделать это без жизненного опыта нельзя. Поэтому я искренне желаю вам его приобрести как со стороны поступающего, так и со стороны того, кто сопровождает поступающего.