ГАЙД ПО СВЕДЕНИЮ
Если вы хотите, чтобы ваша музыка хорошо звучала, вы должны понимать основы сведения.
Сегодня я расскажу об основах сведения музыки.
Каждому из описанных здесь этапов можно было бы посвятить отдельную статью, поэтому рассматривайте эту статью как краткое руководство по тому, как начать сводить песни.
А перед тем как приступить к работе над миксом, определимся что же такое сведение.
ЧТО ТАКОЕ СВЕДЕНИЕ?
Проще говоря, сведение - это процесс улучшения звучания многодорожечной записи.
Для этого мы регулируем громкость, частотный баланс и панорамирование каждой звуковой дорожки.
Инженеры используют различные программы для создания музыки. Для тонкой настройки микса на каждом канале используются такие эффекты, как эквализация, компрессия, реверберация, дилей и сатурация.
Процесс сведения можно разделить на три основные стадии:
Подготовка, баланс и обработка:
Подготовка включает в себя прослушивание и анализ отдельных дорожек и их взаимодействия.
Баланс включает в себя размещение этих звуков в соответствующем пространстве стереополя, регулировку громкости и панорамирования для создания целостного звучания.
Обработка включает в себя настройку эквализации, компрессии, реверберации, дилея и т.д. для достижения хорошего звучания микса.
Помните, что вы можете сводить свою музыку самостоятельно или нанять инженера для профессионального сведения.
Обучение сведению занимает больше времени, но позволяет лучше контролировать процесс сведения.
Это также поможет Вам принимать более правильные творческие решения на этапах сочинения и записи.
Другой вариант - создать черновой микс. Затем вы можете передать его профессиональному инженеру для создания окончательного микса.
СВЕДЕНИЕ И МАСТЕРИНГ
Важно понимать, что сведение и мастеринг - это два разных этапа процесса создания музыки.
При сведении песни многодорожечная запись превращается в стереомикс, готовый для этапа мастеринга.
Мастеринг-инженер использует различные эффекты, такие как компрессия, эквалайзер, автоматизация и другие инструменты, чтобы статичный микс был готов к выпуску.
ЭТАПЫ СВЕДЕНИЯ
Давайте разложим три основных этапа сведения на шесть простых шагов, которые вы можете выполнить для своего первого проекта:
Выбор DAW
Настройка сессии
Выбор звуков
Уровни и панорамирование
Обработка звука
Завершающие штрихи
ВЫБОР DAW
Первый шаг - выбор цифровой звуковой рабочей станции (DAW).
DAW - это программы для создания музыки, используемые для записи и сведения звука. В Интернете доступно множество таких программ, от бесплатных до тех, что стоят несколько сотен долларов.
НАЧАЛО СВЕДЕНИЯ
ПОДГОТОВКА СЕССИИ
Первым шагом сведения является настройка сессии.
Это можно сделать вручную или воспользоваться шаблоном из DAW. Можно также создать собственный шаблон, если знать, что обычно требуется.
Не забудьте дать трекам названия.
Сессии сведения быстро выходят из-под контроля, и вы будете ковыряться в DAW в поисках потерянной дорожки, если инструменты не обозначены.
Создавайте группы связанных дорожек в шине.
Шина - это канал, объединяющий несколько звуковых дорожек, что позволяет изменять уровень или обработку на всех дорожках одновременно, экономя время.
Наиболее распространенной группой для шины являются дорожки ударных, но она также применима ко всем остальным дорожкам, использующим ту же обработку (например, лид-партии или вокальные партии).
Уделите минуту цветовому кодированию групп дорожек - это также сэкономит время.
Вы можете сделать все дорожки ударных одного цвета, дорожки лид-гитары - другого и т.д.
Это поможет вам быстрее ориентироваться в сессии и наглядно представить себе различные группы.
Помните, что обучение сведению звука - это марафон, а не спринт. Не торопитесь и будьте методичны.
Первые результаты будут не очень хорошими, и это вполне нормально. Но через некоторое время и много практики сводить музыку станет гораздо проще.
ИСХОДНИКИ
Вам нужно получить хорошие звуки в процессе записи, а затем внести легкие изменения в DAW, чтобы собрать все воедино.
Если исходники плохие, то на этапе сведения придется сделать очень много для хорошего звука.
В некотором смысле сведение похоже на приготовление пищи.
Невозможно приготовить вкусное блюдо из некачественных ингредиентов. Хорошо звучащий аудиомикс получается из хороших исходников (или сэмплов).
Уделите особое внимание настройкам аппаратуры, расположению микрофонов, самому исполнению и т.д.
Сосредоточьтесь на основах.
Не тратьте время на глубокую настройку эквалайзера во время записи; получите хороший исходник, который можно будет улучшить позже.
ГРОМКОСТЬ И ПАНОРАМИРОВАНИЕ
После того как сессия сведения готова, наступает время установки уровней и панорамирования.
Установка правильной громкости каждой звуковой дорожки - это первый этап получения хорошего микса.
Устанавливаем панорамирование и выставляем приблизительные уровни, чтобы все части звучали примерно одинаково.
Панорамирование определяет расположение звуков в левом и правом каналах.
В типичной композиции в центре могут располагаться следующие партии: Вокал, бас, малый барабан и бочка.
Затем панорамируйте остальные барабаны и тарелки, чтобы показать, как они расположены на ударной установке (например, хай-хэт слева).
Затем поместите мелодию или другие ритмические элементы в какую-либо точку слева, справа или по центру.
Например, если у вас есть инструментальная гармония, то одна часть может быть отклонена влево, а другая - вправо.
Помните, что сведение начинается с установки грубых уровней и панорамирования каждого элемента микса.
ОБРАБОТКА
После установки панорамирования и грубых уровней приступайте к обработке звука.
Именно здесь начинается этап сведения.
Инженер, как правило, улучшает отдельные элементы, применяя эквалайзер, компрессию, различные типы реверберации и другие творческие инструменты сведения.
Цель состоит в том, чтобы заставить различные инструменты звучать как можно лучше в контексте всего микса.
Вы будете применять автоматизацию громкости и эффекты ко всем элементам микса, включая вокал, ударную установку, ритм-секцию и все остальные источники звука.
Как уже говорилось, панорамирование существует для того, чтобы дать партии пространство в стереополе.
С помощью эквалайзера можно выделить пространство для инструментов в различных частотных диапазонах.
Для вырезания ненужных частотных областей из некоторых треков следует использовать фильтры высоких и низких частот, а затем с помощью эквалайзера придать нужную форму оставшимся элементам.
Фильтр высоких частот позволяет удалить нежелательные низкие частоты, такие как гул и шум.
Также полезно удалить ненужные высокие частоты на некоторых дорожках с помощью мягкого полочного фильтра.
Компрессия регулирует динамику дорожек в миксе.
Компрессия ограничивает динамический диапазон партии, делая громкие части более тихими, а тихие - более громкими.
С ее помощью можно смягчить слишком динамичные партии и помочь им занять более заметное место в миксе.
Однако не переусердствуйте.
Если компрессия используется слишком часто, она делает микс жестким и неприятным для прослушивания.
Реверберация - это отражение звука в пространстве.
Вы можете использовать его как эффект "окраски" или придать партиям пространственное измерение, как если бы вы услышали их в реальной комнате.
Компрессия "заостряет" звук и выдвигает его вперед в миксе, а реверберация делает звук разряженным и отдаленным.
Использование этих элементов вместе с эквалайзером позволяет гармонично сочетать компоненты, придавая миксу силу и глубину.
ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ
После выравнивания и обработки звуков последним этапом сведения является экспорт дорожки для мастеринга.
Используйте измерительные приборы/плагины для проверки соответствия уровней и громкости на обоих этих этапах.
Вы также можете использовать референс понравившейся вам композиции, загруженный в DAW (не используйте внешнюю программу для воспроизведения трека), чтобы убедиться, что вы находитесь на правильном пути в общей картине.
ОСНОВЫ СВЕДЕНИЯ
Теперь, когда вы изучили пошаговый процесс сведения музыки, вы готовы к практике.
Однако есть несколько ошибок, которых следует избегать новичкам, чтобы эффективнее совершенствовать свои навыки.
Вот четыре ошибки новичков, которых следует избегать при сведении:
1 - Неиспользование хорошего мониторинга
2 - Не использовать референс
3 - Сведение на большой громкости
4 - Не делать перерывов, чтобы дать ушам отдохнуть.
Помните, что прослушивание очень важно при сведении. Но чтобы слушать правильно, необходимо дать ушам возможность правильно выполнять свою работу.
Итак, давайте рассмотрим приемы, которые помогут вам улучшить свои навыки сведения.
Используйте правильный мониторинг (студийные мониторы и наушники)
Использовать низкокачественные колонки или наушники при сведении - все равно что редактировать фотографию на треснувшем экране с низким разрешением. Вы не сможете получить хороший результат.
Пара студийных мониторов или наушники студийного качества позволят вам услышать звук во всех деталях и выявить любые проблемы.
Такие проблемы, как маскировка частот, клиппинг, несоответствие громкости, являются слуховыми феноменами, которые невозможно заметить на низкокачественном мониторном оборудовании.
РЕФЕРЕНС
Теперь, когда у вас есть соответствующее мониторное оборудование, вы должны получить некоторую перспективу прослушивания.
Самый простой способ убедиться в том, что ваш микс звучит хорошо, - это постоянно сравнивать его с референсом.
Когда вы только начинаете сводить, вы чувствуете себя потерянным в море звуковых волн и частот.
Референс станет тем компасом, который всегда укажет вам правильное направление.
Выбрать референс очень просто. Это должна быть знакомая вам композиция, похожая на ту, над которой вы работаете.
Так, если вы работаете над поп-миксом, найдите песню в стиле поп, которая вам нравится, и используйте ее в качестве опорной.
Загрузите референс на один из каналов в DAW и заведите обычную практику сравнения с ним своего микса.
Это поможет откалибровать ваши уши и правильно анализировать ваш микс.
КОГДА ДОБАВЛЯТЬ ОБРАБОТКУ
Сведение обычно начинается с регулировки фейдеров громкости и ручек панорамирования на микшере.
После того как с помощью этих основных инструментов удается добиться хорошего баланса, наступает следующий этап - использование таких аудиоэффектов, как эквалайзеры, компрессоры и реверберация.
Компрессор уменьшает динамический диапазон сигнала.
Он может подчеркнуть мелкие детали записи или добавить "клея" сложному сигналу, например, многодорожечной записи барабанов.
Однако будьте осторожны.
Слишком сильная компрессия может привести к тому, что микс будет звучать тускло и безжизненно.
Компрессор - незаменимый инструмент для получения отличных миксов, но освоение компрессии требует много времени.
Эквалайзер изменяет частотный спектр дорожки.
Вы можете удалить нежелательные частоты или слегка усилить определенный частотный диапазон.
Реверберация придает миксу глубину и размеренность.
Не существует правильного или неправильного способа использования реверберации, но, как правило, лучше использовать реверберацию на фоновых элементах.
СВОДИТЕ В КОНТЕКСТЕ
Вот важный совет:
Используйте эти эффекты в контексте всей песни, точно так же, как и при регулировке регуляторов громкости для получения правильного микса.
Отношение к каждому звуку как к кусочку большого пазла очень важно для получения целостного микса.
Поэтому старайтесь как можно реже солировать отдельные инструменты.
СВЕДЕНИЕ ТРЕБУЕТ ПРАКТИКИ
Сведению легко научиться, но трудно овладеть им.
Единственный и неповторимый секрет заключается в том, что обучение сведению требует практики, независимо от того, сколько статей по сведению вы прочитаете и сколько советов получите.
Выберите DAW, установите на нее VST-плагины, запишите музыку и ежедневно отрабатывайте навыки сведения.
Прослушивайте свои миксы на разных устройствах и ищите отзывы у других продюсеров.
Анализируйте качество своего микса и старайтесь сделать следующий лучше.
На этом всё, спасибо!
Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети
Послушать работы здесь ⬇️
https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000