В номинальном долларовом выражении цены верфей мира на строительство флота сегодня всего на 8% ниже исторического рекорда, зафиксированного всего за месяц до мирового финансового кризиса 2008 года.
Индекс цен на новостройки Clarksons Research, который отслеживает стоимость «корзины» основных типов судов, достиг 176 пунктов в конце октября. Это на 36% выше, чем в конце 2020 года, на 9% выше по сравнению с началом 2023 года. Такие показатели сравнимы с уровнем с декабря 2008 года. С поправкой на инфляцию индекс цен сегодня примерно на 30% ниже пикового уровня цен 2008 года.
Основные факторы роста стоимости — отсутствие свободных стапельных мест на верфях (среднее время ожидания поставки нового судна сегодня составляет 3,6 года) в сочетании с инфляционным давлением, растущие затраты на рабочую силу.
При этом в разных секторах рост цен отличался. Наиболее выраженным он был для танкеров типа VLCC, где средняя стоимость сегодня $128 млн, что на 50% больше, чем в конце 2020 года.
Грузовая база, судостроение, вторичный рынок — итоги первой половины года в цифрах
Об основных тенденциях отрасли первой половины 2023 года в обзоре «Медиапалубы».
Цены достигли сдерживающего уровня для многих типов судов. Аналитики Clarksons в последнем еженедельном отчете компании отметили, что срок окупаемости нового балкера типоразмера равна 24 годам, при сегодняшнем уровне прибыли и без учета растущих эксплуатационных расходов. Для сравнения, в 2021 году эта цифра была на уровне 12 лет.
Эксперты по судостроению английского брокера Gibson недавно рассказали о длинных списках заказов в Азии, которые теперь растягиваются до 2027 года. При этом крупнейшие верфи в Китае и Южной Корее стараются поддерживать свои существующие плотные графики поставок новых судов, однако делать это становится все труднее из-за нехватки рабочей силы.