Организация деловых встреч приносит городам доход в 4 раза больше, чем от других массовых мероприятий. В РТ одной из главных площадок для таких событий служит «Казань Экспо». Но огромный объект не окупается — часть площадей хотят продать. Почему коммерциализировать МВЦ не удастся — в материале.
Пандемия сильно повлияла на индустрию деловых встреч. В 2020 году этот сектор сократился на почти 80 миллиардов рублей. При этом восстанавливается он быстрее других отраслей — прирост более чем на 40% в 2021 году. По прогнозам экспертов, в текущем году этот рынок вернется к допандемийному уровню.
В России организацией деловых мероприятий занимаются около 1,5 тысячи индивидуальных предпринимателей и более 3 тысяч компаний. В общей сложности в отрасли работает около 20 тысяч человек. По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, вокруг конгрессно-выставочной деятельности есть еще порядка 40 тысяч компаний и предпринимателей, которые оказывают различные услуги по подготовке и проведению мероприятий.
Общая площадь профессиональных выставочных площадей в России — свыше 1 миллиона квадратных метров. Более 70% этих площадей сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. На остальные 87 регионов приходится всего 310 тысяч квадратных метров выставочных пространств. Особенно недостаточно их на Дальнем Востоке и Северном Кавказе — по одной площадке на каждый регион.
«Порядка 40 городов имеют возможности такого рода мероприятия проводить, но, конечно, это пока недостаточно для того, чтобы для наших площадей и территорий все потребности удовлетворить, в том числе и международного уровня», — говорит Катырин.
Одна из крупнейших в России по величине выставочных площадей находится в столице Татарстана — Международный выставочный центр (МВЦ) «Казань Экспо». Территория комплекса занимает 54 гектара, открытая выставочная площадь и площадь самого комплекса — 110 тысяч и 78 тысяч квадратов соответственно.
Официальное открытие комплекса с главой республики Рустамом Миннихановым состоялось в октябре 2018 года. Строительство объекта для проведения чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills-2019 началось весной 2015 года, на возведение центра потратили 9,5 миллиарда рублей.
Из-за пандемии МВЦ простаивал почти год. В 2021 году руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина объявила, что площадь «Казань Экспо» планируют сократить до 20-21 тысяч квадратных метров. Решение продать и коммерциализировать часть объекта возникла в связи с неокупаемостью огромного центра.
«Объект тяжелый, когда его строили, было понятно, что полностью мы его окупать не будем», — сказала она на брифинге в Доме правительства РТ.
По словам Минуллиной, календарь у выставочного центра очень насыщенный — на 2023 год на МВЦ было запланировано год 50 мероприятий, некоторые уже состоялись.
«Изначально мы ставили им задачу уходить от домашних мероприятий на внешние, чтобы зарабатывать деньги. Этот комплекс очень дорого содержать для Татарстана, надо это понимать», — сказала Миннуллина в интервью с «Бизнес Онлайн».
Тем не менее, несмотря на неокупаемость не все мероприятия проходят «цензуру». Так, в начале мая организаторы из Санкт-Петербурга хотели провести там выставку вейперов и кальянщиков, но власти Татарстана питерцев не пропустили. Главной причиной стало недавнее принятие закона о запрете продажи вейпов подросткам.
Экономист и директор центра бизнес-планов Ирек Галямов считает, что внедрение проекта в коммерческую деятельность вряд ли увенчается успехом.
«У меня был клиент, которому нужны были именно такие площади, как на „Казань Экспо“. Он даже планировал их арендовать, но, когда мы вместе с делегацией приехали на место, оказалось, что с точки зрения размещения на них производственных мощностей эта площадка не очень удобная», — рассказывает эксперт.
Во-первых, в МВЦ высокие потолки, во-вторых, требуется много затрат на электроэнергию и утепление — поддерживать нужную температуру в таком помещении достаточно сложно, подчеркивает Галямов.
Кроме того, выставочный центр расположен далеко от города. Добраться до него можно либо на собственном авто, либо на такси, на которое придется изрядно потратиться — дает о себе знать близость к аэропорту. Для проведения массовых мероприятий нужны средства на постоянно курсирующие автобусы. Галямов говорит: на общественном транспорте однажды пришлось добираться полтора часа. При этом на сайте «Казань Экспо» соседство с аэропортом считают скорее положительным фактором.
«Кто из других городов — они же не в аэропорту селятся. Если человек приезжает на мероприятие, то точно не на один день», — резюмирует эксперт.
Сейчас, по словам Галямова, мероприятия в Казани стали чаще проводить в конференц-залах «Корстона» или в выставочном центре «Казанская ярмарка». В плане удобства у «Казань экспо» конкурентов достаточно.
Эксперт напоминает: строили МВЦ под мероприятие, а значит, годится он только для них.
Ссылка на статью: https://inkazan.ru/news/2023-11-07/stroili-pod-meropriyatie-pochemu-kazan-ekspo-ne-poluchitsya-kommertsializirovat-3092376