Конечно, в начале путешествия не было цели проникнуть в образ жизни, и уж тем более, не было никакой надежды взглянуть на причины, побуждающие местное население двигаться, вставать по утрам и в целом жить. Но вопреки надеждам – жизнь показывает себя с той стороны, с которой твои глаза готовы её увидеть. А значит, я был готов. Вот что мне открылось...
Я нашёл несколько замечательных отличий русской и азиатской культуры. Конечно, они притянуты за уши моим скромным опытом, и, отнюдь, не претендуют на объективность. Одним из ярких явлений, касающихся самого отношения к жизни – является реклама. В ней то и попытаемся разобраться.
У нас рекламируют улыбку или продают, как повелось, образ жизни ("Смотрите! Я европеец! Читаю газету и пью кофе Юлиус Майнл! Вы тоже так можете…" - говорит улыбающийся мужчина, в бежевом костюме), а здесь, на Шри-Ланке, продают сами вещи.
Классический постер: зелёные бобы, кокосовое карри, куски мяса (курица, коровятина, свинина), креветки, красный и белый рис. На заднем фоне напечатаны стаканы с цветными жидкостями (мол, у нас тут всевозможные соки). Снизу торчит бутылочка EGB, сбоку кока-кола в стекле машет весёлой ручкой. Всё это откровенно навалено и разбросано. Блюдо на блюде, густое и жидкое, светлое тёмное, сладкое солёное. Еда, Караван-сараем заезжает на задний двор и открывает старенькие деревянные ворота: «сходи в наш ресторан – вот где настоящая сказка».
Дальше по улице: ткани. Паруса ядовитых полиэстеров распускаются, корабль мчится в страну победившего… Ничего.
«Давайте скользить по волнам! Спрячем наших женщин под платьями, пусть останутся одни щиколотки! Ведь так чудесно будет, если они сокрытые от мира и от себя, проведут жизнь прислуживая кастрюлям и незатухающему горнилу. А мы будем смотреть на европейскую женщину. Как изящна она и красива. И в рекламу позовём именно её*. В общем Ткани! Ткани! У нас очень много! Хватит на всех!».
*Тут присутствует непреходящий культ белого человека. От 80 до 90 процентов рекламы в Индии и на Шри-Ланке сделаны с участием белых мужчин и женщин. Интересно, разве белый человек сам по себе – похож на товар? И ещё интересно, к вопросу о товарности: местные продавцы и в целом местные – убеждены что у белых людей больше денег. Исходя из этого они повышают цены и тд. Интересно, а больше денег, потому что они дороже продаются? А ещё... Всё это – расизм?
Ну вернёмся к теме.
Дальше по улице: зубная паста. Женщина с ярко выраженным косоглазием и толстым слоем грима держит в руке зубную пасту. Её передние зубы – ослепительно белы. Местами так сильно, что теряется рельеф зуба, будто это только игра фотошопа. «Очисти свои зубы, как это сделала я! Мне после этого даже захотелось улыбаться!».
Конечно, было бы глупо делать громкие заявления, что мол вся Азия как Шри-Ланка. Но, для точности нужно сделать важную фиксацию. В Шри-Ланке многие люди не только в бытовой жизни (фильмы, книги, музыка), но и в своих манерах – плоды индийского влияния. В каждом доме, где стоит телевизор – дед, который бросил курить, чтобы прожить подольше – сидит в общей комнате и не стесняясь, вслух, сопереживает главным героям сериала. Когда женщины ходят в магазин, они не преминут заложить время на разговор с продавщицей или подругой на остановке. «А как Мадишанка должна себя чувствовать, если Гаяни коснулась плеча её мужа? Гаяни не следовало поднимать платок – она испачкала свою белую розу. Придётся повременить со свадьбой, ведь бабушке приснился скипетр с двуглавым змеем…». А парни делают селфи с голландским углом и задумчивые фотки в толстовке со спины. «Живу на сложном!».
Конечно, подобное отношение к жизни, к самому себе в жизни – должно быть чем-то обусловлено. И как бы я хотел зрело и знающе сказать: всё обстоит вот так. Но не могу. Для этого нужно хорошо разобраться в движении мысли от индуизма к буддизму, а затем и от буддизма внутреннего к буддизма внешнему. И тут рождается сложнейшее противостояние «что-то» и «ничто» – про которые можно долго говорить. Тут и поиск большого пути, тут и отношение к прошлому. Здесь есть дивный сад для цветов самопознания и прославленное саморазрушение.
Но к теме.
Лицом к лицу я сталкиваюсь с отношением к жизни через разговоры, одежду, манеры и, как яркий атрибут того, что люди хотят – с рекламой. Так что про идеологию – не знаю, а с рекламой вот:
В местной рекламе, на широкой кости древней женщины, рекламирующей соевые бобы – отпечатан дородный след. Местным жителям близко это отношение. «И женщина и стол и тряпки. Всё должно быть дородным. А значит: много, жирно, цветасто». Но почему? Мне думается, что в отличии от нас, Шри-Ланка находится в зачаточной стадии развития. Это место совсем недавно (меньше 100 лет назад) перестало быть колонией. Сюда недавно подвезли технологии. Это, можно сказать, цивилизация на начале её пути. В России твоя реклама должна продавать причину, по которой тебе нужно купить наполнение для твоей пустоты. Порой ты идёшь весь пустой и ненужный, да даже наполненный и весёлый, но появляется он. Постер. Длинное металическое нечто, тонкие рамки, строгий дизайн. «С ним ты можешь больше…». И у тебя не возникает логичный вопрос: «Если я ничего не могу, то разве будет лучше, если это «ничего» я буду умножать на два?». Нет! Ты только и успеваешь сосчитать, сколько тебе нужно, чтобы заполучить это наполнение… Сколько дней провести, сокращая расходы на повседневное. Конечно, есть у нас и самая бытовуха – цена. Ты видишь ни полезные свойства продукта, ни его исключительность в большом мире товаров. А просто товар и цена. «Апельсины – 79!». Вот и повод взять.
А на Шри-Ланке людям ещё далеко не то чтобы до кризиса мысли, случившегося с европейским человеком не один раз, но им ещё далеко и до самой мысли! Так вот, ходят они тут, живут по чувствам, любят дородных женщин, острую пищу и вычурные дома. «Живи так, чтобы руки чесались! Чтобы соседи сплетничали, чтобы женщина по тебе тосковала…».
Это ни плохо, ни хорошо, но всё же им доподлинно далеко до пучины человеческой пустоты, с которой справляется и уживается наш соотечественник. Я бы и рад просто так воспевать русских людей и говорить, что «хороший русский – грустный русский». Но нет же! Наш брат, будто и правда сделан из другого теста. Сейчас я сталкиваюсь с этим лицом к лицу.
Нашему человеку можно продать мясную мешанину на белом фоне магазина МясновЪ, конечно, но этой песней его всё-равно не купить.
Нужно принять, что некоторые вещи он делает просто так. Он… «Служить бы рад…».
**мысль**.
Как вот иногда забавно получается. Меня отец в детстве часто спрашивал: «Сынок, ты же знаешь, как правильно. А почему не делаешь?». Чудесно, что в такой повседневной глупости когнитивного искажения – я, как и местные жители, как и большинство жителей планеты – совершаю ту же ошибку.
Здесь забавно, что та сверхъестественная свобода, которой награждает Будда в своём учении тех, кто последует за ним по пути просветления – он обрекает на цикл безумия и замкнутых ошибок каждого дня. «Свобода лежит за пределами желания. Когда вы избавитесь от привязанностей – вы обретёте свободу». Примечательно, что большинство буддистов, встреченных на пути – едят животных, испытывают сильные эмоции, страдают от сложных отношений друг с другом, от старых обид. И, конечно: «нет на свете краше дня, что смог не наступить» – но у кого кого, а у этих людей есть учение. Они могу выйти из под власти глупости в любую секунду. Но от того, что они, в связи с учением Будды, относятся к жизни – как поверхностной, проходящей мимо случайности, которая будет повторяться вновь и вновь до тех пор пока не придёт время – они не пытаются ничего исправить. Зачем исправлять, если в следующей жизни будет по-другому? Жизнь – просто жизнь.
Если рассуждать в пределе: то конечно, получается, что не маленькая жизнь, не походы в магазины и уж тем более не сон – вызывает интерес к человеческой жизни. Думаю, тут всегда идёт речь о больших нравственных величинах, ну или хотя бы больших мыслях – подтверждающих или сметающих все нравственные блокпосты. Здесь, получилось так, что мы не встретили большой мысли. Хотя ожидали буддийской глубины и если не сомнения, то хотя бы уверенности.
Вот и получается… «И Цезарь плакал, ведь все миры уже завоевал».
Будда стал всем сущим, растворился в вечности, чтобы те, кто притворяются что в него верят – протянули через прихожие своего тела бесконечно длинные столы, валящиеся от обилия. Чтобы Сари* (*Традиционный индийский женский костюм) уплотнял густые бока.
Одним словом: от буддистской мысли в этих местах остался кривой суррогат, питающийся человеческим временем. А человек кладёт всю свою жизнь, чтобы притвориться настолько умело, чтобы поверить своему отражению. Хотя и притворством это сложно назвать… Получается, что они и считают то, как они обращаются и перестают искать причину для жизни, для усилий – это и есть их священный Грааль. Будто бы они будут пить именно из своего неинтереса до скончания времён.
Так я заключая, что дородность и сытость, не столько признак начала цивилизации и попытка рекламодателя завлечь человека удовлетворением первичных животных потребностей, сколько потерянная глубина. Глубина мысли и чувства, глубина знания, приходящего через эзотерическое прозрение.
Индийская идентичность помножилась на американскую мечту… И остался ланкиец с красивыми фигурками, прибрежными отелями, фиолетовой радужкой глаз и пересохшим океаном в сердце.
(Всё представленное – только мнение, составленное из отрывочных впечатлений, собранных за поездку. А взгляд складывается из того что увидел именно я, конкретно в этот момент времени. Полгода и всё будет совсем по-другому, или в этот самый момент, только не через мои глаза – вот и совсем иная реальность.)