В сегодняшней статье речь пойдет о системе TCAS, которая предотвращает столкновение самолетов в воздухе, путем оповещения о сближении самолётов.
У TCAS есть четыре зоны: "TA", "RA", "Proximate", "Other".
В зоне "Other" ВС опасности не представляет
В зоне "Proximate" другой самолёт е представляет опасности, но система обратит на него внимание.
В зоне "TA" система даст знать о наличии вблизи воздушных судов, на которых установлен транспондер уведомлением "TRAFFIC, TRAFFIC"
В зоне "RA" (уровень опасности - warning) система помимо аудиовизуального уведомления даёт ещё и указания, что делать для избежания столкновения.
Более подробные критерии для каждой зоны будут описаны ниже.
-------------------------------------------------------------------------
На PFD появляется "опасная зона" из которой нужно уходить путем отклонения штурвала/сайдстика.
Все указания TCAS приведены ниже:
CLIMB, CLIMB – нам нужно набирать высоту в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.
CLIMB, CLIMB NOW! - необходимо немедленно набирать высоту согласно схеме на PFD.
DESCEND, DESCEND – необходимо начинать снижение в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.
DESCENT, DESCENT NOW! - необходимо немедленно снижаться в соответствии со схемой на PFD.
MONITOR VERTICAL SPEED – соблюдайте вертикальную скорость в соответствии со схемой, отображаемой на PFD на шкале вариометра.
MAINTAIN VERTICAL SPEED, MAINTAIN – несмотря ни на что поддерживаем вертикальную скорость в соответствии со схемой, отображаемой на шкале вариометра.
MAINTAIN VERTICAL SPEED, CROSSING, MAINTAIN – то же, что и предыдущее, а слово CROSSING означает, что, следуя указаниям TCAS и схеме на вариометре, самолет будет пересекать текущую высоту иного самолета.
DESCEND, CROSSING, DESCEND и CLIMB, CROSSING, CLIMB – снижаемся или набираем согласно схеме на PFD. Будем пересекать высоту другого самолета. Иной самолет получит противоположную команду.
CLIMB, CLIMB NOW! – немедленно набираем высоту согласно схеме. Вертикальная скорость должна быть примерно 2500–3000 футов в минуту.
DESCEND, DESCEND NOW! – немедленно снижаемся согласно схеме. Вертикальная скорость должна быть примерно 2500–3000 футов в минуту.
ADJUST VERTICAL SPEED, ADJUST – уменьшаем вертикальную скорость, будь то подъем или спуск. Смотрим на шкалу вариометра.
INCREASE CLIMB и INCREASE DESCENT – требуется увеличить скорость набора/снижения.
Самое приятное голосовое сообщение: CLEAR OF CONFLICT – опасность миновала, под конфликтом подразумевается опасность столкновения. Необходимо доложить об этом диспетчеру.
-------------------------------------------------------------------------
Теперь рассмотрим, что значат значки на навигационном дисплее:
красный квадрат – Resolution Advisories (RA). WARNING!
желтый кружок – Traffic Advisories (TA). CAUTION!
белый ромб – Proximate – самолёт близок, но не опасен.
пустой внутри белый ромб – Other – не опасен.
цифра возле символа означает высоту другого самолёта относительно нас в сотнях футов. Знак «плюс» и цифра, расположенная над символом, значит, что другое ВС находится выше нас. Знак «минус» и цифра под символом – под нами.
Если сторонний самолет меняет высоту, и его вертикальная скорость выше 500 футов в минуту, то рядом с символом появится стрелочка, показывающая либо набор высоты (↑), либо снижение (↓).
-------------------------------------------------------------------------
XPNDR L или R – выбор транспондера – левый или правый.
ALT SOURCE – выбор источника информации о положении судна, которую будет транслировать транспондер.
NORM – ADIRU (Air Data Inertial Reference Unit). По умолчанию.
ALTN – SAARU (Secondary Attitude And Air Data Reference Unit). Альтернативный источник.
IDENT – принудительная передача в эфир кода ответчика.
Два безымянных селектора служат для набора кода.
И, наконец, главный переключатель режимов:
STBY – отключение ответчика и TCAS. При предполетной подготовке транспондер находится в положении STBY.
ALT RPTG OFF – прибор не транслирует информацию о высоте.
XPNDR – работает только ответчик, TCAS отключен.
TA ONLY – на дисплеях будет показано только движение Traffic Advisory. Никаких визуальных и голосовых рекомендаций не отдается.
TA/RA – нормальный режим работы прибора.
На этом все, дорогие друзья, быстрых вам полетов и мягких посадок.
Следующая статья про ACARS