Русский художник Верещагин, пребывая в Японии запечатлел своеобразного нищего, собиравшего милостыню. Ну такой себе нищий с латами на руках и мечом за поясом. И втащить, при случае, он мог так, что мало бы не показалось.
На самом деле это монах косумо, в переводе познающий пустоту. Это были подразделения ямабуси, относившиеся к дзенской школе Фукэ, существовавшей в Японии с 8 века. Монахи при вступлении в секту, должны были доказать свое самурайское происхождение. Сами монахи активно путешествовали по всей Японии на протяжении эпохи Эдо (свободное перемещение было привилегией), проповедуя простой смиренный образ жизни. Являясь по совместительству шпионами синоби. Таким образом кланы синоби получали информацию со всех уголков страны. И есно были не очень любимы среди знати, зато среди населения наоборот находили поддержку. Яркий, необычный внешний вид, закрытое лицо, игра на бамбуковой флейте сякухати во время медитации. Впечатляющий образ, не правда ли?
Со временем сякухати стала так прочно ассоциироваться с монахами комусо и их медитативными практиками, что в 18 веке за комусо в числе нескольких особых привилегий от правительства даже закрепилось эксклюзивное право на ношение и использование сякухати. Помимо применения во время медитации, флейта помогала монахам зарабатывать на милостыню (так же, как сегодня собирают деньги уличные музыканты) и коммуницировать между собой. Шляпы тэнгай, хоть и оборудованные отверстиями для глаз, препятствовали видимости, и вне храмов монахи идентифицировали друг друга, играя на флейте особые мелодии.
Монахам запрещалось много разговаривать, косумо мог назвать лишь свое имя в традиции и название храма школы. "Что вы можете узнать у того, кто состоит из пустоты обернутой телом и играет на сякухати бесконечной Пустоты?"
У этих ребят, кроме традиционных атрибутов ямабуси, вместо юйгесы одевалась своебразная накидка с решетчатым узором, называемая годжогеса. На картинке вверху расположена на левом плече. Она служила "доспехами смирения" помогала, согласно традиции, преодолевать гнев, лень и ложное знание. Ну вообщем все то, что составляло сердце учения ямабуси - сюгендо. Обратите внимание на форму решетки, я постарался привести форму близкую к аутентичной.
Могильным камнем для них была табличка кэнконбари (на заглавной картинке расположена на груди), где с одной стороны было написано "не рожденный, не умирающий", а на другой дзэнское имя последователя. И тогда монаху будет играть на флейте ветер.
Несмотря на то, что монахи комусо уже полтора столетия как перестали быть действующей организацией, их необычный образ прочно укоренился в японской культуре. И сегодня на улицах и возле храмов Японии всё ещё можно увидеть «комусо выходного дня» — людей, играющих на сякухати в соответствующих одеяниях.
Кстати если в Японии встретите этот символ, он означает местонахождение храма. Тоже имеет отношение к описываемой традиции.
Поддержать автора канала на чашку кофе можно по этой ссылке.