Как чудесно было жить в начале двухтысячных, когда не приходилось выбирать, что посмотреть. Вот тебе парочка каналов по телевизору — и подстраивайся под время показа своих любимых проектов. Теперь же двадцать лет позади, выбор музыкальных шоу огромен, а главная новость все та же — кастинг на новый сезон «Фабрики звезд». Получается, лучше нее ничего не было, нет и не будет?
Конвейер хитов и драм
Факт в том, что действительно ни один музыкальный проект не обеспечил российскую эстраду таким количеством артистов. Есть исполнители, у которых за плечами и «Голос», и «Главная сцена», но у них нет принадлежности к какому-то конкретному шоу. Это вот та самая ситуация, когда в интернете натыкаешься на выступление артиста и удивляешься: «Да ладно, он там участвовал?!» С фабрикантами же все иначе. Начнем с того, что их и сегодня зовут «фабрикантами». Не то чтобы «Фабрика звезд» поставила на них какое-то клеймо. Это, скорее, знак качества, метка, гласящая, что народной любви они добились уже давно и достаточно быстро.
Да и само название как точно выражает суть проекта! На «Фабрике» не искали уникальные голоса, не гнались за гениальными авторами песен. Там штамповали звезд. И, как ни странно, качество находилось само. Если вспомнить победителей всех семи сезонов, среди них — сплошь сильные вокалисты, а некоторые даже талантливые авторы. Взять хотя бы Ирину Дубцову. Ведь до сих пор ее песня «О нем» является гимном всех девушек с разбитыми о любовь сердцами. А для тех, кто хочет идти в ногу со временем, Дубцова за двадцать лет еще десятки песен написала, и не только себе.
Но не стала бы «Фабрика» таким знаковым проектом, если бы не часть реалити, если бы не эти ежедневные эфиры из Звездного дома. Зрители как будто сами становились участниками, поглощались переживаниями фабрикантов, глубже понимали, кто из себя что представляет. Ведь на сцене мы видим только отработанный за кулисами образ, артиста, а настоящий человек с его неповторимым складом ума не всегда в него вписывается. «Фабрика» была даже не музыкальным проектом, а сериалом. Я вот, например, совсем не помню, какие там песни исполняла Евгения Волконская в четвертом сезоне, но хорошо помню, что у нее были отношения с Юрой Титовым, исполнителем хита «Понарошку».
Кстати, именно на проекте будущие звезды исполнили свои первые хиты, положившие начало их карьерам. Многие из них с тех пор затухли. Вот Кристиан Лейних уже в юриста переквалифицировался, но его песня «Зажигай солнце» зафиксировалась в истории российского шоу-бизнеса. Хотя для некоторых фабричные хиты становились скорее меткой, но в хорошем смысле. Ирина Тонева и сегодня ассоциируется с композицией, записанной в дуэте с Павлом Артемьевым «Понимаешь», а Зара продолжает исполнять «Любовь-красавица» на концертах, хотя у самой 10 музыкальных альбомов. А помните милого 21-летнего юношу Тимати и его трогательную песню «Плачут небеса»? И покатилась по щеке слеза ностальгии…
Проекты есть, артисты — где?
Альтернатив «Фабрике» есть великое множество! Тут даже за всем количеством не уследишь. Но многие ли из них стали народно любимыми?
Вокальное шоу «Голос» стартовало на Первом канале в 2012 году и по всем очевидным признакам должно было стать заменой завершившейся в 2007 «Фабрики». Итого за 11 лет — 11 сезонов основного проекта, 10 сезонов «Голос. Дети», 5 сезонов «Голос. 60+» и 1 сезон спецпроекта «Голос. Уже не дети». Теперь считаем, сколько участников стало настоящими звездами. Определенно Shaman, он же Ярослав Дронов, известный своими патриотическими произведениями «Встанем» и «Я русский». Антон Беляев, ставший в итоге новым наставником проекта. Александр Панайотов, получивший первую волну популярности еще на шоу «Народный артист» в начале двухтысячных. Можно выделить Севиль Велиеву, солистку группы «Artik & Asti». Ну и еще парочка имен, периодически всплывающих на звездный небосклон эстрады.
Но в целом и общем получается только одна настоящая звезда — Shaman, хотя и того с «Голосом» не особо ассоциируют. Многие выпускники проекта стали звездами чисто «Первого канала», участвуют в их развлекательных шоу и сборных концертах. Многие стали артистами театра ныне покойного Александра Градского. Последнее, кстати, можно засчитать проекту за плюс, ведь талантливым людям с академическим пением очень сложно найти высокооплачиваемую работу, а тут проблема решена.
Из ярких музыкальных проектов, который смог зажечь парочку звезд, стоит выделить шоу «Главная сцена». Но успех этого проекта тоже во многом обусловили пересечения с «Фабрикой звезд». Идея абсолютно другая, зато в наставниках те же люди — фабричные продюсеры разных сезонов. Только одна реклама вызывала нетерпеливое желание поскорее увидеть премьеру. Фишка проекта заключалась в том, что участники не только перепевали чужие песни, но и обзаводились собственным репертуаром. Так, «Главная сцена» как минимум зажгла звезду певца IVANа и группы «Моя Мишель». К сожалению, второй сезон удержать планку первого не смог. Идея заменить продюсеров в креслах наставников на эстрадных исполнителей оказалась неудачной.
Другой проект, умело воспользовавшийся фабричной задумкой, — реалити-шоу «Песни» на ТНТ. Суть была в том, чтобы найти самобытных артистов с абсолютно новым, не слышанным ранее ушами зрителей репертуаром. Параллелей с «Фабрикой» тут было две: продюсеры в креслах наставников (Тимати, Фадеев) и часть реалити. Только участники жили не в загородном доме, а в башне «Москва-Сити». И снова все эти любовные страсти, разборки, которые мы так любим смотреть. Обидно то, что из такого количества реально талантливых участников пробился в итоге только Хабиб (его в финал вывела именно зрительская любовь), и Нилетто (в финал даже не прошел). Кто-нибудь видел Кристину Кошелеву, PLC, Олега Тернового? А они все еще звезды, но не для широкой аудитории.
Не потянем
На мой непрофессиональный взгляд, «Фабрика звезд» всегда притягивала отсутствием выбора. Переключать некуда — ничего интереснее нет. Финальный состав участников формирует жюри, часть отборов никто не показывает. Уйти может только человек из тройки номинантов, а не любой неприятный вам фабрикант. Можно, конечно, продолжать эти рассказы про то, что даже благодаря одному яркому выступлению неизвестный артист станет суперзвездой. Но ведь звездой-однодневкой. Сегодня пожалеют — завтра забудут. Если только не выпустить вовремя мегахит. Но чтобы по-настоящему проникнуться участником любого шоу, нужно пройти с ним через не один прямой эфир, увидеть его работу в динамике.
Кстати, в 2017 году «Фабрику» уже перезапускали на телеканале «Муз-ТВ». Продюсером стал Виктор Дробыш. Отрицать бессмысленно: Яна Чурикова — голос проекта, знак качества. Вот только ей самой идея возрождения «Фабрики» пришлась не по душе, так что эту частичку души шоу мы точно потеряем в новом сезоне. Что же касается сезона 2017 года, то парочка звезд там все-таки зажглась. Победительницу Гузель Хасанову часто слышно по радио, Эльман выпускает пользующиеся популярностью песни, Мария Будницкая вместе со своим мужем создала группу «cheichai».
Значит ли это, что новый сезон, который выйдет на ТНТ в 2024 году, будет успешным? Ни разу. Во-первых, сам телеканал на данный момент создавал звезд только юмористического жанра, частенько актеров, но с музыкой пока у них все туго. Во-вторых, «Фабрика звезд» появилась в то время, когда ниша современной эстрады была практически свободна и буквально требовала заполнения. Теперь же попробуй обойди тиктокеров. Но я все равно предвкушаю этот проект. Может, слишком крепко держусь за детство. Может, следую за тенденциями, ведусь на моду ностальгии по двухтысячным. Вот только факт в том, что за двадцать лет лучшего проекта не получилось. Так что возвращаемся к старому, классике, если уже можно так сказать.
Автор: Эвелина Бурбуть