Человек, исполняющий баллады собственного сочинения под авторскую музыку, обязан обладать качественным образованием. Первым известным слагателем считается Гильом IX — герцог Аквитанский. Его творения впервые зафиксированы на бумаге (до этого творчество передавалось устно).
После популяризации движения графом Пуатье, песни и романсы исполнялись только на провансальском диалекте. С наречием окситанского языка были знакомы немногие, поэтому сначала серенадами баловали только его носители. Перемещаясь по стране, жанровые певцы активно собирали и распространяли слухи о религиозной, политической и социальной жизни, филигранно одевая события в стихи.
Поэт Бертран де Борн был выходцем из знатного рода и привнёс в сирвенты военно-патриотический дух. Купеческий сын Фолькет Марсельский, представитель духовного сословия Монах Монтаудонский, дворяне, рыцари, ремесленники, граждане неизвестного происхождения…
По сути трубадуром мог стать человек любого сословия, главное — талант. Задача трубадура — затронуть струны души слушателей. Чтобы глаза публики завлаготочили с первых двух аккордов, играть мелодию нужно было душой. А значит, исполнитель не мог быть бескультурным.
Хотя подтвердить правило могут исключения вроде Маркабрюна и Бернарта де Вентадорна. Они были простолюдинами, но тяга к возвышенному дала им шанс музицировать и превратиться в мастера слова.
Когда альт союзничает с лирой, а баритон работает в унисон гуслям — народ плачет навзрыд и делает правильные выводы.
———
С вами был «Эпос Клио».