В номинации «Образование» премии им. Н.Н. Страхова удостоился коллектив преподавателей педагогического института НИУ «БелГУ», создавший электронный учебно-методический комплекс дисциплины «История России».
Награды исполняющая обязанности ректора Евгения Карловская вручила доктору исторических наук Елене Литовченко и кандидатам наук – Ольге Кистенёвой и Марии Рудневой. Конечно, авторский коллектив, работавший над уникальным курсом, больше. Всё началось около десяти лет назад – тогда впервые появился электронный курс по истории России. А два года назад по инициативе декана историко-филологического факультета Андрея Папкова стартовала работа по обновлению. Коллектив преподавателей кафедры всеобщей истории под идейным руководством профессора Евгения Дворецкого актуализировал содержание, осовременил формат, сделав курс более интерактивным.
Как рассказала Елена Литовченко, «История России» основывается на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Главное содержание составляют процессы, явления, наиболее значимые для россиян события отечественной истории.
– Курс отводит большое внимание роли и месту России в мировой истории. Вместе с тем в него интегрирована региональная история того или иного периода, – рассказала Елена Викторовна.
У студентов есть уникальная возможность «погрузиться в эпоху», познакомиться с известными людьми – лицами эпох.
Коллектив авторов готовил, редактировал материалы лекций, разрабатывал планы практических занятий, скрупулёзно подбирал источники и литературу. Особенность работы состояла ещё и в том, чтобы найти записи лекций ведущих учёных России, фрагменты исторических источников, документальных и художественных фильмов для использования в новом курсе. В итоге труд конвертировался в уникальный курс по истории России, достойный премии классика.
По словам Елены Литовченко, студенты не только получат возможность изучать историю в новом формате, но и научатся самостоятельно строить суждения о личностях и явлениях, что актуально в нынешнем потоке противоречивой информации. И как глобальный результат – формирование национального самосознания, сохранение российской исторической памяти. И, конечно, учёные смотрят в будущее. По мнению авторского коллектива, будущее в области преподавания дисциплины связано с развитием информационных технологий. Цифровые разработки помогают преподавателям-историкам с помощью наглядности приблизиться к «погружению в эпоху».
– Например, можно подробно рассказать про «колыбель православного христианства» нашей страны Корсунь (Херсонес Таврический), показать иллюстрации, но более яркое впечатление студенты получают от просмотра интерактивных 3D-моделей, демонстрирующих динамичное развитие города в разные столетия, – рассказала Елена Литовченко.
Евгений Толмачёв