Найти тему

Цифровизация образования: как современные технологии повлияли на процесс передачи знаний?

Оглавление

Ежедневно бескрылые получают большое количество информации. Они не могут встать с кровати, не проверив все социальные сети и не ответив родственникам на их бесчисленные открытки в «Одноклассниках». Они не в состоянии дойти до кухни, не пролистав новостные ленты всех закрепленных Telegram-каналов. И в конце концов трудно представить, что они вышли на улицу и не посмотрели перед этим прогноз погоды или не спросили об этом верную помощницу Алису.

Цифровое пространство незаметно стало неотъемлемой частью ежедневной рутины. Оно поглотило бесчисленное количество сфер, в том числе и образование. Но осознали ли мы, в какой конкретно момент начался активный переход из офлайн-режима в онлайн? Когда двуногие перестали ходить в парк и полностью ушли в свои гаджеты? И как цифровизация в принципе повлияла на процесс получения и передачи знаний?

Zoom: новая образовательная эпоха

Определенным толчком стал период распространения коронавирусной инфекции. В 2020 году общество познакомилось с понятием Zoom. Количество ежедневных посещений приложения с марта 2019 года по декабрь 2020 выросло согласно статистическим данным в 20 раз.

Источник данных: https://marketsplash.com/ru/statistika-zoom/
Источник данных: https://marketsplash.com/ru/statistika-zoom/

Zoom стал настоящим спасением как для офисных работников, так и для школьников и студентов. Представители человеческого рода могли выйти на связь в любой момент из любой точки мира, увидеть и услышать коллег, преподавателей, однокурсников и одноклассников, не выходя из дома.

Однако, несмотря на высокий уровень технологической развитости регионов России*, оставались и те районы, в которых школьники не имели доступа к интернету.

Данные рейтингового агентства RAEX подтверждают отсутствие необходимого технического оснащения: его не имели 58,1% студентов. Только 13,6% обучающихся могли беспроблемно выйти в интернет и получить доступ к сервису видеоконференций. Одним из самых интересных кейсов в этой связи стала история студента из Омска, который ежедневно забирался на дерево ради посещения занятий.

После публикации видео, однако, власти обратили внимание на ситуацию в деревне студента, и вскоре была установлена новая вышка связи, чем сам студент поделился в социальных сетях.

* - согласно данным Mediascope за сентябрь 2020, 67% россиян выходили в интернет благодаря смартфону, с помощью компьютеров и ноутбуков – 51% населения, планшетов – 17%

Источник: социальные сети Алексея Дудоладова
Источник: социальные сети Алексея Дудоладова

Поменялось и пространство потребления информации. Ранее использовались кабинеты и аудитории, в которых преподаватель мог наблюдать если не за каждым, то за большей частью учеников или студентов.

В офлайн-режиме доминирование преподавателя более чем очевидно. Зачастую он стоит по другую сторону от учеников, нередко на возвышенности или рядом с импровизированной трибуной. С переходом на дистанционное обучение преподаватели столкнулись с немалым количеством трудностей. Во-первых, многие из них не имели опыта взаимодействия с компьютерами и тем более сервисами видеоконференций. Из-за этого возникали проблемы с подключением и установкой связи. Во-вторых, они потеряли главенствующую позицию и стали лишь одним из множества «окошек» в видеоконференции, что справедливо отметила преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Дарья Вьюгина.

Более того, во время онлайн-встречи преподаватель мог только догадываться, чем занимаются подопечные в момент его речи. Убедить учеников включить камеру и микрофон было задачей поистине невыполнимой. Контроль фактически потерялся, рассеялся в цифровом пространстве.

Изменение формата коммуникации привело к тому, что часть студентов плохо усваивала информацию. Это подтверждает и исследование, проведенное в 2020 году. Респондентами выступила группа из 260 студентов из разных стран. Один из вопросов звучал так: «Соответствует ли дистанционное преподавание материала по качеству тому, что вы получали, посещая очные пары?» Более половины респондентов (54,6%) выбрали ответ «нет».

Однако все же стоит обратить внимание и на позитивный эффект дистанционного образования. В ходе того же исследования выяснилось, что 40% против 34.4% обучающихся довольны онлайн-форматом. А 41% студентов против 38% находят мотивацию учиться дистанционно.

Хочу в онлайн!

Если вынужденный переход на дистанционное обучение вызвал, скорее, негативную реакцию, то добровольный выбор в пользу онлайн-образования сказался абсолютно иначе. Опыт удаленного обучения позволил многим приобрести платные интернет-курсы, о чем говорит генеральный директор платформы «Нетология» Марианна Снигирева.

Источник: https://netology.ru/blog/06-2022-edtech-research
Источник: https://netology.ru/blog/06-2022-edtech-research

Действительно, если создатели курсов ответственно подошли к вопросу организации качественного онлайн-обучения и предоставили пользователям удобную и многофункциональную платформу, то будущие слушатели, без сомнения, сделают выбор в пользу онлайна.

Отмечу, что последнее время наблюдается весьма активный отток молодой аудитории в сторону образовательных онлайн-платформ. Возможность самому определять траекторию подготовки, готовые учебные материалы, связь с наставником и преподавателем, практические работы – все это привлекает школьников, которым, в свою очередь, больше не приходится тратить время на поиск теории и тренировочных заданий. Более того, занятия в онлайн-формате обходятся в разы дешевле, чем уроки с репетитором.

Диаграмма выполнена на основе информации из открытых источников
Диаграмма выполнена на основе информации из открытых источников

Несколько лет назад появился и другой тип цифровых продуктов в сфере онлайн-образования. К ним относятся онлайн-курсы блогеров и экспертов. Сейчас многим должна прийти в голову Елена Блиновская, известная благодаря авторским марафонам, которые, по словам блогера, позволили сотням участников обрести высокий заработок, душевный покой и понять свое предназначение. Однако по-настоящему прославилась она тем, что стала фигуранткой расследования дела о неуплате налогов.

Сложно оценить качество и пользу подобных марафонов. Действительно ли они помогают и является ли ее деятельность просветительской – сказать трудно. Но одно известно точно – наравне с Блиновской в социальных сетях появилось множество коучей без образования, опыта и знаний, которые запускают свои курсы и продают их за десятки, а то и за сотни тысяч рублей.

Источник: социальные сети Елены Блиновской
Источник: социальные сети Елены Блиновской

Стоит, однако, сделать оговорку, что в интернет-пространстве существуют и действительно полезные курсы от сертифицированных экспертов и официальных организаций. К таковым, например, относятся курсы повышения квалификации от ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), Фоксфорда, Гете-Института и ТАСС, а также образовательные программы, разработанные специалистами в той или иной области.

Получается, расширение рынка онлайн-образования имеет как негативные, так и позитивные стороны. Несмотря на почти бескрайние возможности для развития, медиапространство наполнено десятками бесполезных или даже вредоносных продуктов.

Скроллинг соцсетей и образование: совместимо?

А действительно, возможно ли объединить эти абсолютно диаметральные процессы? Оказывается, да. И вновь благодаря развитию цифровой среды и новым киллер-фичам медиакомпаний. Уже упомянутые ранее онлайн-школы ищут будущих потребителей именно в социальных сетях, где представители поколения Z, которым придется в скором времени сдавать выпускные экзамены, проводят часы напролет. Однако аккаунтам онлайн-школ приходится непросто: слишком велик соблазн пролистнуть образовательный контент, который зачастую не выдерживает соперничества с развлекательным продуктом.

Любой контент в социальных сетях, который рассчитан на привлечение молодой аудитории, должен быть вызывать эмоции. Это могут быть как короткие виральные видео, «кружочки» в Telegram (ненавязчиво напоминаю про мой канал), подборки карточек, так и всем знакомые мемы.

Источник: YouTube-каналы @lomonosov_russian, @litumsch, @webium_bio
Источник: YouTube-каналы @lomonosov_russian, @litumsch, @webium_bio

Кроме того, если на платформе в приоритете публикация текстовых постов, то сам текст не должен быть длинным, а в видео на соответствующих платформах необходимо включить титры. Бесперые нынче не привыкли излишне утруждать свое сознание. Если же организации удается зацепить подростка подачей материала, то школьник в лучшем случае подписывается или даже задумывается приобрести курс.

Таким образом, процесс передачи и упаковки знаний оказался неразрывно связан с маркетинговыми стратегиями образовательных организаций, их стремлением привлечь внимание молодой аудитории к платному контенту всеми доступными способами.

Открытые источники: доверять или не доверять?

Процесс цифровизации образования сопровождается появлением бесчисленного множества интернет-ресурсов. К таковым относятся, например, специализированные платформы, предназначенные для школьников и позволяющие им задать таким же учащимся вопросы по любой предметной дисциплине (например, Учи.ру, Otvet.mail.ru Bolshoyvopros.ru и заблокированный в настоящее время в РФ Znania.com).

Но есть один нюанс. Никто не в состоянии гарантировать достоверность информации, которую запросивший ученик или студент получает в ответ. Некоторые ресурсы предусмотрели функцию «Лучшего ответа» и рейтинговую систему для пользователей (например, в «ответах Mail.ru» есть статус новичка, ученика, знатока, профи, гуру и др.). Такая система позволяет оценивать качество обратной связи и осознанно принимать решение – доверять информации или нет.

Но что делать, если двуногим не удается найти нужную информацию с помощью сервисов, о которых шла речь выше? В таком случае пользователи попадают в бескрайние просторы интернета. Риск получения недостоверных данных увеличивается, здесь уже нет «гуру» и «высшего разума», только бескрылый и страница в интернете. Отдельно стоит сказать о роли искусственного интеллекта в поиске информации. Чат GPT – новшество, которое, с одной стороны, значительно упрощает поиск информации, а с другой – нередко выдает недостоверные или выдуманные факты.

В связи с этим возникает потребность в изучении основ медиаграмотности. О важности обучения детей и подростков взаимодействию с онлайн-средой было сказано и на сессии «Медиаграмотность. Учатся все!» в ходе Российской креативной недели, проходившей летом в Москве. Также в этой связи интересны комментарии медиаисследователя факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источник: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/conference2018
Источник: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/conference2018

Соответственно, открытые источники – это возможность узнать все и обо всем, выполнить домашнее задание, подготовить презентацию о чайках, проектную работу, диплом и иные учебные и научные материалы, не выходя за пределы дома. Но для получения качественной и достоверной информации важно использовать несколько источников, уметь анализировать их и сопоставлять полученные данные.

Подведем итоги?

  • Немногие оказались готовы к вынужденному переходу из офлайна в онлайн, однако те, кому изменение формата коммуникации пошло на пользу, продолжили обучение на различных курсах в интернете
  • Онлайн-образование стремительно набирает обороты, практически любую специальность можно освоить на расстоянии в любое удобное время, но наряду с действительно качественными продуктами существует множество вредоносных курсов от псевдоэкспертов или, как их чаще всего называют, инфоцыган
  • Удивительно, но факт: учиться можно и в социальных сетях! Компании, предоставляющие услуги онлайн-образования, продвигают свою площадку в медиасреде и таким образом привлекают внимание к изучению той или иной сферы
  • Интернет – всеобъемлющая площадка с бессчетным количеством как качественных, так и бесполезных или даже опасных ресурсов, в связи с чем появляется необходимость сепарировать имеющуюся информацию и избирательно подходить к каждому клику в интернет-среде