Махинации с ВРИ «Огородничество» ч.1
Вот дело дошло и до этого пункта, уже не раз я подводил к нему, т.к. здесь пойдёт разгар страстей.
Согласно пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления ЗУ гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ПЗЗ г.о. Истра, утвержденными 11.2017, «Ведение огородничества» является основным видом разрешенного использования территориальной зоны «Ж-2». Это означает, что на территории населенных пунктов, по закону, можно оформить ЗУ в аренду без проведения торгов. Площадь такого ЗУ, во время описываемых событий, допускалась от 4 до 20 соток! И это очень значительно, т.к. после приобретения ЗУ с ВРИ «Огородничество», его можно перевести в другой ВРИ. Например, ИЖС или ЛПХ, минимальная площадь коих 5 соток.
Узнав о такой возможности, не сразу, а после некоторой мотивации, мной было подано заявление на предварительное согласование ЗУ с ВРИ «Огородничество». В оказании услуги был получен отказ:
«…отсутствие предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.»
«…земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» … основными видами разрешенного использования которой являются «для ИЖС» и «для ведения ЛПХ»».
Основания, указанные в решении об отказе противоречат ст.39.6 ЗК РФ, ПЗЗ г.о. Истра.
Направил обращение в МИО МО, дабы были приняты меры, но меня просто отбюрократили:
А теперь о причине смотивировавшей меня на заявление о предварительном. Во время разгара своей деятельности в этой сфере, я заметил, что по всему району в населенных пунктах, то здесь, то там, стали появляться ЗУ с ВРИ «Огородничество». Один из них фигурирует в примере №1 под предыдущим заголовком.
Напомню, в примере №1 я получил отказ на заявление о предварительном по ЗУ для ЛПХ, расположенном в СЗЗ. А вскоре, не смотря на СЗЗ, точно на том же месте, появляется другой ЗУ, ВРИ которого – «Огородничество». Формирование и предоставление его не законно в виду существования СЗЗ.
Положение дел на октябрь 2023. СЗЗ исчезла, о чём уже говорилось. Внимание, магическое превращение: ВРИ изменился на… «для ведения ЛПХ». ЗУ находится во владении на праве аренды. На ЗУ имеется объект капитального строительства (ОКС). Если ВРИ был изменён до предоставления участка, то должны были быть торги за право приобретения, но информация об этом отсутствует на сайте torgi.gov.ru. Другой случай, если ВРИ ЗУ изменён после предоставления.
Вероятнее всего схема махинаций работает так. Заинтересованному лицу предлагают приобрести землю, в обход проведения аукциона, через знакомых, либо как это было со мной («первый звоночек»). Лицу позволяют оформить в аренду ЗУ с ВРИ «Огородничество», а затем позволяют изменить ВРИ во время аренды (об этом чуть ниже). И, вуаля, лицо становится владельцем ЗУ, пригодного для строительства, без проведения торгов и даже меньше, чем за три года, а после оформления ОКС может выкупить ЗУ у государства по незначительной стоимости.
Сами сотрудники администрации не участвуют в обороте земли, они только лишь немножко превышают свои полномочия, а также используют лазейку в законе и открывают её, когда надо. Однако, при должном рассмотрении, это «немножко» тянет на тюремный срок.
Выше внимание было акцентировано на том, что ВРИ изменился во время аренды, а не при владении на праве собственности (вероятно, изменение было после появления владельца у ЗУ). Вот что вещает МИО МО на этот счёт:
«… арендатор не вправе в одностороннем порядке изменять ВРИ переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить их. … вопрос о возможности изменения … необходимо решать с органом местного самоуправления, являющимся арендодателем.»
А вот что указывается в договоре аренды ЗУ в г.о. Истра, как в случае ВРИ «Огородничество», так и в случае ЛПХ, для простых граждан: «Изменение условий договора … Изменение вида разрешенного использования ЗУ не допускается.»
Как видно, простым гражданам изменять ВРИ во время аренды не разрешается.
Сотрудники администрации настоящие волшебники, благодаря их магии законы растворяются и возникают, когда им это нужно. Или нет, пожалуй. Они просто сознают реалии в стране – маловероятно, что кара за такие преступления закона постигнет их, или скорее даже невероятно.
Мне довелось наблюдать и другой вид махинаций, не связанный с ВРИ «Огородничество». Забавный случай, где сотрудники старались действовать в обход закона и не проводить торги, будет представлен в дальнейшем.
Заявление, которое направлялось в госорганы:
Махинации с ВРИ «Огородничество» ч.2
Ниже описаны другие ЗУ, замеченные в этой махинационной схеме, они сформированы и предоставлены с нарушениями ЗК РФ.
Участок №700
Исходные данные здесь отличаются от прошлого случая. Было заявление на предварительное (от других граждан), в сентябре 2017 последовала публикация извещения и поступили заявки о намерениях участвовать в торгах. Время шло, а аукциона всё не было. Вдруг, неожиданный поворот, в декабре 2018 на территории испрашиваемого ЗУ был сформирован другой ЗУ, ВРИ которого «Огородничество». Итог - непроведение торгов в нарушение ст.39.18 ЗК РФ.
В апреле 2019 ЗУ перешёл во владение на праве аренды. Судя по информации, представленной на кадастровой карте, с этим ЗУ волшебства пока не случилось. Быть может потому, что на тот период начались изменения в кадровом составе земельного отдела и дельце с этим ЗУ не довели до конца. Но это вопрос времени, по прошествии трёх лет уже возможен выкуп ЗУ у государства и далее перевод в другой ВРИ, ну затем и строительство.
Заявление, которое направлялось в госорганы:
Участок №481 (и 482, 483)
Этот случай аналогичный предыдущему, но немного интереснее, потому как ЗУ сформирован на территории санразрыва, который имелся в ПЗЗ на тот момент.
В ноябре 2017 опубликовано извещение и по нему поступили заявки. В октябре 2018 был сформирован ЗУ «Огородничество». В ноябре 2018 ЗУ перешёл во владение на праве аренды. В результате, помимо самих махинаций с огородничеством, на счёт записываются:
- - Формирование и предоставление ЗУ в санитарном разрыве в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- - Непроведение торгов в нарушение ст.39.18 ЗК РФ (впоследствии санразрыв исчез из ПЗЗ).
История этого случая относится и к соседнему ЗУ №482. Также и к ЗУ №483, только извещение было другое и права возникли в декабре 2019.
Заявление, которое направлялось в госорганы:
Меня удивляет, насколько нагло действуют сотрудники администрации. Впрочем, опять же, кому как не им знать, как работают законы в РФ. Вместо того, чтобы найти непримечательный новый ЗУ для своих тёмных делишек, они используют участки, которые должны быть по закону выставлены на торгах.
Спустя время, ПЗЗ, в части определяющей основные ВРИ территориальной зоны «Ж-2», были изменены и максимальная площадь для ВРИ «Огородничество» стала 4сотки, как и во многих других городских округах. Лазейка в законе стала закрытой. Возможно, из-за одного из моих заявлений в госорганы.
Во время описываемых событий, я обратил внимание, что в непосредственной близости с Истринским водохранилищем было немало участков с ВРИ «Огородничество», площадь их больше, чем 5 соток (минимальная для ИЖС/ЛПХ). Судьбу тех ЗУ я не отслеживал. На месте блюстителей закона, обязательно бы провел тщательную проверку, но рассчитывать на их инициативу… кх-кхм. Вообще, за, почти, год активной деятельности на этом поприще, сложилось впечатление, что проверять следует каждый участок, который появился на кадастровой карте. Каждый. Не знаю, какие механизмы контроля имеются в МИО МО, но их явно не достаточно.
Вспомнил один случай на затронутую тему – контроль со стороны МИО. Когда копался на сайте администрации г.о. Истра, наткнулся на один документ…. Кстати, и не на один. Другой интересный документ попался совершенно случайно. Причём он не был представлен в каких-либо разделах, а находился только лишь через поиск, что крайне странно. Он послужит основанием для ещё одной большой истории, не связанной с ЗУ, но сейчас не об этом…. Так вот, я наткнулся на один документ, в котором отменялось решение о переводе большого количества ЗУ из одной категории земель в другую. Не вникал глубоко в тот случай, но, похоже, это ещё один способ махинаций с приобретением земли, схожий с изменением ВРИ. В том случае контроль сработал. Если дойдет дело, то и об этом напишу подробнее.
Косвенным образом я слышал, что участки с ВРИ «Огородничество» согласовывали через суд и потом оформляли. Любой мог воспользоваться этой лазейкой, по закону он чист. Вероятно, кто-то, после отказа со стороны администрации, отстаивал свои права и смог приобрести ЗУ описанным путём. Сам я не стал обращаться в суд.
Незакрытый вопрос. Была ли проведена проверка госорганами в отношении описанных нарушений?
Конец пятой части статьи. Статья не закончена, решил опубликовать сейчас, т.к. уже не уверен закончу ли её. О чем ещё хотелось бы рассказать в дальнейшем:
- - Различные замеченные нарушения;
- - Кому писать жалобы и чего ожидать от госорганов;
- - Чем таки закончилась моя история и какую «награду» я получил.