Аукционные вымогатели
Пришло время сказать пару слов об аукционных вымогателях и объяснить, почему, помимо отказов, направлялось так много заявлений на предварительное. Когда я направлял эти заявления, уже не особенно рассчитывал на согласование и готовился к участию в аукционе, но не потому, что опасался обилия заявок на участие от желающих. Была другая причина. Пробегусь поверхностно.
Просмотрев много извещений, я сначала не понял, почему мелькают одни и те же фамилии желающих участвовать в аукционе, причем в совершенно разных местоположениях и даже районах. Но когда наткнулся на информацию в форумах, стало ясно. Этих людей называют по-разному, аукционные саботажники, мошенники и о них много писали. Лично с ними не сталкивался, т.к. не дошёл до аукциона.
Такие фамилии как Листиков, Рыбченков и многие другие можно было встретить повсеместно на torgi.gov.ru. О мотивах их участия встречались разные версии, наиболее популярная – вымогательство. В обмен на своё неучастие они требуют деньги, в противном случае, поднимают цену на торгах. Ещё вымогатель может победить в аукционе. По правилам торгов, задаток, внесенный для участия, не возвращается в случае незаключения договора по результатам аукциона. Но на тот момент, были схемы возврата задатка или же его можно списать на производственные расходы. Существует реестр недобросовестных участников, в него вносятся незаключившие договор. И здесь имелись лазейки.
В этом явлении одно важно, бояться абсолютно нечего, следует действовать по закону. Для реальных участников могут просто прилично увеличиться сроки приобретения участка (а можно их и сократить, об этом будет особо). Если цена окажется сильно задратой и желающих заключить договор не найдется, придется ждать повторного аукциона. Насколько я помню, такой порядок.
Так вот, я готовился к такому развитию событий. Намеченные противодействия (одни из): во-первых, попытать счастья на предварительном, по нескольким участкам; во-вторых несколько аукционов, чтобы были варианты и альтернативы. Ближе к финалу у меня сложилось представление о целесообразности этих мер, там его и изложу.
Кстати, нельзя исключать того, что заявки от других желающих, на этапе предварительного, могли быть фиктивными. Учитывая произвол, который наблюдался, такое вполне в духе работников имущественного-земельного отдела (ИЗО). Мне не известны механизмы контроля ИЗО со стороны вышестоящих органов. Когда ввели согласование решений в МИО МО, это не всегда работало. Фиктивные заявки могли быть для препятствования в получении участка и задействования коррупционных схем с вымогательством за предоставление участка.
Как пример, на форумах были истории, не конкретно про Истру, о том, как на желающих участвовать в торгах выходили вымогатели, а контактную информацию жертв, можно было получить только через администрацию. Возможно, тот «первый звоночек» мне, был, как раз, такого рода.
Ещё кое-что. Среди тех, чьи фамилии часто встречались в извещениях по предварительному (имеется в виду после окончания срока публикации), как я понял, попадались ещё и просто озлобленные люди, которые уже очень долго ждали аукционов «по своим» участкам. Из-за того, что администрация не организовывала аукционы, они срывали предварительное согласование у других, вероятно, с целью вызвать общее недовольство. Забавный пример одного такого приведу в описании нарушения с непубликацией извещения на torgi.gov.ru.
Список всех извещений на torgi.gov.ru до января 2019г
Вскоре, по некоторым моим заявлениям на предварительное стали публиковаться извещения, в соответствии со ст.39.18 ЗК. Далеко не сразу я стал задумываться о сроках проведения аукциона в Истре, в случае, если поступят заявки на участие. Была пора прояснить ситуацию в этой части. Ранее мне была интересна только цена, ориентировочная. Тогда я не нашёл примеров в Истре, но посмотрел в других районах. Теперь, после подробного изучения сайта torgi.gov.ru, обнаружилась неутешительная картина.
С 06.2014, момента, когда произошли изменения в ЗК, по 01.01.2019 в Истре было опубликовано всего 96 извещений, из них только одно о проведении аукциона после предварительного! В то время как в некоторых других районах извещений было уже по много сотен.
Статистика
Из приведённой статистики следует, что администрацией создавались препятствия:
- - в ходе предварительных согласований, этим объясняется столь малое количество извещений, мой личный пример тому подтверждение;
- - на этапе предоставления, после предварительного, т.к. непонятно по какой причине 27 участков из статистики, не появились на тот момент на кадастровой карте и не были переданы во владение;
- - при организации аукциона, после предварительного, за всё время был проведен только один.
Я изучил каждое извещение и результаты анализа свёл в таблицу. Прослеживаются различные нарушения, случаи рассмотрены подробно и представлены в приложенном файле. Пара примеров:
- - Публикация извещения по участку, территория которого, частично или полностью, совпадает с участком, в отношении которого, ранее поступило заявление о предварительном и мероприятия в его отношении не закончены.
- - Непроведение торгов и формирование другого участка. Конкретно этот пример будет подробно разобран в описании нарушения с ВРИ «Огородничество», ещё одна жемчужина в коллекции.
Вся информация направлялась мной в госорганы, скажу об этом отдельно, ближе к финалу. Список нарушений, выявленных после изучения извещений, приведен ниже.
Бездействие:
- - Затягивание сроков проведения аукциона, сроки подготовки превышают 1,5-2 года.
Различные действия:
- - Предоставление ЗУ в нарушение п.5.1 ст.39.11, п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ;
- - Предоставление ЗУ в собственность в нарушение пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ;
- - Предоставление ЗУ в нарушение СП 2.1.4.2625-10;
- - Формирование и предоставление в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- - Непроведение торгов в нарушение ст.39.18 ЗК РФ;
- - Публикация извещения по ЗУ в нарушение п.6 ст.39.15 ЗК РФ.
Различные действия (возможные нарушения):
- - Непредоставление ЗУ по несуществующим, либо неправомерным причинам;
- - Непредоставление ЗУ в нарушение ст.39.15 ЗК РФ;
- - Предоставление ЗУ при оказании услуги «Предварительное согласование…» на виде права не соответствующем указанному в извещении;
- - Предоставление ЗУ без проведения торгов в нарушение ст.39.3, ст.39.6 ЗК;
- - Не исключается факт осуществления действий в личных интересах должностных лиц.
Вот часть заявления, которое направлялось в госорганы, касающаяся этого пункта. В нём рассмотрены все случаи нарушений из списка с извещениями. Некоторые уже скоро будут рассмотрены подробно.
После подробного изучения torgi.gov.ru, вскрылось, что есть в районе деятели наподобие меня. Так, один человек проявлял активность, стараясь получить предварительное, уже длительное время. На тот момент, по его заявлениям было опубликовано полтора десятка извещений и все ушли на аукцион. Причём, он делал СРЗУ не сам, а пользовался услугами и, наверняка, на это потратил несколько сотен т.р., учитывая, что не по всем заявкам публикуются извещения, ввиду отказов. Позже он направил ещё, приблизительно, столько же, безуспешно.
Другой человек отметился также, на него приходилось около десяти извещений. Разница: они были направлены единовременно, не было такого упорства, как в первом случае.
Был ещё один, другого рода, он не направлял десятки заявок, а действовал противоположно. Про него уже обещал рассказать в другом месте статьи.
В следующем пункте, будет о том, как я воспользовался их трудом, в нашей общей борьбе.
Незакрытый вопрос. Была ли проведена проверка госорганами в отношении описанных нарушений, привлечены ли к ответственности виновные? Большие сомнения в этом.
Первый аукцион
Не питая особых надежд на предвартельное, также, поняв, что сидеть и ждать аукциона в Истре можно до старости, я начал действовать. И сейчас, внимааание! Ниже пойдет информация, для продажи которой, некоторые штамповали книги: как отправить участок на торги после предварительного и как ускорить проведение аукциона.
В ЗК был нюанс, в нём не оговорены сроки организации аукциона после предварительного, в случае поступления заявок на участие. Администрация Истры, как, наверняка, и многих других районов, этим пользовалась. Отсюда и сроки подготовки 1,5-2 года или вообще отсутствие торгов.
Мой ход был таков: вывести на торги участок, подав заявку на госуслугу, сроки предоставления которой, оговорены регламентом для неё. Кроме предварительного, существуют другие госуслуги направленные на предоставление земли, как через торги, так и без. В итоге, было направлено около пятнадцати заявлений на «Предоставление на торгах…», не сразу, постепенно, а объекты я использовал своих коллег по борьбе за клочок земли, из того самого списка извещений, о котором речь шла выше. После моих извещений участки ещё сформированы не были и сроки предполагались бо’льшие.
Поясню, после отказа в предварительном, администрация начинает (должна) подготовку к аукциону. За счет администрации формируется участок, данные вносятся в ЕГКН, участок появляется на кадастровой карте. Также направляются запросы, с целью определения стоимости подключения участка к коммуникациям, чтобы на торгах картина была прозрачная и характеристики предмета торга были определены.
Шло время, уже была пора появиться извещениям о проведении аукциона, но вот беда, опять законы не работают и сроки предоставления услуги не соблюдаются. Мой следующий ход: жалоба на сроки предоставления услуги «Предоставление на торгах…».
Первая попытка отправить жалобу через портал госуслуг МО не увенчалась успехом. Ответили, что такого рода жалобы здесь не рассматриваются, рекомендуем воспользоваться порталом Добродел. Я выразил недовольство, т.к. нельзя оставить жалобу на странице портала самой услуги, что было бы очень логично, учитывая, что, так или иначе, её будет рассматривать МИО. Не стал долго удивляться, рассудок целее будет, и пошёл на Добродел:
«… Согласно регламенту, в случае, если испрашиваемый земельный участок сформирован и сведения о нем внесены в ЕГРН, срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации заявления в Администрации…»
Пришёл ответ из администрации. Часть про обновление кадрового состава интригует:
«Перечисленные … заяви, в настоящее время находятся в работе. По ним ожидаются сведения о технических условиях подключений…
Кроме того на работе управления … негативно отразились обновления кадрового состава сотрудников в должностные обязанности которых входит работа по предоставлению государственной услуги …»
Лёд тронулся, ситуация приобрела положительный характер, только конкретных сроков всё же не обозначилось. В этом ответе присутствует намёк на потери в рядах земельного отдела, вероятно, после недавних событий связанных с «собственностью третьих лиц».
Когда администрация просекла, что устоявшаяся схема неправомерных действий под ударом, на последующие мои заявления о предоставлении на торгах начали приходить отказы с абсурдными обоснованиями. Замечу, не согласованные МИО МО, что не законно. Жалоба, в связи с этими отказами, так же направлялась в госорганы.
Дело близилось к апрелю 2019, я начал переключать своё внимание на участки в других районах, интересных мне, и где, очевидно, ЗК работал полным ходом. Поэтому аукционов, уже наметившихся на горизонте в Истре, я не ждал.
Через несколько месяцев, мне начали приходить уведомления об изменении статуса госуслуги предоставление на торгах: «Услуга предоставлена». Вот так в Истре случился первый аукцион (тот единичный, из перечня извещений, не считаю), и затем они, наконец-то, пошли в серию. По каким-то заявлениям приходили отказы, тогда уже даже не смотрел причины, моя борьба была остановлена: были другие заботы и закончились силы.
Конец третьей части статьи, продолжение следует.