Основная задача депутатов в короткую думскую осеннюю сессию - одобрить (и, по возможности, обсудить) бюджет страны на следующий год. С недавних пор - на трехлетку в целом, но это не суть важно, поскольку параметры все равно пересматриваются ежегодно, и результаты каждого трехлетия заведомо недостижимы, как морковка перед носом осла. На прошлой неделе в Госдуме обсуждали некоторые параметры социальных статей бюджета на следующий год, и “Солидарность” пытается понять, насколько справедлива аналогия с ослом как минимум в отношении работающих пенсионеров, которым не индексируют пенсии с 2015 года.
НЕ РАБОТАЙ И ОБРЯЩЕШЬ
С 1 января 2024 года размер индексации страховых пенсий должен составить 7,5%. Об этом сообщил 24 октября депутатам Госдумы замминистра труда Андрей Пудов. Индексация эта коснется 32,6 млн неработающих пенсионеров, на что уже заложены деньги в проекте федерального бюджета. (Забегая вперед, и представленный Пудовым законопроект, и бюджет страны были на прошлой неделе приняты в первом чтении.) Как дополнила член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб (“ЕР”), изначально планировалось, что страховая пенсия увеличится на 4,6% вместо 7,5%.
- Соответственно, стоимость пенсионного коэффициента составит 133 рубля 5 копеек, а фиксированная выплата к страховой пенсии по старости достигнет 8134 рублей 88 копеек. И это существенное увеличение, потому что оно потребует из бюджета дополнительно средств в размере 234 млрд рублей. Но вместе с тем позволит 32,6 млн неработающих получателей страховой пенсии по старости увеличить пенсионное обеспечение, - пояснила Светлана Бессараб. (Сейчас “пенсионный балл”, как для простоты называют тот самый коэффициент, стоит 123 рубля 77 копеек, а фиксированная выплата к страховой пенсии составляет 7567 рублей 33 копейки.)
Страховая пенсия, таким образом, вырастет на 1572 рубля и достигнет 22 605 рублей. Пенсия по старости - 23 449 рублей (увеличение на 1631 рубль). Но это, конечно, в среднем. Даже беглый осмотр представленных цифр не оставляет сомнений в одном: они увеличиваются, что и пытаются донести до аудитории Минтруд и комитет Госдумы по труду. Не поспоришь, математика здесь прозрачна, по крайней мере на уровне сложения цифр год к году. Но думскую оппозицию смущали не столько цифры, сколько непроизнесенные, как казалось ее представителям, слова по поводу цифр.
- Данный законопроект опять оставляет за бортом индексацию пенсий работающих пенсионеров, - поднял старую (увы, даже слишком старую) тему коммунист Ренат Сулейманов. - Когда будет прекращена дискриминация в [их] отношении и будет восстановлена социальная справедливость?
- Данный проект федерального закона построен на действующем законодательстве, - резонно в отношении любого действующего закона отвечал Андрей Пудов. (И зачем тогда вообще принимать новые законы - можно ведь ненароком нарушить действующие!) - А именно, - продолжал замминистра, - когда индексируется пенсия исключительно неработающим пенсионерам. У работающих пенсионеров формируется дополнительный доход, у них не наступил в полном объеме страховой случай, а именно - заработок.
Вот с этого места можно было бы, кстати, поподробнее. И поэффективнее - с точки зрения правительства, конечно. Зафиксируем: по мнению чиновников Минтруда, пенсионеру не полагается индексация, если он имеет “дополнительный заработок”. Да здесь же поле непаханое! Завел пасеку, продал на базаре огурцы, получил дивиденды с акций “Газпрома” - ну куда тебе еще индексация к пенсии? Сиди себе на своих огурцах и акциях! Ну или уже многими проверенный вариант: работай втемную, мимо налоговой кассы, чтоб, не дай бог, не зафиксировали “дополнительный заработок” сверх баснословных 23,5 тысячи рублей. (Которые, в среднем по стране, самый бедный пенсионер, по идее, делит с самым богатым, не нуждающимся в пенсии вовсе. Последних по стране относительно немного, но заработка у них действительно хватает - не из-за них ли страдают пожилые охранники в школах и магазинах?)
Но это не корреспондент “Солидарности” без спросу влез на думскую трибуну - это краткий пересказ претензий думской оппозиции. А вот подробный:
- Когда вводилась балльная система (начисления будущих пенсий. - П.О.), на среднюю зарплату в течение года можно было заработать 5,7 балла. В 2024 году на среднюю заработную плату, по прогнозу, можно будет заработать 4,3 балла. Соответственно, идет обесценивание накапливаемых взносов. И, соответственно, занижение размера будущих пенсий, - указывала независимый депутат Оксана Дмитриева.
Андрей Пудов в ответ успокоил: стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (не балла, хотя это одно и то же, и для пиара идеи в 2014 году использовался именно этот термин. - П.О.; “но не важно”. - А.П.) постоянно индексируется выше инфляции. Иными словами, только на свои силы, свой труд без этой индексации рассчитывать действительно не стоит.
“АБСОЛЮТНО СПРАВЕДЛИВЫЕ ВОПРОСЫ”
- Фракция ЛДПР инициативу [правительства] поддержит: это лучше, чем было бы, - тоже резонно заявил глава думского комитета по труду Ярослав Нилов. - Что касается вопросов про неиндексацию пенсий работающим пенсионерам - абсолютно справедливые вопросы. Мы уже несколько лет всеми силами не можем выковырять эту норму из действующего законодательства.
Ну, не всеми: есть же еще и “ЕР” с правительством… Между тем Нилов напомнил о таком нюансе: после “окончательного выхода на пенсию” вчера еще работающему пенсионеру компенсируется вся индексация за проведенные “лишние” на работе годы. Это классическая аргументация представителей правительства за запрет индексации. Которая не учитывает (или как раз наоборот - очень даже учитывает), что не всякий до этой индексации доживет, особенно с повышением пенсионного возраста.
- Мы своим решением [об отказе в индексации] вынудили 8 млн человек бросить работу, не платить налоги. И мы им недоплачиваем сумму меньшую, чем они вернули бы в бюджет, работая [в виде НДФЛ], - увещевал коллег справоросс Валерий Гартунг. - Спрашивается: когда в нашей стране сейчас не хватает рабочих рук - ну, может быть, пора уже отменить это глупое и несправедливое решение?
Интересно при этом, что в оппозиционных выступлениях по законопроекту об индексации страховых пенсий речь шла не о его сути “по букве и цифре”. Буквы и цифры в них говорили о решении восьмилетней давности о неработающих пенсионерах, но за текущую индексацию проголосовали все, кто мог. Это даже позитивный момент: значит, вопреки утверждениям некоторых, не все потеряно в российской избирательной демократии. Значит, депутаты думают, что за голосование “против” им еще отвечать перед избирателями. Кто бы они ни были.
- Логика простая: либо урвать что-нибудь еще, чуть-чуть от государства, либо не получить ничего. В этом смысле наша фракция будет голосовать “за”, - без обиняков заявил коммунист Алексей Куринный.
Пожалуй, это действительно так, и речь не только о данном законопроекте. На следующий день, например, при подобных, навязанных оппозицией же дебатах - оппозиция голосовала за увеличение МРОТ со следующего года на 18,5% до 19 242 рублей в месяц. Иначе избиратели не поймут. А они, вопреки злым языкам, у депутатов пока еще есть… “Либо урвать, либо нет” - по сути, звучало все то же самое. Экономика поверялась справедливостью, а справедливость - законностью, согласно которой “в действующем законодательстве не предусмотрено”.
- Обман общества и обман пенсионеров - он уже находится в таком саморегулируемом состоянии. То есть он самонастраивается. И авторы и апологеты всей этой системы даже не могут понять: а что вообще происходит. Не могут просто одну цифру правильно поделить на другую, - поясняла непонимающим, что именно происходит, профессор экономики Оксана Дмитриева. - Идет дискриминация всех будущих и нынешних пенсионеров. Чтобы получить один пенсионный коэффициент, сегодня нужно заплатить в два раза больше взносов, чем вы это делали пять лет назад. А как же за это время вырастет средняя заработная плата (достигнув 80 тысяч рублей в 2024 году)? Она вырастет в 1,68 раза. А стоимость индивидуального пенсионного коэффициента за это время выросла в 1,5 раза. Соответственно, это механизм занижения пенсии по отношению к средней заработной плате. И, более того, постоянное снижение эквивалента пенсионных прав, которые получаются на выплачиваемые взносы.
Но ведь и правда: увеличение соцобязательств государства даже на рубль в месяц нельзя назвать чем-то плохим. До тех пор, пока соответствующую открытку не получит конкретный человек и не напишет на обороте слова благодарности.
Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"