Найти тему
Сказки-Подсказки

Мировоззрение человека и его особенности

"Мировоззрение" человека можно понимать буквально как воззрения (т.е. взгляды) человека на мир. Но всё не так просто, как кажется. Мировоззрение представляет собой сложную систему знаний, ценностей и убеждений человека. Об этом очередная сказка-подсказка.

«Опять тонну домашнего задания по алгебре задали, – сердито пробормотал Гвидон. – А жить-то я когда должен успевать?!» С тяжёлым сердцем мальчик медленно шёл в сторону дома, оттягивая до последнего момент, когда нужно будет садиться за решение задач и уравнений. Вдруг чей-то звонкий, радостный голос заставил Гвидона вздрогнуть и на секунду забыть о своих горьких думах. «Эй, приятель! Ты чего такой грустный?» – это Кирилл (одноклассник Гвидона), улыбаясь во все 32 зуба, догонял понурого приятеля, явно намереваясь поднять ему настроение. «Вот как будто мы в разных классах учимся, – сердито подумал Гвидон. – У него же столько же домашнего задания, сколько и у меня! И даже больше! Я прошлую самостоятельную по алгебре на «4» написал, а он на «3», ему же ещё работу над ошибками делать». Секрет Кирилла оказался очень прост. «А ты посмотри на это с другой стороны, - предложил паренёк. – Получать «трояки» за самостоятельную никто не любит, а как ещё подготовиться к проверке, если не тренироваться дома? Большое домашнее задание – отлично, больше дома нарешаем, легче на самостоятельной нам будет!» Аргументы Кирилла, хотя и показались Гвидону вполне логичными, всё-таки вызывали некоторое недоверие. Не чувствовал в себе Гвидон душевных сил начать ни с того ни с сего радоваться огромному домашнему заданию. «Как это у тебя так получается – никогда не унывать?» – спросил Гвидон Кирилла. «А это потому, что я точно знаю, что во всём можно найти свои плюсы и преимущества. У меня , а у тебя пессимиста», – пояснил Кирилл и, всё также лучезарно улыбаясь, поспешил домой.

«Ну замечательно, ещё и мировоззрение какое-то сюда приплёл!» Что такое мировоззрение Гвидону было понятно интуитивно, но поскольку мальчик привык полагаться на учебник по «Обществознанию», а не на интуицию, он решил подойти к этому вопросу основательно. Тем более, что это было уважительной причиной пока что отложить выполнение домашнего задания по алгебре.

И так, Гвидон выяснил, что мировоззрение – это целостное представление человека о мире (природном и социальном) и о самом себе. Определение из учебника звучало легко и просто, но вызывало у Гвидона вопросы. «Как-то это всё абстрактно звучит, получается, что мировоззрение – это мысли человека обо всём на свете, но зачем тогда выдумывать отдельный термин и посвящать ему целый параграф в учебнике. В чём конкретно выражается мировоззрение?» На помощь Гвидону пришёл бывший владелец библиотечного учебника, который подчеркнул в тексте учебника простым карандашом три слова: знания, ценности и убеждения. «Вот оно! – подумал Гвидон. – Краеугольными камнями мировоззрения являются наши знания, ценности и убеждения! Вот, например, Кирилл. Он убеждён, что во всём можно найти положительные аспекты. Он знает, что на самостоятельной будут задания аналогичные тем задачкам, которые учитель включил в домашнее задание. И ценит возможность отработать свой навык дома в спокойных комфортных условиях».

Кроме знаний, ценностей и убеждений, как выяснил Гвидон, внимательно прочитав текст учебника, структура мировоззрения включает в себя идеалы, верования, нормы и другие компоненты. Мысленно поставив себе в голове галочку – спросить Кирилла о его идеалах и верованиях, Гвидон продолжил разбираться с тем, какими особенностями обладает мировоззрение.

Целостность (или системность) мировоззрения, как это понял Гвидон, заключается в том, что мировоззрение представляет собой не хаотичный набор отдельно взятых знаний, идей или эмоций, а единую систему. «Вот например, мои представления об обществе. Столько лет учу обществознание, книжки читаю, общаюсь с самыми разными людьми, поэтому понимаю, что такое общество в целом». Читая об историчности и социальности мировоззрения, Гвидон сразу же вспомнил про Средневековье с его идеей служения Богу и впервые задумался о том, а каким бы было его мировоззрение, если бы он жил где-нибудь во Франции в Средние века. «Был бы добропорядочным прихожанином церкви, без вариантов», – решил для себя Гвидон. «А что касается социальности мировоззрения, то тут всё понятно. Окружающие люди и события оказывают постоянное влияние на формирование мировоззрения человека, готов спорить, что у Кирилла в семье все оптимисты, иначе где бы он этому научился».

Погрузившись ненадолго в размышления о Кирилле и его семье, Гвидон, сам не замечая того, начал улыбаться. Кирилл оказался хорошим примером для понимания и других особенностей мировоззрения. «Мировоззрение определяет общую направленность личности, – читал Гвидон. – Надо полагать, что речь идёт о том, что мировоззрение в силу своей всеохватности сказывается на всех наших привычках, наклонностях, жизненных целях и так далее. Вот Кирилл, не прошёл мимо, остановился, поговорил со мной по дороге домой, хотя дел у него очень много, а всё потому что он хотел мне помочь увидеть, как многое я воспринимаю в негативном свете, и насколько веселее живётся тогда, когда ты думаешь о хорошем. Замечательный всё-таки у меня одноклассник. Наверное, он и сам не сразу пришёл к такому образу мыслей, мировоззрение формируется постепенно, вот и мировоззрение оптимиста возникает не сразу, как по волшебству. Но это же отлично! Значит и я смогу стать оптимистом, не сразу, но у меня получится! Вот прям чувствую уже в себе силы заняться алгеброй. Ну а что! Хорошая отметка за самостоятельную – это ведь неплохо».

С этим боевым настроем Гвидон достал тетрадку из портфеля и бережно открыл учебник по «Алгебре» на нужной странице. Правда, при этом он случайно смахнул со стола учебник по «Биологии», в котором к завтрашнему дню тоже нужно разобрать огромный параграф. Лицо Гвидона вновь стало хмурым. «Ну ничего страшного, - поймал себя на этой мысли Гвидон. – Оптимистами не рождаются, а становятся. Получилось с алгеброй, получится и с биологией».

ТЕОРИЯ.

Тема 1.2 в кодификаторе ЕГЭ_2024 (Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека).

Более подробно теория по теме представлена здесь

Мировоззрение – это целостное представление человека о мире (природном и социальном) и себе самом, которое выражается в системе знаний, ценностей и убеждений.

Структура мировоззрения:

  • знания и опыт,
  • ценности,
  • убеждения,
  • идеалы,
  • верования;
  • нормы.

Убеждения – устойчивые идеалы и принципы человека, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Особенности мировоззрения

  • целостность (системность),
  • историчность/социальность,
  • формируется постепенно,
  • определяет общую направленность личности.